Мировой государственный долг: к чему стоит готовиться

ZN.UA Эксклюзив Инфографика
Поделиться
Перед политиками стоят вызовы, требующие немедленного решения. 

Рост мирового государственного долга уже длительное время вызывает беспокойство. Если раньше беспокоил государственный долг развитых стран, то теперь то, с какой скоростью приумножают финансовые обязательства бедные страны, свидетельствует о более системной проблеме. Об этом пишет Виктор Козюк, д.э.н., проф., заведующий кафедрой экономической теории Западноукраинского Национального Университета, член Совета НБУ (2016-2023 годы), в статье "Глобальный долг. Куда ведет мир безответственность".

"Метрики предельной долговой нагрузки в 60% ВВП выглядят анахронизмом. Страны, поддерживающие соразмерный уровень долга, уже выглядят как образец макроэкономической сдержанности и фискальной бережливости", - пишет автор.

По словам автора, на стороне факторов, подталкивающих долговую нагрузку правительств вверх, уже традиционно рассматриваются расходы, связанные со старением населения. Но к ним добавились расходы на "зеленый" переход и промышленную политику. Геополитическая напряженность существенно повлияла на то, что повышение военных расходов будет существенным драйвером долговой нагрузки на ближайшую перспективу.

С одной стороны, исторически пиковые показатели роста уровня государственного долга были связаны с войнами. Поэтому снижение долговой нагрузки происходило относительно стабильно после завершения войн.

С другой стороны, правительства часто полагались на центробанки для ослабления бремени именно пиковых уровней долговой нагрузки. То есть достаточно свидетельств, что значительные объемы государственной задолженности ограничивают площадь маневра с помощью процентных ставок и регулирования финансового сектора.

Большинство современных исследований однозначны. Монетарная политика может создать ощущение обезболивающего для долговых заимствований путем поддержания более низких ставок. Однако в долгосрочном периоде рынки возвращаются к корректной оценке рисков инфляции и долговой устойчивости, в результате чего монетарные стимулы не дают очевидных преимуществ, но усиливают давление в сторону повышения инфляционных премий.

Итак, если стабилизация долговой траектории вряд ли будет находиться на фискальной стороне, то к чему готовиться центробанкам? Самый простой ответ — к давлению.

Очевидна проблема сопоставления электоральных потерь и выгод от давления на центробанки и реформ в публичных финансах. Выгоды от давления являются более краткосрочными, а потому в интересах правящей коалиции. Выгоды от реформ являются более долгосрочными, а потому их конвертация в электоральные преимущества неопределенна.

С другими статьями автора можно ознакомиться по ссылке.

 

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме