ПОСЛЕДНИЙ БАСТИОН — ФИНАНСОВЫЙ

Поделиться
Почему бюджет Крыма стал постоянной причиной конфликтов внутри автономии В среду на этой неделе ...

Почему бюджет Крыма стал постоянной причиной конфликтов внутри автономии

В среду на этой неделе сессия Верховной Рады Крыма вместо того, чтобы утвердить представленный правительством полмесяца назад бюджет, приняла представление в Конституционный суд: закон о госбюджете Украины на 2002 год якобы нарушает конституционные полномочия автономии. Непринятие бюджета поставило под вопрос финансирование множества жизненно важных для Крыма мероприятий, и поэтому Леонид Грач тут же обратился к премьер-министру страны Анатолию Кинаху с просьбой финансировать хотя бы избирательные комиссии, ибо отсутствие средств ставит под вопрос их деятельность вообще. Как заявил предизбиркома Крыма Иван Поляков, комиссия хоть сегодня может прекратить свою работу.

Казалось бы, хоть и не простой, но чисто экономический вопрос о бюджете автономии, который и прежде вызывал споры, на этот раз обострился как никогда раньше. Крымское правительство доработало и утвердило окончательно бюджет автономии сразу, как только был утвержден бюджет общегосударственный, и уже 5 февраля подало документ на рассмотрение в Верховную Раду Крыма. До сессии оставалось еще 15 дней — срок достаточный для того, чтобы изучить документ. Но спикер парламента Леонид Грач в тот же день на заседании президиума заявил, что правительство сорвало сроки и что бюджет в феврале рассмотрен не будет.

Документ пустили по всему бюрократическому кругу. Его рассматривали депутатские комиссии, Счетная палата, наконец, Ассоциация органов местного самоуправления. Крымские газеты одна за одной публиковали разоблачительные статьи то в адрес Верховной Рады, то в адрес правительства. Дошло до того, что парламентская газета два номера подряд публиковала дословную стенограмму собрания Ассоциации органов местного самоуправления, где в основном сельские головы от документа не оставили камня на камне. Хотя, как заметил глава правительства Валерий Горбатов, это «рассмотрение республиканского бюджета вообще не входит в полномочия Ассоциации потому, что он на 99 процентов их не касается». Целый ряд пресс-конференций до предела политизировал проблему бюджета и запутал ее суть, поскольку на свет Божий вытаскивались все новые, часто несущественные обстоятельства. В результате в канун сессии именно Ассоциация органов местного самоуправления приняла решение рекомендовать парламенту отклонить бюджет, даже не вынося его на рассмотрение. Если учесть, что председателем Ассоциации является г-н Грач, то нетрудно догадаться, что Верховная Рада именно так и сделала. Глава правительства Валерий Горбатов сказал, имея в виду такие подходы, что «эта лжеполитика уничтожает экономику…»

С экономической точки зрения наиболее точно суть проблемы выразил министр экономики Крыма Арсений Яценюк:

— Украина перешла на более прогрессивный по сравнению с прежним метод формирования бюджета — нормативный. С этого пути она уже вряд ли свернет. Но дело в том, что одноканальный бюджет, которого добивается Крым и который якобы вытекает из ее Конституции, несовместим с нормативным методом формирования бюджета, и, добиваясь его, Верховная Рада автономии просто зря теряет время. Если допустить, что Крым получит одноканальный бюджет, то по такому же пути захотят пойти Донецк, Днепропетровск, Луганск, Киев и другие регионы, у которых есть сверхдоходы и у которых государство постоянно производит изъятие. А что случится, если из Крыма уйдет «Титан», содовый, «Союз-Виктан» и еще три-четыре завода — что тут тогда останется? Тут не останется ничего. У кого тогда деньги будем просить? Скажут: вы же хотели одноканальный — то вот вам одноканальный…

Но Верховная Рада в такую даль заглядывать не стремится. Депутатам, и Леонид Грач это неоднократно озвучивал, кажется, что если «все налоги оставлять в Крыму», как вроде бы записано в Конституции автономии, то это будет значить, что в крымской казне денег станет значительно больше…

Но так ли это?

Главная коллизия крымского бюджета-02 в том, что правительство и Минфин Крыма, получив из столицы общегосударственный бюджет, сформированный по нормативному принципу, не могли формировать свой документ на какой-то иной основе. В то же время сам нормативный принцип почему-то оказался для крымских политиков полной неожиданностью. В запале взаимных обвинений Верховная Рада эту особенность просто прозевала. Нечего даже и говорить, что пожелания парламентариев ни в какие формулы не вписывались. Отсюда и нынешняя борьба против проекта бюджета, которую повели депутаты, Счетная палата и Ассоциация органов местного самоуправления.

Другая коллизия, о которой «ЗН» уже столько раз рассказывало, содержится в самой Конституции Крыма. Хоть в ней и сказано, что все налоги, собранные в Крыму, остаются в распоряжении автономии, но впоследствии эта норма нивелируется, во-первых, поправкой депутата Ивана Зайца о том, что нормы крымской Конституции не могут противоречить украинскому законодательству, и если это случается, то действуют общегосударственные законы, во-вторых, другими законами, в которых говорится, что бюджет Украины формируется «с учетом Конституции Крыма», а не «в соответствии с Конституцией Крыма». И при этом нельзя сказать, что бюджет Украины особенности крымской Конституции не учитывает — уже несколько лет подряд Крыму Киев оставляет дополнительно и акциз в полном объеме, и подоходный налог, и другие сборы. Но когда Крым на 2001 год сформировал вопреки всему здравому смыслу одноканальный бюджет, Конституционный суд просто отменил это решение. Вот эти-то тонкости в Крыму по-прежнему не учитывают, предпочитая вопреки логике настаивать на абсолютном праве на одноканальный бюджет.

Но может быть, у крымских депутатов есть объективные экономические причины не принимать подготовленный правительством документ?

По многим показателям крымский бюджет-02 является лучшим, чем бюджеты предыдущих лет. По объему он на втором месте в стране после бюджета Киева. В целом он на 25 процентов больше бюджета прошлого года. На социальные расходы предусмотрено использовать почти 80 процентов расходной части. Увеличены расходы на образование, здравоохранение, социально-культурные программы. Финансирование капитального строительства увеличится в два раза.

Самый большой недостаток, который видит в проекте бюджета глава парламента Леонид Грач, как он сказал об этом в специальной телепередаче, состоит в том, что «статьи бюджета размазаны, как масло по тарелочке, и ресурсы не сконцентрированы ни на одном направлении». Самый большой недостаток, по мнению председателя постоянной депутатской комиссии по вопросам бюджета Владимира Воюша, как он сказал об этом на специальной пресс-конференции, состоит в том, что «бюджет имеет скрытый дефицит в 80 млн. гривен».

Претензии Счетной палаты к проекту можно сгруппировать по трем направлениям: во-первых, необоснованное, по ее мнению, увеличение поступлений от акциза, что и создает скрытый дефицит в 80 миллионов, во-вторых, отсутствие плана и пообъектной сметы по капитальному строительству на 2002 год, в-третьих, чрезмерное финансирование органов исполнительной власти.

Министр экономики Крыма Арсений Яценюк, как и глава правительства Валерий Горбатов, заместитель министра финансов Людмила Арсентьева с этими утверждениями не согласны. По их сведениям, поступления акциза в бюджет 2002 года запланированы в сумме 303 миллиона гривен. Счетная палата считает, что это нереальная сумма, поскольку возникли проблемы у главного производителя водки в Крыму — фирмы «Союз-Виктан» (падение производства на 20 процентов). Арсений Яценюк говорит, что рост акциза в прошлом году составлял 56 процентов, а на 2002 год запланировано его увеличение всего на 8 процентов. К тому же Верховная Рада опять приняла решение о продолжении эксперимента по поддержке производителей подакцизных товаров, и темпы роста могут быть восстановлены. Г-н Яценюк соглашается, что 303 миллиона — цифра не маленькая, ее мобилизовать будет не просто, но он уверен, что она реальна. К тому же в прошлом году государство простимулировало производителей подакцизных товаров на 230 миллионов долларов, и эти деньги так или иначе должны быть государству возвращены…

Второе. Парламентарии подвергают сомнению правильность расходования 86 миллионов гривен, направленных на капитальное строительство, и требуют уже сейчас предоставить сметы всех объектов. Правительство не возражает: сметы и другие документы будут разработаны специалистами в ходе выполнения бюджета, как это было всегда. Но депутаты все равно твердят о «разбазаривании».

Третье. Несмотря на то что финансирование представительской власти в последнее время возросло значительно больше, чем исполнительной, Верховная Рада обвиняет составителей бюджета в чрезмерной любви к себе, любимым, и требует сократить численность. Правительство утверждает, что есть официальный план сокращения численности органов исполнительной власти и он выполняется.

Арсений Яценюк говорит, что «правительство готово рассмотреть любое предложение Верховной Рады, если оно продиктовано здравым смыслом и соответствует закону, согласно внести коррективы в бюджет и что о противостоянии не может быть и речи, если разговор идет на профессиональном уровне, а если на эмоциональном — то тут есть вопросы…»

Со своей стороны Леонид Грач продолжает обвинять Валерия Горбатова в срыве финансирования программ и задержке бюджета. Валерий Горбатов говорит, что происходит «искусственное, умышленное затягивание бюджетного процесса. Бюджет — это последний бастион, за который держится оппозиция во главе с Грачом перед выборами. Больше не на чем показать свое радение за народ».

Почему все это стало возможным?

Во-первых, потому, что на протяжении уже как минимум пяти лет Киев никак не приведет в соответствие все законы о крымской автономии, которые чем дальше, тем больше противоречат друг другу. Во-вторых, некоторые крымские политики рискуют уже несколько лет играть, с одной стороны, на этих противоречиях, а с другой — на мягкости и уступчивости Президента, Верховной Рады Украины и Кабинета министров, которые никак не отважатся указать автономии, в какой стране она живет. В результате даже отмененные Конституционным судом и Президентом решения автономии до сих пор не приведены в соответствие с украинским законодательством.

Все больше людей в Крыму считают, что бюджет примерно в таком же виде, возможно, с непринципиальными изменениями и уточнениями, будет утвержден сессией в марте, что будет свидетельствовать об одном: противостояние нагнеталось противостояния ради да еще из-за популистского стремления показать, кто в Крыму главнее.

Но разве это дело? И разве это работа?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме