Почему Украина (не)интересна венчурным фондам

03 мая, 2021, 17:00 Распечатать
Отправить
Отправить

Анализируем отечественные стартапы 

Интерес венчурных фондов к Украине возник в 2010–2011 годах, когда глобальные инвесторы увидели интеллектуальный потенциал наших стартаперов. В первую очередь их интересовали инновации и изобретения с экспортным потенциалом. Но этого оказалось недостаточно…

Следует различать ранние (seed-Series A), и поздние (Series B+) раунды инвестиций.

Ранняя стадия — это когда стартапер приходит к инвестору со своей идеей или прототипом изобретения, и просит средства, чтобы собрать штат сотрудников, снять офис, провести исследования рынка, попробовать запустить продукт и провести его тест в реальных условиях.

Раунды инвестирования В+ — это вложение средств в стартапы, доказавшие свою актуальность и состоятельность для рынка. Деньги идут на масштабирование компании (расширение штата, географии присутствия, открытие новых офисов), а еще дальше — для подготовки продажи стратегическому инвестору или перед выходом на IPO.

Например, проект Zakaz.ua, оборот которого нереальный как для украинского рынка и для Европы — это уже заметная компания. Но так как они работают только в Украине и не дают надежды на международную экспансию, то «поздние» инвесторы не увидят в компании возможности получить 3–4-кратную прибыль с их текущего этапа развития. Аналогичный пример — известная компания Uklon. Пару лет они почти прибыльны и по сути в Украине им больше некуда стремительно развиваться.

Если у стартапа нет идеи и плана, как потратить привлеченные инвестиции на развитие, то и вкладывать в него нет смысла. Чтобы поднять большие поздние раунды украинские стартапы должны иметь прицел развиваться только на экспорт. Это правильно и с точки зрения венчурного инвестора (ему нужна доходность), и с точки зрения макроэкономики Украины (экспортные деньги), и с точки зрения основателей компании, которые обязаны биться за мировое признание.

На ранних стадиях инвестиций Украина — интересная страна для инвесторов. Даже международные фонды, например, Mangrove Capital, Point Nine Capital, смотрели на украинских стартаперов и вкладывали в них деньги еще 5–10 лет назад. В их интересе случился перерыв, вызванный началом войны в 2014 году, но с 2016–2017 годов они постепенно возвращаются.

Сейчас мы видим, что в Украине появляются новые стартапы, фонды, инкубаторы. В стране плотно работает американский акселератор Startup Wiseguys, американский венчурный фонд SMOK с акцентом на поиск стартапов в Украине и Польше.

Напомню, что техногигант из «большой пятерки» — Google — начинался как стартап в 1996 году, а в 1998-м он получил первую «ангельскую» инвестицию в 100 тыс. долл. от сооснователя Sun Microsystems Энди Бехтольшайма. Через год подняли раунд финансирования в размере 25 млн долл. от крупнейших инвестфондов Kleiner Perkins, Caufield & Byers и Sequoia Capital. Кстати, Sequoia Capital в свое время инвестировала еще в один стартап из «большой пятерки» — компанию Apple.

Что в Украине?

Ряд украинских стартапов, в свое время получивших инвестиции на ранних стадиях, становятся известны за рубежом. Grammarly исправляет ошибки при вводе текста. Preply — сервис для онлайн-обучения с репетиторами. Reface — приложение на базе искусственного интеллекта, в котором люди могут менять лица на фото и видео. Ajax — разработчик беспроводных систем безопасности. Финтех-продукты Revolut, Transferwise тоже имеют украинские корни.

Почему Украина интересна для инвестиционных фондов с вложениями на ранних стадиях?

  1. Развивающийся рынок стартапов с большим потенциалом. Изобретательское дело — своего рода социальный лифт для молодых людей в Украине. Для придумки стартапа нужны идеи, трудолюбие и навыки, которые можно получить даже без высшего образования.
  2. Молодые амбициозные люди со знанием английского языка. Желание стать частью глобального сообщества руководит молодыми украинцами.
  3. Интеграция с международными рынками. В том числе, благодаря введенному безвизу и в целом — заинтересованности западных стран в Украине как государстве.

Хакатон INT20H

Что мешает украинским стартаперам в коммуникациях с зарубежными фондами?

  1. Политическая и макроэкономическая нестабильность, отсутствие верховенства права в Украине. Это негативно влияет на вхождение зарубежного капитала в страну. Если ситуация не исправится, талантливых украинских стартаперов и разработчиков будут и далее забирать в другие страны и там же регистрировать и развивать их компании.
  2. Неуверенность в себе, которую называют «меншовартістю». Не все украинские стартаперы представляют себе, что со своими продуктами они могут «взрывать» рынки США, Великобритании, ЕС.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе Украина, увы и ах, может рассчитывать на то, что у нее есть. На экспорт сырья, которым в данном случае являются наши разработчики.

В долгосрочной перспективе Украине нужно справиться со своими экономическими и государственными проблемами и планировать трансформацию из экспортера сырья в полноценный рынок инноваций.

Наиболее перспективными направлениями в Украине считаем agritech, foodtech, продукты на базе искусственного интеллекта и Data Science, сервисы для логистики и ритейла, финтех. Потому что для каждого из них в стране существует фундамент.

Статус «житниці Європи» (agritech) следует адаптировать под современные запросы инвестиционного рынка. На базе наших сельхозпроизводителей, которые по объемам производства являются европейскими или иногда даже глобальными лидерами, можно строить целые стартап-лаборатории. Например, вертикальные фермы с роботизированным управлением и автоматизированной доставкой продукции покупателям. Эта технология экспортная, ее можно продавать в города и страны, где не хватает свободной земли для производства фруктов и овощей. Например, в Амстердам или ОАЭ.

В финтехе у нас есть пример Monobank. Этот продукт не только упрощает коммуникацию между эмитентом и держателем карты. Он — источник Bigdata для банка, на основании которого можно исследовать рынок в общем и конкретного покупателя в целом. Кстати, большинство функционала, на базе которого европейские необанки получают свои космические оценки, было реализовано в Приват24 еще более пяти лет назад.

Ритейл вышел за пределы традиционных отношений между покупателем и продавцом. Украина — образец для подражания в сфере синтеза офлайн- и онлайн-торговли, выстраивания долгосрочных отношений с клиентом. Традиционный офлайн-ритейл — «Сільпо», Good Wine, «Эпицентр» — активно культивируют e-commerce и доставку, а Rozetka комбинирует электронную коммерцию с офлайн-точками выдачи товаров.

Для всего этого нужна автоматизация, сложные маркетинговые системы, виртуальные продавцы-консультанты, работающие в рамках искусственного интеллекта, современные логистические системы.

В общем, работы для новых стартапов, всерьез нацеленных поднять инвестиции за рубежом, вполне достаточно.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК