Смею ответственно утверждать: первым на правительственный переворот в РФ отреагировал наш ПФ. В тот самый момент, когда юный и.о. российского премьера сообщал местным СМИ, что первоочередной задачей нового Кабмина будет беспощадная борьба с монстром социальных долгов, наш пенсионный актив докладывал о своих достижениях на ниве вексельного обслуживания долгов хозяйствующих субъектов перед Пенсионным фондом Украины.
Товарная биржа, агентство по банкротству или...
В общей системе неплатежей, успешно внедренной в нашей стране реформаторами, весомое место принадлежит пенсионным долгам. По сообщению первого заместителя председателя правления ПФ Украины Виктора Онищука, на сегодня они составляют примерно 2,7 млрд. грн. Из них почти 90% делят между собой предприятия Минагропрома, Минуглепрома и Минпромполитики (около 100 хозсубъектов задолжали свыше 1 млн. грн., еще столько же - свыше 500 тыс., а порядка 2000 - свыше 100 тыс. грн.). Естественно, с таким положением дел ПФ никак не мог согласиться и только в прошлом году провел 10 тыс. проверок. Итог - около 400 млн.грн. доначислений, оштрафовано 54,5 тыс. ответственных лиц на сумму 4,4 млн. грн., в суды направлены 8,9 тыс. исков, т.е. работа на финансово-юридическом фронте борьбы со злостными неплательщиками не прекращалась ни на минуту.
Учитывая преимущественно бартерный характер товарообменных процессов в отечественной экономике, Фонд не мог проигнорировать и такую «прогрессивную» форму расчетов по пенсиям, как натуроплата. Это позволило сократить долги прошлого года еще на 75 млн. грн. Всемерно одобряя сей великий почин, 18 февраля с.г. Кабмин и НБУ постановили предоставить ПФ право «первой ночи» при реализации сельхоздолжниками своей продукции. Теперь от продажи зерна, сахара и семян подсолнечника в пенсионную копилку должны поступить соответственно 50, 20 и 0,2 млн. грн. Всего же через бартерный оборот в кассу ПФ должно в текущем году влиться около 100 млн. грн. (более чем скромно при общем бюджете Фонда в 11 млрд. грн.).
Однако нависшая угроза трансформации в товарную биржу заставила пенсионных дел мастеров серьезно задуматься. И поскольку традиционный вопрос «Кто виноват?» находился вне их компетенции, был изучен не менее старинный - «Что делать?» Ответ пришел из акционерного почтово-пенсионного банка «Аваль»: будем брать векселями. Как простыми, так и переводными.
Идея была такова: чем заниматься продажей продукции должников, лучше торговать их векселями. Тем паче необходимый аппарат налицо, надо лишь нанести несколько спецштрихов, в их числе - джентльменский набор из постановления Кабмина, приложений к нему и развернутой инструкции.
Согласно документам, простые векселя выписываются на срок до 90 дней и должны быть авалированы одним из банковских «китов»: («Украина», Проминвестбанк, Укрсоцбанк, Укрэксимбанк). Переводные же векселя выписываются органами ПФ по согласованию с уполномоченным банком (УБ) «Аваль», на который возложен риск невозврата долга. Поэтому для предварительного изучения финансового состояния потенциального векселедателя в первой половине 1997 года проведено анкетирование и введены в компьютерную память сведения о 8300 крупных и средних должниках.
При ПФ создан экспертный совет, где заявки на оформление переводных векселей рассматриваются с точки зрения сроков и дисконта. Последний может доходить до 30%, что означает потерю довольно приличной части долгов - правда, зачастую безнадежных. После принятия решения вексель выписывается местным отделением ПФ, передается для акцепта должнику и далее в УБ, который по истечении срока оплачивает его Фонду (или учитывает в случае наличия покупателя векселя).
По словам В.Онищука, такая форма расчетов привлекательна для должников тем, что предоставляет возможность, во-первых, избежать немедленных исков о признании их банкротами, а во-вторых, погасить вексель опять-таки товарными поставками или, скажем, передачей имущества социальной сферы. На мой вопрос, будет ли операция авалирования добровольной и не повторятся ли здесь известные истории с кредитами угольщикам и аграриям (особенно с учетом того, что и в данном деле эти отрасли «ходят в передовиках»), зампред ответил утвердительно.
Представитель банка «Аваль» сообщил собравшимся, что, обладая 90 филиалами и 450 вынесенными рабочими местами, банк вполне готов к выполнению новой функции. Хотя, мне кажется, ситуация диктует наличие совсем иной инфраструктуры - типа элеваторов и других массовых хранилищ пенсий в натуральном выражении. Тем более, что в эксперименте примут участие порядка 14 тыс. хозсубъектов, из коих в 1998 году намерены выкачать 500 млн. грн. А так как в 1997 году выкачать удалось лишь 18 млн. и за минувшие месяцы этого года - около 2 млн., столь внушительная разница между громадьем планов и скромностью реалий не может не родить сомнения в эффективности предложенной процедуры.
Способны ли смотрящие вниз увидеть небо
в алмазах?
Вексельная схема, как и большинство рождающихся в умах правительственных и околоправительственных экономистов идей, пытается лечить не причину болезни, а ее следствие (в данном случае - бартер). Имя этой причины - демонетизация. Еще раз это подтвердило опубликованное в феврале Международным центром перспективных исследований квартальное обследование отечественных предприятий. 67,5% опрошенных руководителей используют бартерную торговлю ввиду отсутствия денег то ли у партнеров (89%), то ли на своем предприятии (79,3%). На банковские же и иные неурядицы жаловались не более 25% «бартерианцев».
В этой связи изрядное сомнение в адекватности ситуации вызывает фраза из недавнего выступления Президента перед руководителями налоговых служб: «Итоги минувшего года и двух месяцев нынешнего свидетельствуют, что пройдена самая тяжелая, изнурительная фаза борьбы за выживание. Образно говоря, имеем возможность оттолкнуться от кризисного дна...» Имеем, конечно, но при одном условии: если дно - твердое, а не жижа. Увы, но именно она проглядывает из госкомстатовских итогов двух месяцев.
Итак, за этот период промышленное производство увеличилось на 1,9%, а в натуральном выражении выпуск его важнейших видов вырос по сравнению с 1997 годом более чем на 50%. Но почему-то никто из официальных лиц не обратил внимание на структуру этого роста.
Скажем, увеличился выпуск 73% видов деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной продукции, 60% видов строительных материалов, 57% видов химической продукции. Правда, в большинстве случаев этот всплеск произошел благодаря активности одного-двух предприятий отрасли. Но более интересно другое: на фоне общего роста в феврале объемов бартерных операций (за два месяца - 39%) самого большого объема они достигли в отраслях стройматериалов (63%), деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (51%), химической, нефтехимической и топливной (48%), т.е. как раз там, где наблюдался наивысший промышленный рост.
Что это означает? Да то, что доходная часть бюджета при этом не получит никаких дополнительных поступлений, а новые пенсионные векселя пополнят корзину бурно множащихся денежных суррогатов. Тем самым инфляция в гривневом «круге первом» делегируется инфляции в полулегальном бартерно-псевдоденежном «круге втором» в виде всевозможных дисконтов, заниженных передаточных цен и прочих «прелестей» натурального обмена. Другими словами, наши официальные макроэкономические показатели - не более чем фальшивые иностранные лейблы, наклеенные на доморощенные поделки.
Но еще менее пожарная вексельная схема вписывается в нашу долговременную демографическую ситуацию. Сегодня в Украине проживают 14,5 млн. пенсионеров, что соотносится с числом работающих менее, чем 1:2. А ведь даже в развитых странах это соотношение - порядка 1:4! В результате даже при нищенской пенсии в 50 грн. у 90% реципиентов размер Пенсионного фонда составил в 1997 году 11% ВВП, что намного больше любой статьи доходов бюджета. Поскольку формирование этой суммы происходит в основном за счет отчислений 32% от фонда зарплаты при общей доле страховых сборов около 50%, не удивительно, что руководители хозсубъектов всех форм собственности стремятся любыми способами оплачивать труд нелегально, тем самым сильно занижая налоговую базу и расширяя базу пенсионных неплатежей.
Таким образом, ни солидарная система социального страхования, ни тем более индивидуальные пенсионные счета, ни их смесь в проекте нового закона о пенсионном обеспечении этот гордиев узел не разрубят. Нужны иные, нестандартные методы решения, скорее всего, непохожие ни на одну действующую в мире систему.