Используя международный опыт и финансовый потенциал украинских мигрантов, правительство могло бы ежегодно привлекать на цели экономического развития до 10 млрд. долл.
Посткризисные реалии
Экономический кризис 2008—2009 годов сильно ударил по финансовой системе Украины. По оценкам экспертов, реальный дефицит бюджета за 2009 год достиг 100 млрд. грн. За первый квартал 2010-го общий фонд госбюджета недополучил почти 15% от запланированных доходов. Правительство вынуждено все больше прибегать к привлечению средств путем эмиссии и продажи ОВГЗ: за 2009 год их продали на 74,5 млрд. грн. В 2010 году этот процесс значительно замедлился: за январь—апрель 2010-го привлечено только около 18 млрд. грн.
С учетом довольно высокого уровня прибыльности ОВГЗ этим инструментом в первую очередь должны были бы заинтересоваться иностранные инвесторы. Принимая во внимание провал в корпоративных финансах и большие долги отечественных компаний, сейчас можно надеяться только на них. Например, в Греции с начала 2010 года путем продажи пяти-, семи- и десятилетних государственных ценных бумаг привлечено около 20 млрд. евро. Более половины приобрели иностранные банки, другие финансовые и нефинансовые учреждения. Но тяжелая ситуация в экономике, низкий суверенный рейтинг Украины вызывают сомнения у иностранных инвесторов.
Именно суверенный рейтинг страны влияет на объемы, продолжительность и, главное, стоимость финансовых ресурсов, которые готовы вкладывать иностранные инвесторы. По данным агентства Standard & Poor’s, на конец марта 2010 года Украина занимает 96-е место среди 127 стран с суверенным рейтингом. Такие же позиции Украины и в рейтингах Fitch и Moody’s. В подобных условиях иностранный капитал в форме портфельных инвестиций и международных кредитов банков приобретает краткосрочный, даже спекулятивный характер.
Единственной формой его реального привлечения могли бы быть прямые иностранные инвестиции. Но перспективы их привлечения в Украину тоже очень обманчивы. Так, в 2008 году на 40 стран мира приходилось свыше 80% всех прямых иностранных инвестиций (более 1,2 трлн. долл.). Украины в этом списке нет. На остальные 170 стран пришлось немногим более 300 млрд.
долл. Заявления руководителей государства о том, что за последние пять лет они прорубили для Украины окно в международный инвестиционный мир, — это просто попытка выдать желаемое за действительное. Реальное положение дел намного прозаичнее.
Основным бенефициаром прямых иностранных инвестиций в Украину, как это ни странно для непосвященных в тонкости специалистов, является Кипр. Но фактически — это украинский капитал, который официально или неофициально вывезен и возвращается в Украину в форме иностранных инвестиций под защитой соответствующего законодательства. То есть украинский бизнес, несмотря на различные рейтинги, кризисы и бюрократию, продолжает финансировать свои проекты под прикрытием «иностранного инвестора». Доля «украинских» иностранных инвесторов из стран с упрощенным налогообложением (Кипр и Британские Виргинские Острова) составляет почти 25%. Кстати, 85% всех инвестиций из Кипра за 1990—2008 годы приходится на Украину.
Как это ни странно, но получается, что в Украину как объект инвестирования больше всего верят пока только сами украинцы. На втором месте по объемам инвестиций — Германия (6,6 млрд. долл.). Но если вычесть средства, проплаченные через эту страну за «Криворожсталь» в 2005 году, то за 18 лет оттуда поступило менее 2 млрд. долл. Это менее 1% всех прямых инвестиций из Германии за соответствующий период (1,4 трлн. долл.). Вот какой инвестиционно привлекательной является крупнейшая страна Европы (Украина) для наибольшей экономики Европы (Германии)!
Причины такого положения Украины на международном рынке капитала далеко искать не нужно. По данным CIA World Factbook, в 2009 году Украина по объему ВВП на одного жителя заняла 129-е место в мире, по процентным ставкам по кредитам в национальной валюте — 116-е, по уровню инфляции — 203-е место! По данным МФК, в рейтинге о возможностях ведения бизнеса Doing business-2010 Украина занимает 142-е место. Так о каком привлечении иностранных инвестиций вообще может идти речь?
К сожалению, в забеге за длинным инвестиционным ресурсом Украина — среди аутсайдеров. Мы — как тот молодой жеребец, на которого пока никто, кроме тех, кто его растит и за ним ухаживает, не рассчитывает и, соответственно, ставок не делает.
Вместе с тем у Украины есть еще один мощный источник притока капитала из-за границы, до сих пор не имеющий официального статуса в государственной экономической (финансовой, бюджетной или банковской) политике. Речь идет о средствах, заработанных украинскими мигрантами за границей и переведенных на Родину.
Это немного напоминает капитал украинского бизнеса, заработанный в сфере внешней торговли и заведенный в Украину через Кипр или другие страны упрощенного налогообложения. Но если кипрско-офшорный капитал для бизнеса все больше теряет свою актуальность, то капитал мигрантов только начинает попадать в поле зрения государственной политики.
Миграционный капитал как источник национального развития
Глобализация экономики обусловила существенный рост международной миграции населения. По данным Международной организации по миграции, численность мигрантов в мире за последние 40 лет выросла в 2,5 раза и официально уже превысила 200 млн. человек. Миграционно-трудовые процессы стали важным фактором развития мирового хозяйства. Главным их мотивом является получение мигрантами за границей доходов и перевод средств на Родину. В отдельных странах денежные переводы международных мигрантов достигают 20—30% доходов местного населения, 30—40% ВВП, 70—100% государственного бюджета и значительно превышают объемы других видов международного капитала.
По данным Всемирного банка, с 1970-х годов официальные годовые объемы денежных переводов международных мигрантов выросли в 200 раз — до 433 млрд. долл. (рис. 1). Кроме того, немало средств поступает по неофициальным каналам. В целом ежегодные объемы переводов могут составлять 650—700 млрд. долл.
Рост роли миграционного капитала имеет особое значение для развивающихся стран. Здесь его сумма превышает объемы портфельных инвестиций, межбанковских кредитов, международной технической помощи и составляет две трети поступлений прямых иностранных инвестиций. В связи с кризисом 2008—2009 годов можно ожидать, что в 2010-м денежные переводы могут впервые превысить все виды международного рынка капитала (рис. 2).
Крупнейшими донорами денежных переводов являются развитые страны и страны с высокой концентрацией природных ресурсов. Самые крупные реципиенты — страны с низким и средним уровнем доходов на душу населения. Поэтому миграционный капитал все больше становится альтернативой другим видам международного капитала и играет приоритетную роль в экономической политике стран-реципиентов.
Например, в Мексике официальные объемы миграционного капитала составляют около 25 млрд. долл. США (2008 год). Общие (официальные + неофициальные) объемы переводов оцениваются на уровне до 50 млрд. долл. Международные эксперты оценивают активы мексиканских мигрантов и диаспоры в 500 млрд. долл. (при количестве мигрантов в 10 млн.
чел.). Общая сумма активов армянских мигрантов и диаспоры оценивается в 100 млрд. долл.
Для Украины миграционный капитал представляет особый интерес. Ведь она является мощным донором международных мигрантов (до 5 млн. чел.) и реципиентом денежных переводов. По нашим расчетам, среднегодовые объемы денежных переводов превышают 25 млрд. долл., что составляет около 20% ВВП (2009 год). Вместе с тем институциональное обеспечение использования денежных переводов на цели экономического развития в Украине находится на очень низком уровне.
Официальной статистики по этим показателям практически нет, а экспертные данные отличаются в сотни раз. Уровень официальности переводов составляет всего 20—25%, что вдвое ниже, чем в среднем в мире. В абсолютных цифрах, по предварительным оценкам, в 2009 году официальные переводы достигли 6 млрд. долл.
Значительно большие возможности украинских мигрантов и диаспоры, если исходить из оценки их активов. Опираясь на опыт других стран мира, где на один доллар годового объема миграционного капитала приходятся 10—12 долл. общих активов мигрантов, можно прийти к выводу, что потенциал украинской миграции и диаспоры составляет около 250—300 млрд. долл.
Международный опыт показывает, что эффективным механизмом быстрого привлечения средств на бюджетные потребности может быть выпуск специальных государственных облигаций и их размещение среди мигрантов и диаспоры. За последние 60 лет этим механизмом воспользовались правительства более 20 стран мира на сумму свыше 50 млрд. долл. (Израиль, Индия, Бангладеш, Китай, Эфиопия, Эритрея, Ливан, Пакистан, Непал, Марокко, Ямайка, Зимбабве, Кения и т.д.).
Самый большой опыт накопили Израиль и Индия, которые за 60 лет привлекли почти 40 млрд. долл. (табл. 1). Отдельные страны периодически продают облигации для мигрантов в рамках программ финансирования инфраструктурных проектов (Израиль, Бангладеш, Филиппины). Но большинство стран используют такой механизм один раз, например, в тяжелые времена для урегулирования платежного баланса, финансирования государственного долга, реализации национальных программ строительства социальной инфраструктуры, разрушенной вследствие природных катаклизмов или военных конфликтов.
Наиболее активно средства мигрантов по такой программе привлекала Индия. В 2000 году на урегулирование платежного баланса и борьбу с последствиями Азиатского кризиса было привлечено 5,5 млрд. долл. В 2008-м Эфиопия начала продажу специальных облигаций для мигрантов с целью восстановления энергогенерирующих объектов после военных конфликтов.
Потенциал реализации облигаций среди украинских мигрантов и диаспоры очень большой. Например, в Индии и некоторых других странах годовые объемы продажи облигаций достигают 30—50% сумм официальных денежных переводов, в Израиле — практически 100%. Если исходить из этого, Украина может рассчитывать как минимум на 3—6 млрд. долл. в год.
Если же опираться на общие объемы переводов (в том числе и неофициальные) — 25 млрд. долл., то путем продажи облигаций можно привлекать в год до
10 млрд. долл. Это только 5% от оценочных активов украинских мигрантов и диаспоры.
Для страны механизм выпуска и реализации специальных миграционных облигаций имеет двойное значение. С точки зрения инвесторов-мигрантов, облигации позволяют им продемонстрировать патриотизм, оказав помощь своей Родине на выгодных для себя условиях. С точки зрения украинской власти, привлеченные от мигрантов средства — это стабильный и дешевый источник внешнего финансирования государственного долга и выравнивания платежного баланса, особенно в период высокой стоимости кредитных ресурсов.
Следует также иметь в виду, что денежные переводы, в отличие от других инвестиционных ресурсов, в наименьшей степени зависят от кризисных процессов и имеют явно выраженную контрциклическую природу формирования и функционирования. Если не учитывать средства МВФ, то из-за резкого снижения иностранных инвестиций официальные денежные переводы стали в 2009 году наибольшим внешним финансовым ресурсом, поступающим в Украину (по предварительным данным).
Начать национальную программу продажи облигаций мигрантам можно довольно быстро. Этот проект можно организовать под патронатом Министерства финансов или Национального банка (как это происходит в Индии, Непале), государственных банков (Шри-Ланка, Китай), специализированных государственных компаний (Израиль, Эфиопия). Выкуп облигаций и выплаты процентного дохода гарантируются правительством.
На первом этапе облигации целесообразно распространять в странах наибольшей концентрации украинцев (страны ЕС, Россия, США, Канада, Израиль). Продажу облигаций можно осуществлять через консульства (как это делается в Непале), международные банковские холдинги (Индия), отделения национальных банков за границей (Филиппины), специализированные компании (Израиль).
Процентные ставки по таким облигациям могут быть как фиксированные, так и плавающие. Фиксированные ставки могут составлять всего 8—12% годовых. Но это втрое больше, чем мигранты размещают на депозитах в странах трудоустройства (как правило, под 2—4% годовых). Возможны также плавающие ставки (в пределах LIBOR + 1,5—3%). Номинальная стоимость облигации может составлять от 500 до 5000 долл. Валюта приобретения: доллары США, евро, рубли России. Сроки действия облигаций могут быть разные — от одного до десяти лет. Главная особенность таких облигаций — отсутствие необходимости устанавливать международные рейтинги их надежности и регистрировать в странах распространения.
Преимущества миграционных облигаций
Прежде всего правительство сможет стабилизировать ряд макроэкономических, макрофинансовых и социальных показателей. В отличие от краткосрочного спекулятивного капитала иностранных инвесторов, средства мигрантов могут работать на национальную экономику. Например, в Индии 40% привлеченных средств направлялось в реальный сектор, 50% — на рефинансирование банков, мобилизующих средства мигрантов за границей, 10% — на развитие инфраструктуры.
Облигации для мигрантов — это также дополнительный способ оценить полные масштабы доходов и переводов украинских мигрантов. На сегодняшний день только четвертая часть переводов идет через финансово-банковскую систему. Это вдвое меньше, чем в целом в мире. Поэтому облигации — эффективный механизм привлечения средств мигрантов в экономический оборот и уменьшения части неофициальных (внебанковских) сбережений.
Наконец, как свидетельствует международный опыт, при включении денежных переводов в экономические программы и статистическую отчетность суверенный рейтинг таких стран, как правило, повышается. Следовательно, и тут позитив.
Средства от продажи облигаций в будущем можно использовать не только для решения неотложных финансовых проблем бюджета. В перспективе финансовые ресурсы мигрантов необходимо направлять в основном на развитие инфраструктурных, в том числе социальных проектов малых городов и сельской местности — именно туда, откуда население главным образом и выезжало на заработки. При таких условиях украинские мигранты и диаспора быстрее станут инвесторами, положительно настроенными к развитию отечественной экономики.