НЕ ТРИШКИН КАФТАН, А СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА? КАК В КРЫМУ РЕФОРМИРУЮТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Поделиться
Минфин Крыма закончил разработку проекта бюджета-03 и передает его на рассмотрение Верховной Рады. В феврале парламент автономии проведет депутатские слушания и только после этого вынесет документ на сессию...

Минфин Крыма закончил разработку проекта бюджета-03 и передает его на рассмотрение Верховной Рады. В феврале парламент автономии проведет депутатские слушания и только после этого вынесет документ на сессию. Казалось бы, обычный процесс, но не совсем. Не секрет ведь, что при новом порядке формирования бюджета именно регионы оказались в трудном положении — денег не хватает на финансирование самых необходимых программ. В Крыму пришли к выводу, что бюджетный процесс должен быть реформирован на новых принципах. На каких? Дадут ли они результат?

На заседании президиума Верховной Рады ее председатель Борис Дейч предельно конкретно сформулировал не только требования к тому, каким именно должен быть бюджет (прозрачность, социальная направленность и т.д.), но и то, что обычно упускается и что в этот год нельзя упустить ни в коем случае. Речь идет о программах помощи органам местного самоуправления, особенно в тех поселках, которые оказались на грани катастрофы (бывшие военные городки и несостоявшийся город атомщиков Щелкино). Наконец, серьезную проблему породил процесс передачи в коммунальную собственность бывшего ведомственного жилья и объектов соцкультбыта, которая, по словам спикера, из социально-экономической уже перерастает в политическую.

Г-н Дейч назвал и два новых направления бюджетного процесса: во-первых, предстоит более полно реализовать полномочия автономии в финансовой сфере, во-вторых, правительство должно добиться сокращения нецелевых расходов…

Бюджет Крыма почти готов, однако неизвестно, насколько эти проблемы удалось решить. Да, действительно общий объем доходов увеличится. Сводный, то есть республиканский и местные бюджеты Автономной Республики Крым, вырос по сравнению с 2002 годом больше чем на 10 процентов — до 1,2 млрд. гривен. Но только 7 из 25 регионов автономии (Алушта, Армянск, Джанкой, Красноперекопск и т.д.) являются донорами, и из их бюджетов в госбюджет изымается 51 млн. гривен. Остальные города и все районы — дотационные, общий объем дотаций из госбюджета достигает 169,3 млн. Много ли нового предлагают депутаты и правительство, дабы превратить бюджет из тришкина кафтана, каким он всегда был, хотя бы в отдаленное подобие скатерти-самобранки?

Во-первых, для помощи органам местного самоуправления в проблемных городах и поселках, в том числе для содержания свалившейся на них коммунальной собственности, Борис Дейч предлагает централизовать хотя бы 10 процентов прибыли предприятий республиканской собственности и создать специальный фонд.

Во-вторых, закон «О Государственном бюджете Украины на 2003 год» предоставил крымской автономии полномочия по регулированию ставок местных налогов и сборов и упорядочению платы за землю. Как республика этим воспользуется? Соответствующие предложения разрабатывались Министерством экономики АРК, бюджетным комитетом парламента, налоговой администрацией. Предполагается, что уже в 2003 году в Крыму будет введен новый порядок налогообложения типично крымских услуг, в том числе по перевозке пассажиров, а также взимания курортного сбора. Планируется также введение специальных сборов для утилизации тары и упаковки, которыми Крым буквально завален с середины каждого лета. Разработаны нормативно-правовые акты о новых местных налогах: по предварительной информации, они коснутся концертно-зрелищных мероприятий, частных пансионатов, владения недвижимостью и ряда других направлений. Собранные таким образом дополнительные средства Крым направит на развитие приоритетных сфер и в первую очередь здравоохранения, социального обеспечения.

Министерство экономики разработало новую экономическую модель автономии, нацеленную на вывод регионов на уровень самодостаточности. Как говорил в свою бытность министр Арсений Яценюк, для этого необходима децентрализация налоговых полномочий в Украине, четкое разделение налогов на общегосударственные, региональные и местные. По его мнению, коренной реформы требует налогообложение курортной сферы, которое должно заключаться во введении налога на койко-место. Проведенные Минэкономики подсчеты показывают, что введение новой системы регионального налогообложения способно дать крымскому бюджету дополнительно несколько сот миллионов гривен, которые станут значительным подспорьем в условиях дефицита финансовых ресурсов и в перспективе выведет Крым из числа дотационных регионов страны.

Уже который год Киев оставляет в распоряжении Крыма весь акциз. Воспользовалась ли этим автономия, чтобы изменить к лучшему качество своих бюджетов в целом? Пока нет. Так, депутат ВР Украины Владимир Воюш и на будущий год назвал акциз «единственным проблемным вопросом» нового бюджета. По его мнению, с точки зрения полноты поступлений он «под вопросом», даже несмотря на то, что доходы от акциза в проекте бюджета АРК на 2003-й по сравнению с 2002 годом снижены на 36,4 млн. гривен. Хотя министр финансов Крыма Александр Гресс добавил, что в этом году из запланированного объема поступлений акцизного сбора «убрали воздух», поэтому, дескать, сумма поступлений снижена, но акциз беспокоит и его. Даже при условии, что снижение плана по акцизу компенсировано Крыму увеличением дотации из госбюджета на 42,3 млн. гривен и субвенций — на 23,9 млн., ситуация остается сложной. И, пожалуй, причину этого в первый раз назвал Борис Дейч: надо спасать Крым от поддельной винно-водочной продукции, разрушающей весь легальный рынок в республике и лишающей ее значительной доли акциза. Отсюда и предложение — передавать в местные бюджеты до 50 процентов акциза, полученного республикой от продажи в регионах легальной продукции местных ликеро-водочных заводов, а не подделок. А также поручение правоохранительным органам значительно ужесточить санкции к торговым точкам, «где будет обнаружена хотя бы одна бутылка фальсификата».

Для сокращения расходов региональной казны Борис Дейч предлагает провести поэтапное реформирование бюджетных отраслей, причем именно реформирование, а не банальное сокращение, как это делалось обычно. В прошлом году, например, были сокращены некоторые представительства автономии и правительственные комитеты, но это реальной пользы не дало, потому что при этом забыли сократить общую численность госслужащих, и чиновничество очень скоро опять выросло до прежних размеров. В первую очередь реформы нужны в Совете министров, хотя они не могут обойти и такие структуры, как Минздрав, Минобразования, Пенсионный фонд, где привыкли потреблять, не заботясь об источниках наполнения бюджета…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме