КРЫМ БУДЕТ ВВОДИТЬ СВОИ НАЛОГИ ТАКИМ СПОСОБОМ МИНФИН АВТОНОМИИ СТРЕМИТСЯ КОМПЕНСИРОВАТЬ В БЮДЖЕТЕ-03 НЕСОВЕРШЕНСТВО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Поделиться
Спикер крымского парламента Борис Дейч и глава правительства Сергей Куницын, возвратившись из Ка...

Спикер крымского парламента Борис Дейч и глава правительства Сергей Куницын, возвратившись из Кабмина, где обсуждался проект бюджета-03 накануне подачи его в Верховную Раду Украины, заявили, что удовлетворены крымскими цифрами на будущий год. Еще бы! Притом, что украинский бюджет существенно «укорачивается» из-за предстоящих выплат по долгам, сокращения поступлений от приватизации и налога на прибыль, бюджет автономии вырастает на 22 млн. грн. В прошлую среду ВР автономии приняла решение провести 9 октября специальные парламентские слушания о том, как лучше распределить гипотетические пока миллионы на нужды республики. Кроме того, на будущий год Кабмин разрешил Крыму применить ряд новаций, от которых правительство АРК надеется извлечь дополнительные доходы…

По возвращении из Киева министр финансов Крыма Александр Гресс и глава постоянной комиссии Верховной Рады АРК по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Андрей Припутников провели пресс-конференцию, на которой проанализировали новые подходы, которые удалось отстоять в столице. По словам г-на Гресса, в доходы бюджета Крыма в 2003 году снова будут зачисляться в полном объеме поступления от акцизного сбора — общегосударственного налога, а также подоходный налог, плата за землю и местные налоги и сборы. Делегации Крыма не удалось добиться закрепления за автономией самого налога на прибыль предприятий, однако, как сказал министр финансов Арсений Яценюк, это автономии и не было нужно, поскольку Крым собирает немногим больше половины плана поступлений от налогообложения прибыли. Зато из республиканского бюджета не будет никаких изъятий. Кроме того, в проект закона удалось внести дополнение, которое в виде эксперимента дает крымскому парламенту право в будущем году вводить новые местные налоги и сборы с учетом социально-экономической специфики автономии. «Мы можем теперь полнее учитывать курортную специфику региона», — подчеркнул Александр Гресс.

Итак, Верховная Рада Крыма может ввести новые местные налоги и сборы. Как это будет выглядеть на практике? Например, в этом году Крым поднимал вопрос о том, что в последнее время на полуострове получили широкое распространение частные пансионаты и гостиницы. Однако поскольку в законодательстве страны такое «явление» не предусмотрено (нет также и налога на недвижимость), в большинстве случаев они зарегистрированы как частное жилье их владельцев, а это позволяет избегать налогообложения. Крым уже брал на себя инициативу разработать положение о частных пансионатах как дополнение к закону о курортах, но это все равно решало вопрос только частично. Однако и введение местных налогов для частных пансионатов не является абсолютно безупречным с теоретической точки зрения. Ведь в других курортных (да и не курортных) регионах страны местные власти могут решить этот вопрос иначе. Правильно ли это будет?

А что касается Крыма, то, по разным оценкам, на территории автономии действует от 300 до нескольких тысяч частных пансионатов самой разной емкости — от десятка человек до сотни. По официальным данным Министерства курортов Крыма, в этом сезоне 71 процент отдыхающих воспользовались услугами частного сектора (пансионатов, домов, квартир). В то же время к концу августа в Крыму было официально зарегистрировано 172,8 тыс. неорганизованных отдыхающих. «К этому делу нужно подойти с умом», — отметил Александр Гресс. Он подчеркнул, что власти отнюдь не стремятся, «сломя голову, всех новым оброком обложить», но «доминантой» местного налогообложения, по его словам, будет именно курортная сфера, и введение новых налогов в курортных городах оправданно. «Есть частные пансионы даже в квартирах. Мы понимаем, что это частная собственность, но тем не менее она используется в типичной коммерческой деятельности, и нет ни одного регламентирующего подзаконного акта, который давал бы право этим заниматься, облагал эту предпринимательскую деятельность налогом», — считает Александр Гресс.

К блоку курортных проблем, по его мнению, примыкает налогообложение частных летних аттракционов, водных мотоциклов, катеров и т. д. Тем не менее, отметил Александр Гресс, у правительства «нет желания увеличить ставки действующих налогов и за счет этого решать сиюсекундные проблемы бюджета». Пока Минфин только подсчитывает, сколько средств дополнительно удастся выручить от местных налогов, однако уже можно сказать, что, предположительно, лишняя сотня миллионов гривен даст возможность значительно подтянуть инфраструктуру в курортной зоне.

Давно крымские власти поднимали и вопрос о льготах по плате за землю, которые Кабмин по своему решению устанавливал ведомственным здравницам. Получалось, что субъекты курортного предпринимательства оказывались в неравных условиях. Местные вносили плату за пользование землей, а элитные правительственные здравницы освобождались от нее. В результате бюджет Крыма недобирал огромные суммы — десятки миллионов гривен. Теперь же статья 49 проекта закона о бюджете будущего года устанавливает, что льготы по уплате налога на землю предоставляются правительством Украины только по согласованию с Верховной Радой Крыма. «А мы уже внимательно будем эти вопросы отслеживать, давать свои заключения», — отмечает министр финансов Крыма. Кроме того, государственные и ведомственные здравницы, уже пользующиеся такой льготой, будут освобождаться от платы за землю не в полном объеме, а только на 50 процентов. Это положение, по проекту закона, распространяется на все регионы страны. «Это самый главный результат, достигнутый в ходе переговоров по бюджету на следующий год», — говорит Александр Гресс.

Таким образом, прогнозные показатели сводного бюджета АРК на 2003 год, доведенные Минфином Украины, увеличены по сравнению с 2002-м на 22 миллиона гривен, и Минфин Крыма считает их реальными. И хотя некий «коэффициент реальности» данной суммы Александр Гресс оценил как 0,98, все равно новый бюджетный документ будет реальнее, нежели бюджет Крыма на этот год. АРК сейчас никак не удается догнать контрольные показатели. План на 2002 год за восемь месяцев выполнен на 60,4 процента при норме 66,7. Главная причина — завышенные показатели доходов, которые вписаны прежней Верховной Радой автономии. Поэтому план поступлений от акцизного сбора на 2003 год Крыму уменьшен до 202,3 млн. грн., хотя в этом году он составляет 260 млн.

«Мы и раньше говорили, что 260 миллионов — это нереально, где-то 60 млн. грн. в этой сумме — «воздух»! — говорит министр финансов Александр Гресс. Поэтому в нынешнем году получилось, что хотя Крым добивается перевыполнения по другим видам налога: по подоходному налогу — на 36,8 млн. (19%), по плате за землю — на 4,1 млн. (12%), местным налогам и сборам — на 2,6 млн. (18%), но брешь, обусловленная задачей 20-процентного роста, остается незаполненной. Рост сводного бюджета автономии по сравнению с 2001 годом пока составляет всего 15%. Крымский Минфин надеется, что в будущем году эта история со скрытым дефицитом бюджета не повторится.

Как рассказал председатель финансово-бюджетной комиссии Верховной Рады Андрей Припутников, Крыму, наконец, удалось доказать в Киеве, что расчеты бюджета автономии необходимо проводить с учетом летней специфики, когда на курорт приезжают до 4—5 миллионов гостей, и это в два-три раза увеличивает нагрузку на коммунальную сферу, торговлю, транспортный комплекс, снабжение. Для компенсации этого «неравенства» правительство Украины установило в бюджете 2003 года для Крыма несколько дотаций и субвенций. В целом дотации крымскому бюджету из госбюджета-03 увеличены по сравнению с нынешним годом на 7,6 млн. грн. и составят 141,3 млн. В то же время субвенция на возмещение льгот и субсидий на жилищно-коммунальные услуги сокращена на 1,6 млн. — до 128,7. Но, несмотря на общее сокращение, вводятся новые субвенции — на информатизацию школ, на закупку инсулина, онкопрепаратов, борьбу с туберкулезом, на капитальные вложения.

Конечно, и новый бюджет Крыма не идеален. Но, судя по всему, с каждым годом главный финансовый документ становится все практичнее, причем практичнее именно по-крымски. И пусть мечте об одноканальном бюджете не суждено уже сбыться, но по структуре бюджет автономии становится все более адекватным ее экономическим и хозяйственным особенностям. Ну, а предела совершенству, как известно, не бывает.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме