Как стало ясно после заседания президиума Верховной Рады Крыма на прошлой неделе, введение с 1 апреля четырех местных сборов, которые учредила сессия парламента автономии, откладывается…
В чем же причина? Сейчас положения о четырех новых местных налогах — курортном сборе, сборе на развитие муниципального транспорта, на развитие рекреационного комплекса и сборе с недвижимости — находятся на согласовании в Кабинете министров Украины, у которого к ним слишком много замечаний. Как и следовало ожидать, крымские нововведения теоретически и методически не вполне согласовываются с разработками на уровне государства в целом. То, что казалось справедливым и правильным с крымской точки зрения, при более широком взгляде оказалось не только неправильным, но и незаконным.
Меньше всего возражений вызывает положение о курортном сборе, где крымская Верховная Рада практически не вторгается в сферу полномочий других органов власти. Однако другие нормативные документы придется основательно переработать, чтобы согласовать с украинским законодательством.
В частности, как сообщил журналистам председатель планово-бюджетной комиссии Верховной Рады Крыма Андрей Припутников, с точки зрения Минфина Украины крымский сбор на развитие рекреационного комплекса — более известный в Крыму как «0,5 процента с каждого» — не только подменяет собой налог на прибыль предприятий, которые уплачивают налоги в общегосударственный бюджет, но более того — необоснованно увеличивает налоговое бремя, что не предусмотрено общегосударственным законодательством, имеющим большую правовую силу, чем крымские нормативно-правовые акты.
Представители налоговых органов говорят также о том, что крымский сбор с недвижимости вообще вряд ли пройдет согласование и, скорее всего, вообще не будет введен. Заместитель председателя ГНА в АРК Ольга Тулякова утверждает, что многие нормы этого положения не согласуются с теми, что нарабатываются в Киеве относительно будущего налога на недвижимость и не вписываются в его общую концепцию. С другой стороны, положение об этом сборе вызвало очень много нареканий в самом Крыму, так как не учитывало массу особенностей в разных случаях владения недвижимостью. В-третьих, введение этого сбора потребует огромной работы по учету и регистрации всех видов недвижимости, к которой в стране еще не готовы. Провести ее за две-три недели, даже по одному лишь Крыму, — из области фантастики.
Специалисты Министерства финансов и курортной отрасли Крыма сомневаются также и в том, что три оставшихся местных сбора будут введены с 15 апреля, поскольку нормативно-правовые акты о них потребуют значительной доработки. Возможно, потребуется новое их рассмотрение на сессии, а значит, они могут начать действовать не ранее чем через месяц, да и то при самых благоприятных условиях. Не исключено, что сборы будут вводиться в разные сроки, по одному по мере готовности…
Таким образом, третий раз Крым на собственном опыте убеждается, что законотворчество — значительно более сложный и более многогранный процесс, чем кажется поначалу. Впервые это случилось в 1995-м, когда пакет из местной Конституции и 40 крымских законов был отменен Верховной Радой Украины. Второй раз — когда Конституционный суд Украины подтвердил незаконность четырех крымских нормативно-правовых актов, принятых предыдущим составом парламента. Сейчас, правда, до этого не дошло, но и третий блин оказался комом.