в долг
Когда премьер Валерий Пустовойтенко призывает членов правительства ложиться на парламентской трибуне с целью «продавливания» через законодательный орган антикризисных законопроектов, то это свидетельствует о наступлении очередного этапа в отношениях между Верховной Радой и исполнительной властью. Возможно, будь на то воля премьера, он просто запер бы парламентариев в сессионном зале и не выпускал до тех пор, пока избранники народа не примут 25, 35, 40, 45 экономических проектов, разработанных правительством. Но это не руководители предприятий, которые покорно идут на заклание в актовый зал Кабинета министров для совершения акта написания долговых расписок.
В случае с ВР появились явные признаки срабатывания «принципа домино». Это когда «политические костяшки» начинают безудержно падать, валя по дороге все, что подвернется по пути. 10 ноября (снега еще не было) под «руку» парламента подвернулся министр финансов Игорь Митюков с государственными долгами в размере $14,9 млрд. Для удобства возьмем проблему долгов в качестве исходного момента срабатывания «принципа домино».
«Разговор по понятиям»
Исход парламентской «стрелки» с правительством насчет долгов был предрешен заранее. Депутаты даже не стали «возникать» по поводу того, что им на руки не был роздан текст доклада министра финансов с сотнями цифр. Они спокойно воспринимали на слух динамичное развитие внешнего долга за шесть последних лет: 1993 г. - $3,624 млрд., 1995 г. - наблюдается уверенный рост на $2,8 млрд. по сравнению с 1994 г., а за 9 месяцев 1998 года «долговой счетчик» накрутил $1,4 млрд. Такое спокойствие парламентариев, очевидно, объяснялось тем, что перед их глазами лежал доклад Счетной палаты ВР, где были приведены совсем другие цифры. По словам председателя Счетной палаты Валентина Симоненко, размеры государственного долга Украины значительно превышают критические для экономической безопасности показатели и финансовые возможности государства по его обслуживанию. Он назвал цифру в 180 млрд. грн., которая в восемь раз превышает доходы государственного бюджета на 1998 год.
Можно долго сопоставлять «долговые показатели» Симоненко и Митюкова, разбираться, кто из них «режет правду матку», а кто пытается скрыть правду и манипулирует показателями задолженности. В принципе, такой «разбор полетов» неуместен, так как за последние годы была создана такая сложная и масштабная пирамида государственной задолженности по внешним и внутренним кредитам, что в любом случае правительство проигрывает по всем показателям. Не случайно, что депутаты «разделывали» Митюкова всего по двум основным позициям. Во-первых, правительство даже не планирует погасить задолженность по зарплате и пенсиям. Во-вторых, исполнительная власть взяла курс на полное погашение иностранных кредитов. Все правильно, ведь в Меморандуме экономической политики на период с 1 июля 1998 года по 30 июня 2001 года, подписанном с МВФ, четко записано, что Кабинет министров и НБУ не будут накапливать просроченную задолженность по любым внешним платежам.
Никто не стал вникать в «долговые тонкости», например в особенности размещения облигаций внешнего государственного займа на общую сумму $ 450 млн. в славной финансовой группировке «Nomura», где было арестовано 15 директоров, в принципы размещения еврооблигаций под чрезвычайно высокие проценты. Экс-министр экономики Виктор Суслов утверждает, что именно потрясающая воображение готовность украинского правительства брать заимствования на любых условиях позволила аналитикам спрогнозировать нынешний финансовый кризис еще в 1997 году.
Как бы там ни было, но парламент не стал разбираться до конца со структурой и динамикой государственного долга, а принял заранее запрограммированное решение. В соответствии с постановлением:
- долговая деятельность правительства была названа опасной для экономической независимости Украины и Кабмину вынесено предупреждение относительно недопустимости дальнейшего увеличения госдолга;
- Генеральной прокуратуре поручено проверить нарушения законодательства, связанные с образованием и обслуживанием государственного долга;
- правительству поручено разработать проект закона о государственном долге Украины, концепция которого должна объединить регулирование внешних и внутренних долгов.
«Сдвиг по фазе»
Умеренно-грозное постановление ВР (даже не была создана следственная парламентская комиссия по расследованию обстоятельств образования госдолга) зафиксировало начало падения «политических костяшек». Перечислим их в порядке очередности: основные параметры экономического и социального развития Украины на 1999 год, разработанные Кабмином, программа деятельности правительства на ближайшие 6 месяцев, проект государственного бюджета на 1999 год, пакет так называемых антикризисных законопроектов.
Все эти правительственные документы должны быть пропущены через парламентскую мясорубку и по состоянию получившегося «фарша» можно с точностью до одного месяца определить дату отставки Кабинета министров. «Долговая костяшка», упавшая с помощью ВР, неизбежно накроет «Основные параметры» с суммой государственного внешнего долга на конец 1999 года в $ 12,580 млрд. и неуказанной суммой задолженности по социальным выплатам. Естественно, что неизбежно будет «похоронена» и программа деятельности Кабмина, которая обещает усилить ответственность должностных лиц за задержку с выплатой зарплаты и пенсий. Ну, вынес Президент выговор председателю Пенсионного фонда, так что, легче от этого кому-нибудь стало? Правительственная программа уже фактически отклонена, так как первый вице-спикер Адам Мартынюк считает, что она не будет рассматриваться ВР, поскольку не имеет прямого отношения к проекту госбюджета на 1999 год. Как известно, в бюджетный период парламент должен принимать исключительно те законы, которые затрагивают параметры основного финансового документа страны. 17 ноября наступает «бюджетный мораторий», и сколько он продлится - не знает никто.
Возможно, что к моменту принятия бюджета-99 закончится срок действия правительственной программы, рассчитанной на шесть месяцев. Да и сам бюджет-99 «грохнется» под натиском волны «домино». Его падение будет сопровождаться массовым изданием указов Президента, который будет стремиться компенсировать «неработоспособность» парламента с помощью ручного подписания законопроектов, разработанных правительством. Если к этому еще добавить запланированное на 2 декабря рассмотрение альтернативного проекта государственного бюджета, который разрабатывает глава Бюджетного комитета Юлия Тимошенко, то работа «принципа домино» проявится во всей красе.
Развитие сценария «забивания козла» может привести:
1) К замораживанию программы расширенного финансирования EFF. Миссия фонда и так уже констатировала чересчур оптимистические надежды Кабмина на выполнение доходной части проекта бюджета-99. Для МВФ очень важны формальные показатели выполнения Меморандума. Без утвержденного ВР основного финансового документа страны транши по программе EFF превращаются в мираж, к которому будут тянуться измученные взгляды правительства. Вице-премьер Сергей Тигипко обещает драться за кредит фонда, но бить придется много и долго. Естественно, что прекращение программы МВФ не даст возможности Кабмину увеличить внешний долг с помощью кредитов Мирового банка. Эти финансовые структуры четко координируют свои действия.
2) В очередной раз возникнет проблема ответственности правительства. Правда, члены фракции «зеленых» утверждают, что зимой премьера Пустовойтенко никто и пальцем не тронет, но напомнить ему о близости конца депутаты все же способны.
3) Наличный курс валют станет напрямую зависеть от степени интенсивности высказываний официальных лиц насчет денежной эмиссии.
4) «Экономический вакуум» в отношениях между законодательной и исполнительной властью стремительно станет заполняться политическими инициативами и возбуждением уголовных дел.
Дальнейшее описание развития событий очень толково изложено в библейском описании Апокалипсиса. А все начиналось с каких-то долгов государства... Правда, их очень много и долгая пирамида живет своей жизнью: кому-то обещают в очередной раз что-то ловко отконверсировать, а кое-кто пересчитывает хеджированные ОВГЗ и думает над вопросом: легко ли он отделался?