Бюджетный процесс 2001 года характерен тем, что, возможно, впервые регионы Украины требовали не просто «хлеба с маслом», а жестко заявили о своем несогласии с предлагаемой центром бюджетной реформой. Крым в этом ряду, в силу своего статуса автономии, стоит несколько особняком. Еще пару лет назад он сперва просто выпрашивал деньги у Киева, но потом стал подводить под это законодательную базу. И хотя бюджет автономии утверждается не в Киеве, но его параметры полностью зависят от того, каким будет бюджет страны и в каких пропорциях будут распределяться налоги между центром и регионами. Так в Конституции Крыма появилось положение о том, что «зачисляются… в бюджет АРК налоги и сборы, собираемые на территории АРК…». Прибавив к этой фразе словечко «все», но уже в устной форме, и пропуская мимо ушей требование «в соответствии с Конституцией и законами Украины…», автономия стала все настойчивее требовать от Киева оставления у себя всех налогов, в частности и общегосударственных и «святая святых» — НДС.
Уже дважды в Крыму побывал министр финансов Украины Игорь Митюков, уже трижды с ним вели переговоры в Киеве и глава крымского правительства Сергей Куницын, и министр финансов Людмила Денисова, уже подписано несколько межбюджетных соглашений и протоколов. Вопрос, однако, до недавнего времени не решался. Стороны стояли на своем, и это привело только к тому, что правительство Крыма получило бюджет-2000 с дефицитом, превышающим 100 миллионов гривен, который к тому же четыре раза подправлялся. Фактически весь 2000 год правительство Крыма работает без окончательно утвержденного главного финансового документа. Обращение крымской Верховной Рады к Президенту Украины Леониду Кучме засвидетельствовало, что терпение у сторон на исходе и для бюджета 2001 года наконец-то должно быть найдено приемлемое решение. В чем же оно может состоять?
Как сообщила журналистам министр финансов Крыма Людмила Денисова, после первого посещения Крыма Игорем Митюковым стороны выработали три варианта, которые вынесены на обсуждение. Первый вариант предусматривает увеличение заинтересованности местных органов власти в сборе налогов. При этом центр изымает для себя из крымского бюджета фиксированную сумму в 105 миллионов гривен, но вся сумма сверхплановых налоговых поступлений, в том числе и по НДС, остается в распоряжении местных органов власти. Поскольку Крым в нынешнем году выполнил планы по общегосударственным налогам практически за восемь месяцев, то в случае принятия такой нормы оставшиеся четыре месяца года автономия могла бы собирать налоги исключительно в свой бюджет. Сторонниками именно этого варианта выступают правительство и Минфин Крыма.
Второй вариант, который наиболее приемлемым считает Игорь Митюков, заключается в том, чтобы все общегосударственные налоги, собранные в Крыму, расщеплялись на две части: 40 процентов этой суммы оставалось в автономии, а 60 процентов шло в госбюджет. По такой схеме работают все областные бюджеты, говорит министр финансов Украины, и она отлично себя зарекомендовала. Но все дело в том, что именно руководители всех областей и недовольны этой схемой...
Третий вариант предусматривает оставление в Крыму всей суммы НДС, однако значительно увеличивает сумму изъятий в госбюджет — со 105 до 475 миллионов гривен. Сторонником такого варианта, видимо, можно назвать Верховную Раду Крыма, которая горой стоит за свой полный НДС. Но она, очевидно, не согласилась бы с такой астрономической суммой изъятий.
Таким образом, считает Людмила Денисова, несмотря на то, что Минфин Украины рассматривает как приоритетный второй вариант, вероятнее всего, мог бы быть принят первый вариант, который, вместе с тем, наиболее выгоден для Крыма. Автономия в таком случае получила бы в свой бюджет дополнительно порядка 50—60 миллионов гривен. Однако вполне очевидно, что Верховная Рада Крыма, до этого твердо, даже в ущерб своим интересам, стоявшая на букве своей Конституции, и сейчас будет «отстаивать свои конституционные полномочия», то есть… третий вариант. Но тут дело осложняется тем, — и парламент Крыма это не учитывает! — что это автоматически влечет передачу Крыму и обязанности возмещения предприятиям-экспортерам продукции НДС за вывезенные товары, что может превысить возможности бюджета автономии. Сейчас, например, невозвращенный НДС за неполный 2000 год по Украине составляет 3,4 миллиарда гривен, в том числе по Крыму 120 миллионов. Как же быть? «Если мы будем и дальше требовать оставить нам весь НДС, то можем вообще ничего не получить!» — заявил во вторник на этой неделе Сергей Куницын.
Поэтому, как сообщил журналистам глава крымского правительства, на специальном совещании в Кабмине с участием Минфина Украины и правительства Крыма выработан некий запасной интегрированный вариант решения крымской бюджетной проблемы, предусматривающий формирование крымского бюджета с оставлением в Крыму трех налогов — акциза, подоходного с граждан и налога на прибыль предприятий, зачисления всех сверхплановых поступлений по общегосударственным налогам и без каких бы то ни было изъятий. Вариант настолько невероятный, что не верится в его реальность. Тем не менее, Сергей Куницын сообщил журналистам, что именно такой порядок межбюджетных отношений и предусматривает подписанное им с Игорем Митюковым соглашение.
В итоге надо сказать, что даже после напряженных консультаций стороны не пришли в тому, что записано в Конституции Крыма — к одноканальному формированию бюджета автономии. Многочисленные «варианты» решают только одну задачу — они в разной степени увеличивают поступления денег в бюджет Крыма, все больше перераспределяя бюджет в пользу региона, не меняя сути самого процесса и налоговых потоков. Как на самом деле решится эпопея с крымским бюджетом, станет ясно только в ходе третьего чтения бюджета в парламенте Украины. Остается надеяться, что здравый смысл восторжествует, и новое решение не создаст других, еще более запутанных законодательных коллизий...