Рассмотренный украинским парламентом 11 мая в первом чтении Федор Ярошенко. Он напомнил, что «на фоне роста номинального ВВП на 18,4% нам необходимо обеспечить уплату налогов в госбюджет Украины на 58,4 млрд., или на 28,9% больше фактических поступлений прошлого года». За счет предлагаемых поправок к законам о налогообложении Кабмин планирует увеличить поступления в бюджет на 16,2 млрд. грн. ежегодно.
Но уже практически в следующем предложении оценка министра оказалась намного более субъективной: «В таких условиях единственным путем выполнения доходной части бюджета является усовершенствование норм администрирования налогов, а также увеличение поступлений за счет повышения ставок отдельных налогов, которые не имеют существенного влияния на конечного потребителя».
Имеются большие сомнения, что нормы администрирования налогов действительно станут лучше после их «усовершенствования» по варианту Минфина, как и тот факт, что повышающиеся на десятки процентов акцизы на водку, сигареты и бензин не окажут «существенного влияния на конечного потребителя».
Содокладчик г-на Ярошенко в парламенте, глава комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики бютовец Сергей Терехин подчеркнул, что замечаний комитета к этому законопроекту набралось на 18 страниц, а сравнительная таблица с предложениями к нему заняла аж 78 страниц.
«Если говорить политически цинично, то для оппозиции было бы наилучшим принятие законопроекта без правок, а потом месяц подождать», — заявил г-н Терехин.
Что думают по поводу законопроекта №6337 независимые эксперты? Предлагаем вниманию читателей несколько мнений.
Леонид КАРПОВ, заместитель шеф-редактора журнала «Бухгалтер»:
— Что хорошего в прошедшем первое чтение законопроекте №6337 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно налогообложения)». Да ничего. А вот что в нем есть.
В закон о налоге на доходы физлиц вносятся изменения, согласно которым доход при продаже недвижимого и движимого(!) имущества исчисляется по цене не ниже оценочной стоимости объекта, определенной субъектом оценочной деятельности. Тем самым сразу загоняется в тень деятельность по продаже мелких бэушных вещей. Ну скажите, кто понесет в комиссионный магазин свое старое пальто или томик К.Маркса, если для этого надо будет пригласить сертифицированного оценщика, один приезд которого будет стоить как 100 таких пальто и 100 томиков, вместе взятых?
Повышают акциз. На пиво, например, он вырастет на 23%, на спирт — на 16, на сигареты с фильтром — примерно на 35, на бензин — на 56—81%. Так что следует ожидать очередного витка цен, учитывая, например, то, что перевозчики, безусловно, поднимут свои тарифы из-за подорожания бензина.
Таки пропихивают то, что уже так давно пихали: реестр налоговых накладных исключительно в электронном виде. Так что даже сельским фирмочкам с одним учредителем-фермером придется обзаводиться компьютером и осваивать азы попадания пальцами по кнопкам. Самое печальное, что сводные результаты учета, отраженные в этих реестрах, подлежат невыездной проверке.
Для включения в налоговый кредит по НДС дается только три месяца с даты выписки налоговой накладной! Такое вот славное дежавю...
Правда, смелые плательщики могут обратить внимание на то, что это касается только тех, кто не включил в налоговый кредит сумму НДС на основании полученных налоговых накладных. Если же кто-то не включил сумму входного НДС в налоговый кредит из-за того, что не была получена налоговая накладная, то данное ограничение на него не распространяется. Но это уже — для любителей судебных процессов.
Отрицательное значение суммы налогового кредита, которое остается после бюджетного возмещения (знаменитая строка 26 декларации), в 2010 году в налоговый кредит следующего отчетного периода включаться уже не будет. В налоговый кредит оно сможет теперь попасть в лучшем случае только в январе 2011 года!
Предприятиям, имевшим убытки по состоянию на 01.01.2010 г., следует иметь в виду, что их убыткам предоставят «рассрочку» на пять лет. То есть указанные убытки они смогут относить на валовые затраты в течение 2010—2014 годов в размере не более 20% в год.
Банкам запрещают принимать платежные поручения на выплату дохода, если предприятие одновременно не подаст платежное поручение на перечисление налога на доходы физлиц, при этом сумма НДФЛ должна составлять не менее 5% полученного дохода. В случае нарушения этой нормы банки обязаны будут уплатить в бюджет эти 5% из своих средств. Но ведь при покупке предприятием недвижимости сумма НДФЛ по закону может составлять и 0%, и 1%! На каком же основании предприятие в этом случае должно перечислить в бюджет 5%? Начнутся конфликты с продавцами имущества, которые будут требовать положенные по закону 100(99)% стоимости имущества.
Ограничивают выдачу средств под отчет размером в 10 тыс. грн. Иначе налоговый агент будет оштрафован в размере 15% от суммы такого превышения. При этом почему-то предписывается уплачивать этот штраф по процедуре удержания НДФЛ. Интересно, если это штраф на предприятие, то с кого его следует удержать?
Исключение предусмотрели только для выдачи налички под закупку сельхозпродукции у населения (хотя, конечно, не мешало бы в числе исключений упомянуть еще и загранкомандировки).
И перечислено, конечно, не все. В общем, с учетом того, что уже принято в законе о госбюджете-2010, и того, что собираются сделать с упрощенным обложением, можно заключить: создаются условия, в которых предпринимательскую деятельность в Украине осуществлять будет просто невозможно…
Борис ТИМОНЬКИН, председатель правления Укрсоцбанка:
— Одно из наиболее сложных для банковской системы предложений законопроекта №6337 — запрет относить в полной мере в налоговом учете на затраты страховые резервы по активным операциям. В чем это выражается? Во-первых, значительно сокращается перечень видов активов, под которые можно формировать резервы. Из него исключаются деньги на корсчетах в других банках, выданные гарантии, ценные бумаги и дебиторская задолженность, хотя все эти резервы формировались много лет, а соответствующие вложения составляют значимую часть банковских активов.
В перечне остаются только выданные банками кредиты, но и здесь появляется очень важное болезненное новшество, практически отменяющее норму антикризисного закона (№1533), которая фактически вступила в силу только осенью прошлого года. Эта норма гласит, что доходы начисляются только по кассовому методу, т.е. учитываются только реально поступившие платежи по кредитам.
Ее отмена, на мой взгляд, представляет главную опасность, ведь сейчас, в условиях кризиса, существует действительно значимый объем кредитов, которые не обслуживаются надлежащим образом. В финансовом учете банки начисляют по ним процентные и другие доходы, но не получают реальных денег. Поэтому в случае введения этого новшества нам придется платить налоги с неполученных доходов, причем в нынешних условиях действительно весьма сомнительных к получению в дальнейшем. Налог на убытки — это по сути неправильно.
Такая корректировка не имела бы принципиального значения в благоприятный период роста экономики и банковских доходов по кредитам, когда удельный вес проблемных доходов составлял 2—4%. Но сегодня этот удельный вес значительно выше — 20—25%, а в отдельных случаях он достигает и 30—35%.
Этот уровень «проблемки» и без того серьезно отягощает банковские балансы и уже превышает предлагаемый законопроектом норматив страховых отчислений по выданным кредитам (15%). Для многих учреждений это будет больно, но не смертельно. Но многие банки, особенно с недостаточно хорошо диверсифицированными портфелями, окажутся в сложном положении, реально на грани банкротства. И государству, дестабилизировав ситуацию, снова придется искать деньги для стабилизационного рефинансирования, на рекапитализацию, выплаты вкладчикам и т.п. То есть пытаясь впопыхах решить одну проблему, государство продуцирует целый ряд других, и, наполнив один карман, не исключено, что придется выложить намного больше из другого.
Кроме того, такой шаг еще больше отодвигает перспективу возобновления банковского кредитования, а значит, устойчивого роста экономики и, соответственно, бюджетных доходов.
Я далек от мысли, что нынешний порядок начисления страховых резервов совершенен. В нем действительно существует немало щелей и лазеек для сомнительной оптимизации налоговых платежей. Существующий порядок действительно нуждается в гармонизации с международными стандартами, в которых соответствующий учет производится более адекватно. Поэтому, на мой взгляд, внесение необходимых корректировок должно было стать результатом комплексной совместной работы, в рамках специально созданной рабочей группы.
Законопроект оперативно разработан Минфином в его интересах, а требуется внесение изменений в ряд документов, причем путем проведения необходимых консультаций с участием правительства, законодателей, Национального банка и банковских ассоциаций и достижения компромисса в интересах всех заинтересованных сторон. Насколько мне известно, сейчас такие консультации ведутся, но насколько все интересы будут учтены в окончательном варианте законопроекта — пока под вопросом.