Авральные меры как бегство от реформы?

22 ноября, 2013, 19:40 Распечатать Выпуск №43, 22 ноября-29 ноября

Несомненно, меры по "упорядочению" бюджетных отраслей, проводимые местными органами власти, являются половинчатыми и непоследовательными. Поэтому они и не могут принести ощутимого результата.

Недофинансирование бюджетных сфер в последние месяцы года в Украине традиционно повторяется. Педагоги, медики, работники культуры уже привыкли, что в ноябре-декабре и даже в октябре возникает напряженность с выплатой им зарплат, а газ и электроэнергию бюджетные учреждения вынуждены получать в долг. В этом году ситуация с необеспечением средствами бюджетных отраслей, финансируемых из местных бюджетов, не настолько критическая, как в прошлом. Но средств на выполнение делегированных государством полномочий на декабрь, а в некоторых районах — еще и на ноябрь, не хватает.

По оценкам Ассоциации городов Украины, для полного обеспечения расходов местных бюджетов на оплату труда, расчеты за энергоносители и коммунальные услуги бюджетных учреждений не хватает по меньшей мере 10 млрд грн. В октябре в регионы была направлена дополнительная дотация из госбюджета — 2 млрд грн. "Дыру" посчитать нетрудно. Она зияет, остро напоминая о себе.

Например, в октябре Тернопольская область получила дополнительную дотацию в размере 50,8 млн грн. Тем не менее не хватает еще свыше 70 млн грн. И удивляет то, что бюджетные крохи распределялись на местах очень неравномерно. В среднем районные бюджеты получили только 46% средств от потребности. А самые крупные районы оказались явно обделенными: потребности Тернопольского района в средствах учли только на 28%, Теребовлянского — на менее чем 20...

Как это сказалось на "глубинке", мы решили проследить на примере двух районов — Тернопольского и Монастырисского.

В Тернопольском районе местная власть уже не первый год проводит частичную оптимизацию бюджетной сети и, в частности, учебных заведений, поглощающих львиную долю средств. В прошлом году в трех селах были объединены школы с детским садиком в одном здании, в 2013-м создали еще два таких учебно-воспитательных комплекса. Экономия средств от упомянутых мер на сегодняшний день измеряется сотнями тысяч гривен.

"Эта работа будет продолжаться, — убеждает глава Тернопольского районного совета Василий Дидух. — Ведь мы приходим к оптимальному варианту, когда не надо приостанавливать работу всей общеобразовательной школы. Ученики младших классов остаются учиться на месте. А освобождение школьных помещений позволяет вселять туда детсады, которых в селах не хватает. Общие котельная, кухня, обслуживающий персонал обеспечивают значительную экономию средств"...

Более глубокие шаги по оптимизации (читай — сокращению) образовательной сети выполнить намного сложнее, ведь законодательство не обязывает все заинтересованные стороны их делать. Для закрытия или приостановления деятельности школ необходимо согласие местных территориальных общин. Но немногие из них согласятся, чтобы их дети жертвовали временем, добираясь в школы, в которых они могли бы получить более качественные знания. В двух селах Тернопольского района, где в школах учатся 20–30 учеников, а еще в одном — аж шесть (!), родители решительно запротестовали против того, чтобы их чада шли за знаниями "в чужую местность". И когда уточняли дополнительную потребность в средствах на 2013 г., финансовые органы исходили из того, что ряд общеобразовательных школ в районе будут закрыты и удастся сэкономить средства на сумму свыше 2 млн грн. Но ведь этого не произошло! Обучение учеников в упомянутых учебных заведениях стало очень дорогим — по 26–27 тыс. грн на школьника, в то время как расчетный показатель расходов на одного ученика на 2013-й составляет 8,1 тыс. грн.

Поэтому и не удивительно, что в Тернопольском районе для выплаты зарплат в образовании и дошкольном образовании на декабрь средств не хватает. И сумма при этом немалая — более 9 млн грн. По этому поводу депутаты районного совета направили обращение премьер-министру Николаю Азарову, министру финансов Юрию Колобову.

Монастырисский район — один из наименьших по численности населения и самый депрессивный в области: средняя и крупная промышленность здесь погибли давно. Десятки тысяч гектаров земли арендуют четыре агрохолдинга, которые не создают достаточного количества рабочих мест. Так откуда возьмутся значительные поступления в местные бюджеты? Но даже при такой стагнации районная казна более или менее наполняется. За девять месяцев этого года ее план доходов выполнен почти на 104%.

Ради экономии бюджетных средств районная власть делает, что может. Например, внедряет в учебных заведениях энергосберегающие технологии. И уже получены первые положительные результаты. Установленное в двух школах электрическое отопление разрешает пользоваться ночным тарифом на электроэнергию, который в несколько раз ниже дневного. Это позволило сэкономить в течение прошлого отопительного сезона более 100 тыс. грн. Экономия средств будет и в 2013–2014 гг.

Но с введением других мер экономии бюджетных ресурсов у районного начальства мало что получается. Местные общины, как и в Тернопольском районе, не дали согласия на хотя бы приостановку работы двух сельских школ, в которых учатся от 17 до 30 учеников. А это помогло бы сэкономить свыше 1 млн грн в год.

В сфере культуры тоже трудно обойтись без оптимизации сети. Но важных мер, как, например, объединение клубов и библиотек в селах с одной штатной единицей районная власть пока не планирует. Эти заведения финансируются из разных источников — сельского и районного бюджетов. Да и экономия средств от такого объединения не очень большая. В сфере культуры экономят и другим образом — немало работников трудятся не на полную тарифную ставку, что противоречит Закону "О культуре" (ст. 29). И все же в районе все равно не хватает средств на содержание заведений культуры — 0,5 млн грн.

Итог нереализованных оптимизационных мер по району следующий: в сфере образования и культуры частично не хватает средств на зарплаты на ноябрь и полностью на декабрь, суммарно — 5 млн грн.

Глава Монастырисского райсовета Владимир Данилюк рассматривает проблему недофинансирования бюджетной сферы шире — сквозь призму нахождения резервов наполнения бюджета. "Сегодня власти предержащие делают большой бизнес на импорте товаров по разным схемам. А еще значительную часть продукции производят подпольно, в подвалах. Правительство должно защищать внутренний рынок и национального товаропроизводителя. Вот тогда будут созданы рабочие места, люди будут получать достойную зарплату и будет платежеспособный спрос. А в местные бюджеты будет поступать достаточно средств на необходимые расходы..."

Несомненно, меры по "упорядочению" бюджетных отраслей, проводимые местными органами власти, являются половинчатыми и непоследовательными. Поэтому они и не могут принести ощутимого результата. И это дополнительное доказательство того, что в Украине запоздала административно-территориальная реформа, которая бы четко определила, нормировала сеть общеобразовательных школ, заведений медицины и культуры на определенное количество населения. Тогда и хватит средств на финансирование бюджетных отраслей, и напряженная ситуация в конце года будет выглядеть как отголосок прошлого.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно