Однажды вечером, стоя в очереди в супермаркете, услышала телефонный монолог одной встревоженной мамочки: "Мы так к этой школе готовились, всей семьей на праздник первого сентября выбирались, - чуть не всхлипывала она. - И вот настали будни… Сын только проснувшись, начинает канителить: "Не пойду!", "Не хочу!", "Не буду!". И жалко его, если честно… Не знаю, что делать, чтобы ему хотелось ходить в школу… Не бить же?!"…
Помогайте, контролируйте,
не перегружайте
- В первые месяцы учебы для поощрения можно привлекать какие-то внешние факторы: красивая школьная форма, ранец, ручки, пеналы, - советует психолог Татьяна Деркач. - И прежде всего родителям не следует завышать требования, перегружать детей учебой. Уважайте их новый статус. Самое главное в начальной школе - научить ребенка учиться. Он должен понять серьезность поставленных задач и научиться выполнять их охотно. Но не следует говорить: "Ты - школьник, ты должен это делать!". Если у первоклассника что-то не получается, спокойно помогите ребенку, чтобы у него не развилось чувство тревоги и неуверенности в себе.
- Похвала - мощный стимул для развития ребенка, выработки навыков, - добавляет г-жа Деркач. - Хвалите за старательность, но только тогда, когда он сам прилагает усилия. Не перехвалите, когда ему что-то дается легко. А ругайте только за сделанное
плохо или неправильно. Но! Никогда не ругайте несколько раз за одно и то же. Наказание должно быть быстрым и разовым. Объясните, за что именно вы наказываете ребенка и что это не он плохой, а плох его поступок. Никогда не кричите! Ваш истерический крик не будет восприниматься. Не говоря уже о битье. Это вызовет только обиду и ответную агрессию. Если чувствуете приближение скандальной ситуации, переключите внимание ребенка на какое-то дело или другой предмет. Например: "А давай сделаем с тобой…" или "Смотри-ка, какая игрушка, птичка" и т.п. Неадекватное поведение ребенка предупреждайте игровой формой общения.
Сложнее всего увлечь ребенка выполнением домашних заданий. Иногда у родителей кончается терпение. Обычно они требуют от ребенка хорошо учиться, но сразу заставляют делать уроки самостоятельно.
- Не надо выполнять задания за них, - говорит Татьяна Деркач. - Но необходимо объяснить, как решать задачи. Учить самостоятельности нужно, но не следует перекладывать всю ответственность на плечи ребенка.
Успехи вашего школьника зависят не только от него. Очень важна поддержка родителей и учителей, особенно в начале обучения. Ребенок адаптируется к школе за месяц-полтора. Если речь идет о первоклассниках, то этот процесс может длиться и год. Поэтому нельзя говорить первокласснику: работай сам. Это ему непонятно, он обидится, что с ним играли, играли, а теперь должен делать все сам…
Учить ребенка делать уроки самостоятельно надо так же, как и любому другому делу - терпеливо и постепенно. В первом полугодии первого класса домашних заданий обычно не задают, а дальше вы должны смотреть, что задали, как ребенок это выполняет, понимает ли, что делает. Только так учат быть самостоятельными. И это продолжается до тех пор, пока ребенок не скажет: "Я сам".
- Для младших школьников важно отдыхать и вовремя ложиться спать, - продолжает психолог. - Помните, что дети и в 7–8 лет любят сказку на ночь и нежный поцелуй. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь перед сном не напоминать о неприятностях, не выясняйте отношений. Если ребенок хорошо отдохнет, он и сам утром проснется. Будите спокойно, малыш должен увидеть вашу улыбку, услышать мягкий голос. Не подгоняйте и не теребите ребенка с самого утра, ведь именно вы задаете настроение на целый день.
Жизнь -
важнее школы
Стоит ли запоминать формулы, не понимая их смысла и практического применения? Не важнее ли научить ребенка общаться, формулировать мысли, ставить цель и достигать ее, находить нешаблонные решения проблем, адаптироваться к любой среде, быть самостоятельным?
- Сколько ребенок может играть самостоятельно, столько времени в день он будет самостоятельно учиться, а позже, когда подрастет, и продуктивно работать, - говорит психолог Марина Романенко. - Малыши задают много вопросов и неустанно о чем-то рассказывают.
Детям до пяти лет не следует "закрывать рот", ведь именно в это время малыш учится не только говорить, но и мыслить. К тому же, если вы будете говорить с ребенком упрощенным языком, он не будет понимать ни подтекста, ни контекста. Говорите на "взрослом" языке. И поверьте, ребенок никогда не ставит перед собой цель вызвать раздражение! Он просто хочет внимания.
Не менее важно развивать у ребенка устойчивость к стрессам. Вы не можете все время контролировать его и не давать общаться с ровесниками. Однако не следует вмешиваться в детские споры, ребенок должен учиться сам решать свои проблемы.
- Чем больше друзей, тем больше жизненных ситуаций ребенок испытает, - добавляет психолог. - В школе его могут дразнить или отбирать тетрадь. Ваша задача - научить ребенка спокойно отстаивать свои позиции, находить выход из конфликтных ситуаций. Ребенку нужно познать и глубину таких понятий, как "мое-чужое", "можно-нельзя".
- Взрослые тоже должны спрашивать у ребенка: "Можно или нет?", и будьте готовы услышать "Нет", - говорит психолог. - Уважая ребенка и его вещи, вы получите нужный результат. "Не дам" не означает "жадина", это понимание того, что "мое", а что "чужое". Когда вашего ребенка кто-то обругает этим словом, объясните, что все ошибаются, и спросите: "А сам как считаешь: жадина ты или нет?"
Если ребенку тяжело дается учеба или ему не по душе тот или иной предмет, выясните, возможно, дело в отношениях с учителем. Если ситуация на самом деле критическая, нужно вмешаться, разобраться. Вы имеете право прийти на урок, посмотреть, как учитель ведет себя с учениками, как проходит занятие. Если причина только в усталости, устройте ребенку выходной от школы. Только следует оговорить, что это не станет системой. Покажите ребенку, что вы понимаете его, поддерживаете. Не пытайтесь соответствовать "стандартам".
- Школа - это ежедневный стресс, - продолжает психолог. - Здесь от ребенка требуют знать не один предмет, а сразу несколько. Кстати, во взрослой жизни вам вряд ли понадобятся все эти знания. А вы хотя бы раз задумывались над тем, какова главная задача педагога? Не многие знают, что это умение расслабить нервную систему ребенка. Потому что когда ученик в стрессе, он ничего и никого не слышит.
Например, математика - это не просто цифры, это умение логически мыслить. Если хотите, чтобы материал хорошо усваивался, делайте простые вещи - считайте ступеньки, бабушкины пирожки - играя.
Что касается письма, ныне модно, чтобы ребенок рано умел выводить буквы. Но не пытайтесь подогнать своих детей "под стандарт". Когда моей дочери было три года, она говорила на русском, украинском и учила английский. А двухлетняя дочь нашей знакомой, кроме этих языков, учила еще и японский. Выходит, наша что-то потеряла? Нет. Вопреки тому, что дети начинают говорить, писать, читать, считать в разном возрасте, в школе они друг друга догоняют.
Советы врача
Как поступать, чтобы школьные нагрузки не ухудшили здоровье школьника? Каким должен быть оптимальный режим дня?
- В целом обучение и дополнительные занятия должны отнимать не более 10 часов, - советует врач-педиатр Николай Фирсов. - При этом на здоровый полноценный сон выделяется 8–9 часов, еще 3–4 часа - свободное время, посвященное личным делам. Это не означает сидение за компьютером. Это время, которое надо провести без присмотра родителей, нянь и т.п. Есть дети, которым обучение дается легко, а есть те, кому оно в тягость, поэтому могут возникать заболевания, в частности нервные срывы, проявляющиеся в неадекватном поведении в семье, в школе, с друзьями.
- Первые признаки нервного срыва - ребенок плохо засыпает и спит, - детализирует господин Фирсов. - Кроме этого, он неадекватно реагирует на замечания учителей и одноклассников, часто конфликтует, а также уклоняется от учебы. Тогда родителям следует поговорить с малышом, потому что иногда именно внеклассные занятия влияют на перегрузку. Ребенку надо дать свободу выбора тех кружков, на которые он хочет ходить.
- Даже первоклассник должен самостоятельно носить свои вещи в школу, - говорит врач. - Ни в коем случае этого не должны делать ни мама, ни няня. Ведь при этом работают все группы мышц, что на пользу школьнику. В то же время, чтобы тяжелая ноша не провоцировала развитие сколиоза, надо равномерно распределить нагрузку на позвоночник. Если это портфель, то нужно менять руки или же использовать ранец.
И об осанке. На это редко обращают внимание в школе. Если двое детей сидят вместе, каждые два-три месяца им надо меняться местами во избежание искривления позвоночника, развития сколиоза. Оптимальное расстояние от учительского стола до ученической парты должно составлять пять метров, чтобы ребенок чувствовал себя психологически комфортно. Рекомендованное расстояние от глаз до парты - 30 см. От груди до парты - зависит от роста, но приблизительно 20–25 см.
Родитель - это профессия, которой нигде не учат. Поэтому постоянно возникает боязнь чего-то не дать ребенку, что-то пропустить. Но вы каждый день выполняете работу, незаметную на первый взгляд. Вы любите своих детей. Поэтому верьте себе и ребенку. Школа - это важная, но не главная часть жизни человека.