Выбросьте кроватку, или Итальянский рецепт самостоятельного человека

11 марта, 2016, 00:00 Распечатать

Сергей Брин, соучредитель корпорации Google, в одном из выступлений сказал: "Я считаю, что получил немалую пользу от Монтессори-образования, которое порой дает ученикам намного больше свободы делать что-то в своем темпе, открывать что-то новое". Так что же такого скрыто в системе воспитания Марии Монтессори, и обязательно ли посещать специальное учебное заведение, чтобы воспользоваться ее преимуществами?

Сергей Брин, соучредитель корпорации Google, в одном из выступлений сказал: "Я считаю, что получил немалую пользу от Монтессори-образования, которое порой дает ученикам намного больше свободы делать что-то в своем темпе, открывать что-то новое". 

Его партнер Ларри Пейдж, тоже обучавшийся по методике итальянского педагога, также не отрицает влияния альтернативной педагогики на свою успешность. Среди Монтессори-детей — основатели Амазона и Википедии, лауреаты Нобелевской и Пулитцеровской премий, писатели, актеры, предприниматели, другие выдающиеся люди, многие из которых считают свое нестандартное образование ключом к будущим достижениям. 

Так что же такого скрыто в системе воспитания Марии Монтессори, и обязательно ли посещать специальное учебное заведение, чтобы воспользоваться ее преимуществами?

Первые шаги взрослых

Педагогика Монтессори зародилась в начале ХХ в. и до сих пор не теряет популярности. Идеи, казавшиеся революционными 100 лет назад, для многих непривычны и сейчас: мнение, что даже маленьких детей нужно уважать, не очевидно для многих родителей и воспитателей. В основе подхода Марии Монтессори лежит восприятие ребенка как существа, которое от природы стремится к самостоятельности и развитию, само выбирает деятельность, направление, темп познания, и задание взрослого — помочь ему в этом, а не мешать своим "я сделаю лучше и быстрее". Также важно понимать, что для развития полноценной личности дети должны иметь свое мнение, уметь делать собственный выбор. И эти детские решения заслуживают такого же уважения, как и взрослые, — именно из них вырастает ответственность за собственную жизнь, в отсутствии которой мы часто упрекаем других. 

"Я начинала работу по специальности в обычном детском саду и довольно быстро поняла, что традиционная педагогика — с ее командностью, авторитарностью, пренебрежением к личности и потребностям ребенка — мне не нравится, — рассказывает Ольга Лопатина, психолог и Монтессори-педагог. — Когда я впервые попала в группы Монтессори, меня поразили семейная атмосфера и отсутствие дистанции между поколениями. Дети живые, легко общаются, охотно делятся мнениями, не смущаются говорить о своих нуждах. Я поняла, что это — мое. Проштудировала теорию на курсах и переквалифицировалась на работу именно в Монтессори-учреждениях. За девять лет работы я ни разу не пожалела об этом".

Впрочем, после первого знакомства с педагогикой Монтессори многие родители возвращаются к традиционным подходам. Необходимость иметь подготовку, материалы, с которыми нужно работать, отпугивает: ведь через сложные, написанные научным языком тексты учредительницы приходится просто-таки продираться, а идеи уважения к ребенку и отсутствия наказания воспринимаются как ужасная вседозволенность. Многим родителям банально не хватает времени, сил или просто желания день за днем поддерживать в ребенке стремление к самостоятельности и познанию. Одеть малыша будет скорее, чем наблюдать за тем, как он сам пытается найти рукой вывернутый рукав. Нарезать огурец самому проще, чем это сделает ребенок, да еще и не надо бояться, что он порежет себе палец. Сказать "вырастешь — поймешь" легче, чем объяснять и прислушиваться. 

Среди минусов учреждений Монтессори часто называют недостаток внимания к творческим сторонам личности, отказ от игрушек и книг, без которых нам трудно представить детство. Однако будем откровенны: насколько будут заботиться о таланте художника или музыканта в обычном садике? Истинно творческий ребенок в любом случае будет нуждаться в дополнительных занятиях — а книгами и игрушками можно развлечь его и дома. Большей проблемой является то, что образование Монтессори стоит довольно дорого, детсадов же, где стоимость занятий не заоблачная, а профессиональность работников не слишком низкая, точно не хватит на всех желающих.

Не садиком единым

Некоторые родители считают, что соответствующего учебного заведения вполне достаточно для того, чтобы приобщить свое чадо к преимуществам известной и престижной педагогики. Но без поддержки дома все старания воспитателей сойдут на нет. Мария Монтессори в своих работах говорит о детском уме как о губке, впитывающей все, что видит. И если дома — одно, а в садике — другое, ребенок теряется, потому что не понимает, по каким правилам он должен играть. Если стремлению к самостоятельности мешают дома, он теряет его и в приязненной к собственным инициативам атмосфере. Если дома практикуют похвалы и наказание, он ожидает того же и от воспитателей.

Так что же, дома тоже придется готовить специальную среду, изготовлять самим или покупать дорогие материалы, которые негде хранить в небольшой квартире, ежедневно отводить время для занятий с ребенком? Совсем не обязательно. "Методику Монтессори часто воспринимают как очередной подход к развитию интеллекта ребенка, — говорит Ольга. — Это не совсем правильно. Основное — отношение к ребенку, и тут материалы совсем не нужны, с ними намного интереснее и удобнее заниматься в садике, где есть и выбор, и компания". 

Однако кое-что изменить в жизни семьи все же придется. "Самое главное, что надо изменить, — уверена Малгожата, воспитатель и мама двух детей — 4-летнего Филиппа и полугодовалой Сары, — это то, как мы думаем о ребенке и воспринимаем его. Потребности ребенка мы должны учитывать так же, как и нужды других членов семьи. Во время моего детства дети были на самой низкой ступени в семейной иерархии. Их желания, потребности и голос всегда были на последнем месте. Я не хотела такого своим детям и потому выбрала подход Монтессори". Следующий шаг — помощь в развитии самостоятельности. "Нам кое-что пришлось изменить: прикрепить крючки так, чтобы сын сам до них доставал, приклеить ниже зеркало, чтобы он мог видеть себя, когда чистит зубы, выделить на кухне собственный шкафчик, где всегда есть еда, которую он сам может достать, когда голоден, и легенький кувшин с водой, — продолжает Малгожата. — Когда сын немного подрос, мы положили на полу матрас, и теперь он не должен ожидать, пока кто-то из родителей придет и вынет его из кроватки. Важно облегчить ребенку доступ к разным вещам: к тряпке и венику, чтобы убрать за собой; к одежде, которую он может выбрать и одеть самостоятельно; к другим предметам ежедневного пользования. Именно так вырастают самостоятельные люди, потому что они знают, на что способны. И доверяйте ребенку. Филиппу не было и двух лет, когда он впервые взял в руки иголку и ни разу не укололся".

Не менее важен баланс между свободой и дисциплиной. Уважение к ребенку не означает индульгенцию на любые действия. Взрослые обязательно должны очертить рамки умного поведения. В садиках Монтессори можно заниматься чем угодно — самому выбрать себе партнера для занятий или делать что-то самостоятельно, но нельзя мешать другим. Дома на ребенка не кричат и не ругают его, доступ к опасным или вредным предметам ограничивают, а потенциальные конфликты решают разговорами и объяснениями. И со временем ребенок научится уважать других так же, как уважают его. Ведь когда мама каждый раз спрашивает: "Можно я зайду к тебе в комнату?", то так же будет спрашивать и ребенок. И это подводит нас к еще одному важному моменту — перениманию поведения родителей. "Не воспитывайте детей, воспитывайте себя" — этот принцип вполне созвучен с подходом итальянского педагога. Что подумает ребенок, когда ему дают подзатыльник, приговаривая: "Нельзя бить детей"? Как он должен действовать, если его убеждали, что врать нехорошо, а потом отец просит не говорить маме, что они полдня смотрели мультики? Ваше отношение ко всем членам семьи, к другим людям, к проблемам — все имеет значение. 

Неудобные дети Монтессори

Получится ли в результате идеальный ребенок? Нет. Возрастные кризисы и гормональные бури неминуемы независимо от метода воспитания. С одной стороны, с детьми Монтессори легче договориться: им не нужны наказания, они любознательны, понимают последствия своих действий и способны самостоятельно решить большинство конфликтов с другими детьми. Они эмоционально более зрелые, отвечают за свои поступки и не нуждаются в ежечасной заботе взрослых. С другой — это дети, которые имеют свое мнение и хотят его высказать, они не понимают необоснованных приказов и запретов, потому что привыкли получать ответы на свои вопросы и общаться со взрослыми на равных. Они не привыкли быть униженными и прямо говорят о своих чувствах и эмоциях. Их не воспитывали послушными и удобными, их воспитывали максимально самостоятельными, а такой подход не очень вписывается в традиционную педагогику. 

К сожалению, в Украине пока еще не выстроена система учреждений Монтессори, которая давала бы детям возможность получать не только дошкольное, но и среднее образование. Поэтому выпускники самых лучших садиков, так или иначе попадают в обычные школы, где уважение к ребенку — редчайшее явление. Да и на уровне дошкольного образования громкое название не гарантирует профессионализма воспитателей и умного подхода. Идеи Марии Монтессори уже давно толкуют по-разному: кто-то — лишь как способ заработать на родителях побольше денег. Однако даже переход к другой системе не означает катастрофу. При поддержке родителей дети быстро приспосабливаются к новым правилам, не теряя приобретенных прежде умений, привычек и черт характера. А если еще и повезет с чутким преподавателем, то проблему можно считать решенной. То же касается и дошкольных учреждений. Если нет возможности посещать специализированный садик, следует поискать воспитателя, который хотя бы отчасти разделяет идею уважения к детям, их свободе выражать себя, их самостоятельности.

Если честно, мне очень хочется, чтобы таких неудобных детей в нашей стране становилось больше. Чтобы потом, во взрослом мире, больше людей завершали начатые дела, отвечали за собственные жизнь и поступки, уважали других и не позволяли унижать себя. Чтобы умели договариваться и объяснять, верили в свои силы, любили учиться и открывать что-то новое. Мы много говорим о молодежи, которая должна изменить все. Так дадим ей шанс быть такой — с Монтессори или без. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно