Только чтобы мама не узнала, или Когда нужно ослабить контроль над ребенком

17 сентября, 2016, 00:00 Распечатать Выпуск №33, 17 сентября-23 сентября

Ребенок, который играет сам по себе, без взрослых, — заветная мечта большинства родителей. И дело не только в драгоценных минутах покоя: за тихим шорохом в коробке с конструктором или разыгрыванием приключений для кукол скрыты развитие фантазии, умение занять себя, первые попытки рационально управлять временем и еще много полезных в будущем черт.

Ребенок, который играет сам по себе, без взрослых, — заветная мечта большинства родителей

И дело не только в драгоценных минутах покоя: за тихим шорохом в коробке с конструктором или разыгрыванием приключений для кукол скрыты развитие фантазии, умение занять себя, первые попытки рационально управлять временем и еще много полезных в будущем черт.

Однако пока взрослые проникаются тем, чтобы научить дошкольника проводить время в одиночестве, без внимания остается другая, не менее важная часть детской жизни — общие игры без вмешательства и контроля старших.

"Школьники, оставленные без надзора, — это мой страшный сон, — вздрагивает при самом лишь упоминании о таких ситуациях бывшая учительница математики Виктория Александровна. — Стандартный набор для средней школы — крики, мелкие потасовки и швыряние всего, что под руку попадется. Хорошо хоть старшеклассники ведут себя приличнее". Многие считают, что такое поведение обычно для всех детских коллективов, и без контроля взрослых превращения группы детей в маленьких монстров не избежать. Однако действительно ли речь идет о естественной склонности к бесчинству и конфликтам — или проблема заключается в том, что современные дети не умеют нормально сосуществовать в коллективе из-за отсутствия опыта?

Садик, школа, курсы, группы развития, спортивная секция, репетитор — график жизни среднестатистического городского ребенка практически не предполагает досуга. Еще меньше в нем возможностей для общих игр с ровесниками. На площадках давно не видно дружных и не очень компаний младшего и среднего школьного возраста — днем там малыши с мамами, а вечером тусуются старшеклассники. Родители ХХІ в. потеряли веру в безопасность уличных забав, поэтому игры после школы в казаки-разбойники уступили место домашнему компьютеру и внешкольным занятиям.

С другой стороны, социализации детей ныне отводится столько внимания, что, казалось бы, о какой нехватке групповых игр может идти речь? Ведь и в садиках, и в группах развития, и на детских мероприятиях, и, тем более, в школах у детей множество возможностей подружиться с кем-то и поиграть. Однако в этих ситуациях кураторами и надзирателями выступают взрослые — родители, воспитатели, учителя, которые заботятся, чтобы дети играли спокойно и вежливо, предлагают им разные виды игр и вмешиваются не только тогда, когда нужно предотвратить травмы, но и когда, по их мнению, забава становится чересчур громкой или активной. И это, к сожалению, вредит детям больше, чем может казаться.

Мама, не вмешивайся в нашу игру!

Что же хорошего в детских играх без взрослых? Ведь в них кроется столько опасностей — от песка в глаза у малышей до прыжков с гаражей в средней школе. Они привносят в лексикон хороших, послушных домашних деток нецензурные слова и агрессивное поведение. Они служат причиной хаоса — без взрослых дети забывают заботиться о чистоте и порядке. Но все эти аргументы покажутся не столь уж важными, если взрослые вспомнят свое детство: часто самые яркие и веселые воспоминания связаны с моментами, когда в компании ровесников они придумывали себе уличные забавы или отправлялись искать приключения. Конечно, о многом нынешние взрослые так никогда и не рассказали своим родителям (чтобы те лишний раз не хватались за сердце), а от мысли, что то же самое могут делать их дети, бывшие озорники покрываются холодным потом.

Однако игры без взрослых — это не только опасные приключения, но и просто спокойные общие занятия. И они, как ни удивительно, играют важную роль в развитии детей. В одном из отчетов Американской академии педиатрии авторы подчеркивают, что именно неуправляемая, самостоятельная детская игра учит сотрудничать, делиться, улаживать конфликты и защищать себя на словесном уровне. Этих черт так часто не хватает и взрослым — как в семейной жизни, так и на работе. А что будет, когда вырастут поколения, привыкшие к постоянному надзору?

Споры и недоразумения во время детской игры — дело обычное. И в большинстве случаев дети смогут сами справиться и вынести из ситуации намного больше, чем в случае вмешательства взрослого. Анжела Ханском, детский эрготерапевт (специалист, помогающий развивать, восстанавливать и поддерживать физические и психологические навыки, необходимые в повседневной жизни, после травм, болезней, людям с ограниченными возможностями) и популяризатор самостоятельных уличных игр, убеждена, что доброту и сочувствие нельзя навязывать. От ситуаций, когда взрослые заставляют играть с неприятным для других ребенком, требуют делиться, когда не хочется, и останавливают игру при первых проявлениях агрессии с чьей-либо стороны, страдают все. Тот, кого якобы защищают, не учится давать отпор. Тот, кому просто приказывают отдать игрушку, делает это неискренне, а игра, в которую заставили взять новичка, не приносит радости никому. Как следствие — стремление взрослых контролировать ход и результаты общения детей лишает последних шанса понять принципы взаимовыгодной коммуникации, научиться договариваться и вести себя так, чтобы их приняли в общую игру.

О пользе отсутствия контроля задумались и исследователи физических активностей. По мнению специалистов, неуправляемые спортивные игры развивают креативность, лидерство, навыки работать в команде. А спортивные медики из клиники университета Лойолы в Чикаго заметили, что молодые спортсмены, которые, кроме собственно тренировок, имели возможность играть во что-то самостоятельно и для собственного удовольствия, меньше травмировались, чем их коллеги, большинство времени проводившие под надзором тренеров.

Большой Брат не следит

Из всего сказанного можно сделать вывод, что лучше меньше присматривать за детьми, и для их же блага чаще оставлять их в больших компаниях без взрослых. Но если мир, описанный Уильямом Голдингом во "Властелине мух", представляется вам не слишком привлекательным, некий контроль над тем, как дети проводят досуг вместе с друзьями, сохранить следует. Два основных аспекта самостоятельных игр, которые могут беспокоить родителей — качество компании и безопасность окружения, — вполне можно контролировать без лишнего вмешательства в детские активности.

Пока дети маленькие, можете выбрать для них друзей — малыши не слишком переборчивы. Важнее, чтобы родители нашли общий язык между собой. В этом случае учитывайте культурный уровень своих знакомых — чтобы и вам было о чем поговорить, и дети не научились друг у друга чему-то такому, что в вашей семье неприемлемо. Очень хорошо, когда взрослые разделяют вкус относительно отдыха — тогда не придется переживать по поводу компании для своего ребенка в отпуске или на пикнике. 

Со старшими детьми сложнее: навязать нового друга школьнику может и не получиться. Однако преодоление некоторой неприязни тоже может стать хорошим уроком, особенно если ситуация безвыходная — вроде путешествия или месяца у родни в селе. Отфильтровать друзей в подростковом возрасте уже невозможно, но можно помочь найти новых — из среды, которую вы считаете подходящей. Малая академия наук, спортивный кружок, клуб юных журналистов — в таких местах молодежь находит товарищей не по принципу проживания в одном дворе, а благодаря общности интересов, и родители могут, по крайней мере, предположить, что такое общество, даже без надзора взрослых, не повредит.

Впрочем, независимо от одобрения или неодобрения друзей ребенка, оставляйте его в их компании только в тех ситуациях и средах, которые считаете безопасными. Позвольте ребенку приглашать друзей домой, выделяйте для них комнату для игр и не заглядывайте туда, пока оттуда не слышно криков, не соответствующих забавам. На детской вечеринке или школьном пикнике не планируйте много организованных развлечений — дайте возможность детям самим позаботиться о своем досуге. Устраивайте выезды на огражденную загородную территорию — дачу или базу отдыха, вручайте детям спортинвентарь и оставляйте их в покое. Будут лазить они по деревьям или стрелять камешками по мишеням — их выбор. И не забудьте ограничить пользование смартфонами — общие игры намного быстрее возникают в условиях недоступности интернета. 

Таким образом, если вы видите, что дети играют самостоятельно и не собираются "поубивать" друг друга, не вмешивайтесь. Даже если вам кажется, что кого-то обижают, что игра несправедливая, что можно проводить время интереснее. Именно в этот момент дети развивают множество полезных навыков: и когда дразнятся, и когда выдумывают собственные правила для игр, и когда хохочут над глуповатыми анекдотами. И помочь им в этом можно лишь оставив их без навязчивого надзора. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно