Между "Хочу учиться!" и "В школу больше не пойду!"

12 сентября, 2014, 16:55 Распечатать Выпуск №32, 12 сентября-19 сентября

Что же на самом деле ожидает первоклашек после первого звонка в школе? Как не подавить у ребенка желание учиться и помочь преодолеть первые "взрослые" трудности?

Начало осени традиционно ассоциируется с еще одним важным началом — стартом учебного года. Особенно значимо это событие для тех, кто садится за парту впервые. И если малыши в преддверии новой "взрослой" жизни полны романтических ожиданий, родители сушат голову над тем, как подготовить и достойно отправить чадо в науку. 

Что же на самом деле ожидает первоклашек после первого звонка в школе? Как не подавить у ребенка желание учиться и помочь преодолеть первые "взрослые" трудности?

Накануне сентября в школьных отделах розничной торговли — аншлаг. Кто-то докупает недостающие тетрадки и ручки, кто-то пришел за школьной формой, потому что брать одежду на шестилетку впрок — неразумно. За лето они так вырастают!

Киевлянка Маргарита привела сына Артура за рюкзаком. "Непременно, чтобы синий, и со Спайдерменом, — делится стандартами школьной моды своего сынишки Маргарита. — Два года учебой бредит! Очень хочет получать оценки и выполнять домашние задания. Как старший брат…".

Действительно, у большинства дошкольников учеба ассоциируется с чем-то неведомым, но светлым и желанным. Для них школа — своеобразное окончание детства и начало взрослости. А кто из малышей не мечтает о самостоятельности и независимости?

"На самом деле, школа — это кардинальное социальное изменение в жизни ребенка, — рассказывает психолог Елена Симонюк. — Это изменение уклада жизни, приоритетов и мировоззрения. Вчера ты еще ходил в садик и был "подвержен" дневному сну, а сегодня у тебя — четыре-пять уроков, круг обязанностей и ответственность. Вот почему так важно, чтобы этот социально-возрастной барьер ребенок перешагнул подготовленным, окруженным вниманием и поддержкой родителей. Не забываем, что любовь/нелюбовь к школе формируется именно в начальных классах. И ведущую роль в этом процессе формирования взглядов играет первый учитель".

Третьеклассник Сергей из Броваров — частый "гость" у школьного психолога. Так получилось, что у мальчика "не сложилось" с первой учительницей. Со слов мамы, Екатерины Ивановны, педагог не разглядела в нем ранимой, флегматичной натуры. Посему с первых дней нацепила на него множество ярлыков ("соня", "двоечник", "тормоз"), регулярно подкрепляя характеристики соответствующими оценками в дневнике. "Сережа в классе стал своего рода примером для неподражания, — делится пережитым Екатерина Ивановна. — Он замкнулся, ни с кем не дружил, наотрез отказывался ходить в школу, постоянно плакал. На мои вопросы о причинах такого поведения ребенка учительница лишь качала головой и говорила, мол, перерастет, "в этом возрасте они все такие". В отношении "низкого качества знаний" (судя по оценкам) педагог ссылалась на заторможенность развития личности и даже генетические предпосылки. Мы ей верили, все-таки она специалист, методист с 30-летним стажем. Но все изменил случай: к концу учебного года Сережа нам заявил, что уйдет из дома. Мы обратились за помощью к психологу, и во второй класс сын пошел в другую школу. В новом коллективе ему теперь нравится".

Первый учитель — непременный авторитет, который не только учит ребенка читать и считать, но и собственным примером, а равно и отношением, формирует его как личность. Безусловно, учитель начальных классов должен блестяще владеть мастерством педагогики и психологии. В такой же степени он должен обладать положительными человеческими качествами — быть добрым, отзывчивым, уравновешенным, ни в коей мере не кричать. Т.е. быть реальным примером во всем, что впитает в себя первоклассник, и с чем пойдет дальше по жизни. Чаще всего педагоги младших классов таковыми и являются, ведь работать с шести-, семилетками пойдет не каждый выпускник педвуза, а лишь тот, кто действительно любит малышей. Но что же превращает нежных и любимых "добрых фей" в сердитых и злых "ведьм"?

"В большинстве случаев причиной "перевоплощения" педагога становится т.н. синдром профессионального выгорания, — комментирует психолог Елена Симонюк. — Десять, двадцать лет заниматься одним и тем же, под сводами одной и той же школы, по одной и той же программе… Ко всему прочему, "помогают" экономические факторы (зарплата ниже желаемой), возрастные, гормональные изменения, проблемы в личной жизни, однообразный быт…". 

"Потенциально опасного" учителя, как правило, легко обнаружить, уверены специалисты. Если налицо явные нарушения методики воспитания, родителям не надо бояться поговорить с педагогом начистоту и даже рассказать о проблеме директору. Если конфликт неисчерпаем, а школьная администрация не видит в поведении учителя "больших проблем", лучше поменять класс, школу. Не следует забывать, что речь идет о формировании личности не педагога, а вашего ребенка. А половина "взрослых" комплексов закладывается именно в детстве. 

"Немаловажен и факт задаривания-задобривания учителей, — считает психолог. — Увы, но наличие т.н. детей-любимчиков — частая картина в современной начальной школе. Этот неестественный отбор производят сами родители, порой не ведая, что творят. Дорогие подарки, материальные знаки чрезмерного внимания — все это не только юридически противозаконно, но морально губительно. Скажем, родители Вовы могут позволить подарить Мариванне к 8 марта кожаную сумку, а родители Машеньки — нет. Кто для Мариванны будет любимее: Вовочка или Машенька?".

Дошкольные учебные заведения (садики) справедливо можно считать своеобразной социальной прививкой перед школой: ребенок находится в коллективе себе подобных (по интеллектуальному и психологическому развитию) под руководством чужого взрослого человека (воспитателя). Этот систематический отрыв от домашнего очага формирует в ребенке весьма важные качества — коллективизм и самостоятельность. Именно в микросоциуме, уверены специалисты, открываются особенности темперамента малыша, закладывается поведенческая линия. Ребенок, идущий в первый класс после садика, быстрее адаптируется к школе, нежели тот, кто был на домашнем воспитании у нянь и бабушек. 

Следующим социальным испытанием для ребенка будет переход в среднюю школу. Этот момент отягощен, в некоторой степени, тем, что, помимо нагрузки по урокам, возникает серьезный психологический "удар" по системе коммуникабельности: вместо одной учительницы появляется целая армия преподавателей с разными характерами и требованиями. Пока к каждому привыкнешь! Именно коллектив, класс в этой стрессовой ситуации выступает для ребенка защитой, тылом. 

Естественно, что вместе с оценками и впечатлениями ребенок приносит из школы целый букет социальных явлений — привычки, навыки, новые слова. Это результат своеобразного обмена опытом внутри коллектива: принося что-то из своей семьи, ребенок поглощает принесенное кем-то. Чаще всего таким "диктатором мод" является неформальный лидер, который к концу первой четверти непременно появляется в любом классе. Важно распознать этого лидера и поручить ему ведущую общественную обязанность, например, должность командира, старосты. Хорошо, если педагог солидарен во взглядах с психологами. Если же нет — получается конфликт лидеров: между тем, кого назначил учитель, и тем, кто является таковым по природе и задаткам.

"Находясь полдня в школе без присмотра родителей, ребенок становится частью новой социальной системы, в которой ему отведена своя важная роль, — продолжает Елена Симонюк. — Личностная эволюция ребенка происходит совокупно с биологическими изменениями в его организме. Увеличивается объем мозга, растет опорно-двигательный аппарат. У первоклассника образовывается новый внутренний интеллектуальный пласт — багаж знаний. Поэтому весьма важно, чтобы знания эти были положительными и плодотворными".

Не секрет, что школа преподносит ребенку не только уроки добра, но и зерна нежелательных познаний. Неформальное вербальное общение, азы стихийного полового воспитания — все это "дает" ребенку школа, а если точнее — среда сверстников. Хорошо, если ребенок подготовлен к разного рода негативным воздействиям со стороны новых друзей, одноклассников. Он знает, что такое хорошо, что такое плохо, и что есть слова, которые ни при каких обстоятельствах употреблять нельзя. А если малыш воспитан лишь на сказках о добре, и не знает, чем мальчик отличается от девочки?

"Младший школьный возраст ребенка — сложный и ответственный период для его родителей, — рассказывает Евгения Паламарчук, учитель начальных классов одной из столичных школ. — Начинать готовить малыша к школе нужно с трех-четырех лет. Безусловно, это должны быть мотивационные рассказы, беседы с ребенком об учебе, книгах, уроках. Также ребенок должен быть подготовлен к возможным моральным "атакам" в вопросах, весьма скрываемых взрослыми, но естественно интересующих малыша по причине его взросления. Речь идет о сексуальном развитии детей пяти—семи лет, которое в этом возрасте основывается на уважительном отношении к противоположному полу. Прекрасное чувство — первая любовь — случается именно в школе. Почти все мальчики и девочки переживают подготовительный ее этап в виде дружбы именно в начальных классах. Важно, чтобы ребенок доверял свои переживания как родителям, так и нам, учителям. Гармония в отношениях между ребенком и взрослым достигается путем доверительного диалога, в котором участвуют уже три стороны: малыш, семья и школа. Иногда учителю ребенок скажет больше, нежели маме, и наоборот. Поэтому на ранних этапах учебы родители просто обязаны еженедельно посещать школу и поддерживать контакт с наставником. Проблему легче предупредить, нежели потом ликвидировать".

Помимо основной школы, на первоклассника сваливается еще и дополнительный груз обязанностей, еще больше усложняющий его новую жизнь. Речь идет о кружках и секциях, куда малышей записывают, скорее, не по их желанию, а по "целесообразности" с точки зрения родителей. Кто-то таким образом реализует в родном чаде свои детские мечты ("у меня не было коньков, а у тебя есть, поэтому мы запишем тебя на фигурное катание"), кто-то отдает дань моде ("пойдешь в школу моделей"). Но чаще всего родители навешивают на новоиспеченного школьника дополнительные нагрузки для того, чтобы не оставить ему свободного времени "на глупости". По мнению специалистов, такое решение ошибочно, поскольку занятие дополнительным, порой нелюбимым делом, приводит неокрепший организм к усталости. Как результат — "хромает" успеваемость. 

"В организации внеурочного времени первоклашки да и школьника вообще важен принцип "не обременить", — уверена психолог. — Не забываем, что речь идет не об основных, а о дополнительных занятиях. И одно не должно мешать другому. Возможно, следует изучить предложения по секциям, организованным непосредственно при школе. Это существенно сэкономит ваше время. Более того, при школе могут заниматься одноклассники вашего малыша, а занятие общим внеурочным делом положительно влияет на социальные функции детей".

Лишать внешкольных мероприятий во имя науки ребенка тоже не стоит. Музыкальная школа, танцевальный кружок или художественная секция — отличная возможность раскрыть склонность или даже талант малыша и вырастить из него всесторонне развитую полноценную личность.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно