В ЧЕМ СОЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ "ЖЕРТВЫ" И КАК НЕ СТАТЬ "КОЗЛОМ ОТПУЩЕНИЯ"?
Бывают такие люди, у которых, когда ни спроси, всегда все плохо, всегда одни проблемы: на работе не ценят, "детям сколько ни дай, все мало", муж бьет, денег хронически нет, еще и кошелек из сумки вытащили… Складывается впечатление, что у них в жизни постоянно только черная полоса. И за что им такое наказание?
Виктимология (лат. viktima - жертва, logos - учение) условно разделяет социальные пары на "жертв" и тех, кто их "наказывает". Между первыми и вторыми существует определенная подсознательная связь. Продавец обвешивает покупателя, но не каждого, а того, кто этого не заметит и не устроит скандал; школьники морально издеваются над одноклассником, но только над тем, кто не может за себя постоять; муж бьет жену, только когда она позволяет это делать…. Как правило, виктимность (жертвенность) - это конечный психологический продукт, итог, если хотите. А предшествуют ему различные причины и факторы.
"Жертвы" - социально опасны, уверены психологи, потому как создают проблемы для себя и неблагоприятный психологический фон для окружающих.
"Часто жертвой мы назначаем себя сами, - говорит психолог Екатерина Самойлова. - Нам удобно быть таковыми, ибо на состояние жертвы можно выгодно сослаться, придумать себе оправдание, защититься. На улице вырвали сумочку? Я невезучая. Никто не берет замуж? Я некрасивая. Предлагают принять участие в конкурсе на лучшую должность, и вы отказываетесь? Правильно! Ведь все равно выберут не вас!
Как правило, за понятием "жертвы" мы прячем собственную лень, слабость. Действительно, ведь для того, чтобы быть привлекательной и устроить личную жизнь, нужно трудиться - работать над собой, развиваться. Проще - ничего этого не делать, а в отсутствии желаемого социального результата сослаться на рок, судьбу, карму".
Зачастую у жертвы нет потенциала для аналитики, сравнения хорошего и плохого. Поэтому все происходящее с ними они воспринимают как должное, само собою разумеющееся. И если "жертве" не открыть глаза, итог жизни может быть весьма печален…
В отделение нейрохирургии 34-летняя Марина попадает не впервые. "Бьет, значит - любит" - с такой установкой жила с мужем ее бабушка, потом мама со своим мужем, а теперь и сама Марина. Очередное сотрясение мозга с пояснением "упала с лестницы" у медиков вызвало жалость. Они-то знают, что это неправда, что она просто выгораживает мужа. Но разводиться с ним женщина не собирается - из-за квартиры и малолетних детей. По мнению врачей, очередное сотрясение мозга может стать для Марины фатальным. Но и заставить ее уйти от мужа-деспота никто не может. К психологам Марина не обращается…
"Домашнее насилие - самый распространенный вид социального насилия, происходящего в семье, - поясняет Екатерина Самойлова. - Это не только физический вид воздействия на человека, но и моральное насилие, включающее насмешки, унижение, угрозы, оскорбления". Ежегодно около 300 тыс. украинок становятся жертвами домашних насильников. Но это лишь зафиксированные случаи - те, с которыми женщины обратились в правоохранительные органы, к психологам. К сожалению, отечественные законы "не видят" домашних насильников, ведь чтобы наказать злодея, нужны юридически свершившиеся факты - увечья".
Общественные взрывы вокруг случаев домашнего насилия чаще всего происходят лишь тогда, когда прецедент "раскручивается" прессой или заканчивается трагедией: ребенок ушел из дома, муж покалечил жену…
Жертвами домашнего насилия становятся не только представительницы слабого пола, но и мужчины, пожилые родственники, дети. Последние не могут проявлять социальной активности по причине отсутствия жизненного опыта, а так же зависимости от "насильника". Мать наказывает сына за двойку ремнем - это насилие или воспитательный момент?
"К сожалению, у большинства наших родителей отсутствует культура воспитания собственного ребенка, - продолжает психолог. - Увы, но народная педагогика не всегда уместна. Как правило, своего ребенка физически наказывает тот родитель, которого точно так же наказывали его папа с мамой. Это циклично и закономерно, другого отношения они не видели и потому всецело уверены, что поступают правильно. Кто в этом дуэте жертва? Увы, но жертвы здесь две: и ребенок, и его родитель".
Изучая психологию серийных преступников, противоправные деяния которых направлены против другого человека и содержат насилие (в том числе сексуальное), специалисты в один голос утверждают, что маньяки и педофилы - жертвы! И стали они таковыми в раннем возрасте.
Десятилетнего Ванечку на прием к психологу привела родная тетя. Отца у Вани нет, мама работает проводницей, часто в разъездах. Воспитанием мальчика время от времени занимается тетка, живущая в соседнем районе. Одноклассники, пользуясь замкнутостью и физической слабостью Вани, всячески издеваются над ним, подшучивают, отнимают деньги, бьют…
"Ваня - типичная жертва микросоциума, класса, - говорит Екатерина Самойлова. - Практически в каждом коллективе есть такой "отщепенец", который в силу определенных причин не может за себя постоять. У школьников и подростков - это такая "груша для битья", над которой можно поглумиться и поупражняться в мускулах. В зрелых, профессиональных коллективах - это "мальчики для битья": им поручают самую грязную или трудную работу, ставят дежурить по выходным, публично отчитывают на планерках и приводят в плохой пример".
Ребенок-жертва в микросоциуме себе подобных - это результат физической, моральной слабости человека, не способного за себя постоять. Зачастую жертва во дворе или в классе - это жертва дома. И, как правило, - в неблагополучной семье, где крики, рукоприкладство, злоупотребление алкоголем - это норма.
Жертва во взрослом коллективе - это выросшая жертва-ребенок. Она все так же боится перечить, отстоять свое мнение, высказать собственную точку зрения, дать сдачи. Это человек с кучей психологических комплексов и суицидальных проявлений, укрощать которые он пытается алкоголем, другими вредными привычками. В исключительно крайних случаях он может совершить преступление против более слабого - с целью мести, самореализации.
Психологи уверены, что в девяти из десяти случаев социального насилия в детском микросоциуме можно противостоять и коррекционно воздействовать. Проявлять бдительность в воспитании подопечных - одна из приоритетных задач классного руководителя, школьного психолога. Весьма часто на факты унижений, издевательств или насмешек среди несовершеннолетних наставники просто закрывают глаза. Бывает, что дров в огонь подбрасывает и сам учитель, публично унижая, высмеивая ученика, цепляя на него ярлыки - "бездарь", "тупица", "бестолочь", а иногда и обидные прозвища.
Дети ранимы, и это усиливает эффект виктимности. Но не каждый ребенок способен стать "жертвой", уверены специалисты. Например, хулиган, неформальный лидер, задира, отмечающийся чертами холерического темперамента, жертвой вряд ли станет, скорее наоборот. А вот "тихони", дети флегматического психотипа - потенциальные "козлы отпущения". И если в ситуацию не вмешаются взрослые, специалисты, эволюция виктимности в каждом из конкретных случаев может закончиться плачевно - как для жертвы, так и для ее социального окружения.
Жертву в человеке выдают разные факторы - и абстрактные, и поведенческие. Собирательный портрет психологической жертвы - опущенные при разговоре глаза, ссутуленная спина, тихий голос, робость движений… Часто эти характеристики, изначально не относя человека к "виктиме", постепенно превращают его в жертву в глазах коллег, общества. В каждом из нас, в той или иной мере, присутствует склонность к виктимности. И наша задача - вычистить ее из себя.
Ответьте на вопросы небольшого теста:
1. Вам трудно принимать самостоятельные решения и отстаивать их, если вы встречаете сопротивление?
2. Прежде чем принять решение, вам необходимо проконсультироваться, узнать мнение других людей?
3. Вас просят высказать свое мнение. Испытываете ли вы при этом нерешительность?
4. Боитесь ли вы выражать свои истинные чувства?
5. Доверяете ли вы своим собственным убеждениям?
6. Трудно ли вам смотреть человеку в глаза?
7. Трудно ли вам обратиться к людям за помощью?
8. Избегаете ли вы кого-то из-за страха испытать смущение, неловкость?
9. Оказываете ли вы услуги другим людям, когда знаете, что этого делать не надо?
10. Если вам забыли вернуть взятую у вас вещь, книгу, попросите ли вы вернуть ее?
11. Нуждаетесь ли вы в постоянном одобрении со стороны других людей?
12. Делаете ли больше, чем должны в соответствии со своими обязанностями, работая над каким-либо проектом?
13. Трудно ли вам указать человеку на ситуацию, в которой проявляется нечестность или несправедливость?
14. Говорите ли вы "да", когда точно знаете - надо сказать "нет"?
Если вы ответили "да" на четыре и более вопроса, ваши границы жертвы нарушены. Подумайте, как вы можете перестать угождать людям, и что вам следует изменить в себе.