Поиски "сокровищ" Сергея Курченко стали центральной сюжетной линией в истории праведной борьбы за справедливость в нашей новейшей жизни. Начиналось все неплохо, но финал выглядит смазанным. Дачу олигарха уже кто-то арендовал, на "арестованном" Одесском НПЗ хозяйничают люди из российского банка ВТБ, а арестованные нефтепродукты, похоже, разбегаются, как тараканы. Если поначалу Арсен Аваков писал в Фейсбуке о 100 тыс. т, то чуть позже уже о 80 тыс. т "арестованных" нефтепродуктов, потом их хотели продать с аукциона, а теперь уже вообще никто и нигде ничего не говорит и не пишет… Косвенно подтверждает неудачу неординарный шаг налоговой службы, сделанный в конце мая. Недополученные бюджетом деньги решено взять… с налогоплательщиков. Ну а с кого еще, они-то никуда не исчезли?..
Региональные подразделения Министерства доходов и сборов задним числом обнулили налоговый кредит по налогу на добавленную стоимость по контрактам на закупку нефтепродуктов у компании "Газ Украина 2020" в период января-февраля 2014 г. По сообщениям участников топливного рынка, фактически конечный потребитель топлива должен заплатить НДС второй раз. Для любого бизнеса это означает банкротство. На этом "хорошие" новости не заканчиваются: трейдеры сообщают, что налоговики уже подготовили проекты писем, "разматывающие" аналогичную историю до августа 2013 г. "Они будут смотреть, как мы проглотим предъявленные требования этого года", - считает оптовик средней руки, по понятным причинам не желая предавать огласке свое имя.
Взять - и отменить
ООО "Газ Украина 2020" было ведущим оператором холдинга ВЕТЭК, управляемого Сергеем Курченко, по продаже нефтепродуктов на внутреннем рынке. Как ранее сообщало ZN.UA в серии публикаций, компания реализовывала контрабандные нефтепродукты, поступавшие на рынок благодаря участию в этой схеме чиновников самого высокого уровня, включая главу Министерства доходов и сборов Александра Клименко и куратора экономического блока правительства вице-премьера Сергея Арбузова. На внутреннем рынке компания "Газ Украина 2020" (именуемая участниками рынка "газами") продавала топливо по обычным договорам, органы налоговой службы не имели претензий к этим сделкам, регистрировали налоговые накладные.
"У "газов" покупали все, а иначе работать было невозможно, самостоятельно поставляемый товар просто останавливали на таможне", - рассказывает руководитель одного из крупнейших нефтетрейдеров. Пожалуй, единственным исключением из этого правила была донецкая "Параллель", входящая в СКМ Рината Ахметова, который, судя по всему, принял принципиальное решение и, наверное, был единственным, кто мог противостоять Семье.
В свою очередь, приближенные к прежнему режиму компании, как, например, подконтрольная экс-министру энергетики и угольной промышленности дикорастущая сеть АЗС БРСМ, практически на 100% снабжались через "Газ Украина 2020" (естественно, не напрямую, а через прокладку "Росукрэнергохолдинг"). В объемах остальных компаний "обязаловка" составляла 20–30%.
Всего в звездном 2013-м "газы" поставили на рынок около 2 млн т, или 20% годового потребления бензина и дизельного топлива. Нанесенный госбюджету ущерб вследствие неуплаты акцизного сбора и НДС составил около 7 млрд грн. Все фигуранты по этому делу разбежались и находятся в международном розыске.
Провал операции по возврату этих средств путем ареста активов и счетов, судя по всему, подтолкнул Миндоходов к решению взять эти деньги с тех, кто остался в стране.
"Сегодня те же самые налоговики, которые и реализовывали схемы Курченко, освобождая его от акциза и НДС, хотят вернуть эти деньги с конечного потребителя, аграриев и владельцев АЗС. Мы уже готовы собирать Майдан", - цитирует участника рынка из Кировограда интернет-ресурс OilNews. По тем же данным, в Кировограде доведенные до отчаяния аграрные предприятия, оказавшиеся в конце цепочки потребления "газовских" нефтепродуктов, грозят сжечь здание налоговой.
Растерянность царит и в рядах участников топливного рынка. По имеющейся информации, менеджмент крупных компаний проводит встречи с правительственными чиновниками и руководством налоговой службы с целью понять позицию. Дело в том, что эта "неприятность" происходит на фоне риторики главы правительства Арсения Яценюка о "налоговом компромиссе", который позволит полюбовно подвести черту под тем, что было раньше, и открыть новую страницу взаимоотношений власти и бизнеса.
Соответствующий законопроект, внесенный в Верховную Раду, предполагает освобождение от финансовой, административной и уголовной ответственности за нарушения, имевшие место до 2014 г. Сумму заниженных налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС предлагается компенсировать только на 15%, оставшиеся 85% будут считаться погашенными. В этой ситуации правительству необходимо, как в том анекдоте, "либо крест снять, либо трусы надеть".
Ростислав Кравец, старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры",
так прокомментировал ситуацию:
- Я считаю неправомерными любые действия налоговой или каких бы то ни было других органов по отношению к контрагентам компании "Газ Украина 2020" и других предприятий группы ВЕТЭК. Само государство построило и контролировало данную схему и фактически само Миндоходов помогало Курченко уклоняться от уплаты налогов. Контрагенты же оплачивали налоги в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Для компенсации потерь бюджета необходимо привлечь к ответственности всех сотрудников Миндоходов, работающих на протяжении последних четырех лет, и именно за их счет компенсировать потери.
Такой циничный подход чиновников к решению проблемы поражает. Сами за контролирование и покровительство преступлений ответственность не несут, а пытаются ее в очередной раз переложить на рядовых налогоплательщиков. Подобные действия могут привести не только к социальному бунту, но и к полной остановке экономики.
На этом фоне предложения о налоговом компромиссе выглядят просто кощунственными. Ведь не секрет, что конвертационные центры продолжают действовать, и минимизаторы никуда не исчезли и не исчезнут при существующей системе налогообложения.
Попытка налоговиков под угрозой уголовных дел компенсировать созданные ими же потери бюджета (при этом они продолжают наносить ущерб, покрывая конвертационные центры) ни к чему хорошему не приведут.
Единственный выход - это изменение системы налогообложения, в результате которого уплата налогов и их использование будут максимально прозрачными. А попытка компенсации потерь бюджета без привлечения самих налоговиков к ответственности просто цинична.