Проблема неконтролируемой добычи и оборота янтаря в Украине возникла еще в конце 1980-х. С каждым годом она приобретает все более деструктивный характер, усложняющий и затягивающий ее окончательное решение. За прошедшее время незаконная варварская добыча солнечного камня обусловила не только истощение недр северных районов Волынской, Ровненской, Житомирской и Киевской областей. Она привела к огромным и невосполнимым потерям отечественного янтаря, миллиардным денежным непоступлениям в бюджет страны и нанесла колоссальный вред природе и жителям янтарного Полесья.
Украина с первых лет провозглашения независимости начала осваивать местные месторождения янтаря. И сразу же столкнулась с проблемами, аналогичными для янтарного комбината в Калининградской области РФ: отсутствие защиты природных ресурсов от разграбления и уничтожения, хищения на всех стадиях поисково-разведочных работ, нелегальная добыча и оборот янтаря, не санкционированный государством старательский промысел и др.
Обострение вышеперечисленных проблем в нашей стране привело к нарушению веками сложившейся экосистемы Украинского Полесья, полному упадку государственной добычи уникального камня, преобладанию непрозрачных схем добычи и криминальным разборкам, отсутствию легального рынка и замене его теневым и контрабандой.
Причинами незаконной добычи, скупки, хранения, переработки и реализации янтаря являются:
- неглубокое залегание от дневной поверхности продуктивных горизонтов янтаря, удаленность от густонаселенных центров, залесенность и высокая заболоченность территории;
- отсутствие или недееспособность законов об охране недр и нормативно-правового обеспечения трудовой деятельности в сфере добычи, производства и использования янтаря;
- безработица и бедственное положение населения, геоэкологическое невежество властей и местных жителей, в том числе подрастающего поколения;
- неэффективное противодействие незаконной добыче и обороту янтаря в Украине со стороны парламента, Кабинета министров, должностных лиц областных, районных и сельских администраций.
Как справедливо отметили авторы статьи "Закон о янтаре. Грабители заплачут и заплатят… налоги с награбленного" (ZN.UA №1 от 14 января 2017 г.) А.Дровиченко, П.Ермаков, Е.Ремезова, "существенных законодательных проблем с организацией легальной добычи и переработки янтаря в Украине нет". И добавляют: "Есть проблема власти на всех уровнях - от депутата сельской рады до высоких должностных лиц и депутатов Верховной Рады, которые из-за шкурных интересов настойчиво препятствуют легализации одного из самых прибыльных для государства видов деятельности".
Всецело разделяю тревогу авторов о варварском разграблении природных богатств и разрушении экосистемы Украинского Полесья. Вполне обоснованы изложенные ими конкретные предложения и рекомендации, направленные на разрешение проблемы янтаря, охватывающей широкий комплекс нерешенных вопросов: добычу, переработку, скупку-продажу, хранение и использование уникального продукта природы в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства и медицины. Лишь разумное решение перечисленных вопросов позволит создать в Украине современную высокоприбыльную отрасль янтарного производства.
Важнейшие проблемы украинского янтаря - нелегальная добыча и отсутствие официального рынка - могли быть решены еще в конце прошлого столетия, когда янтарь незаконно копали местные жители на небольших глубинах (до 1,5–2 м), пробивая шурфы и используя садовые буры на локальных участках, обычно примыкавших к разрабатываемым месторождениям и янтарепроявлениям в районе Клесова Сарненского района, Дубовки-Каноничей Владимирецкого района Ровненской области, частично - Маневичей Волынской области. Тогда было создано Государственное предприятие по добыче и обработке янтаря "Укрбурштин" в г. Ровно (1993 г.), со временем разделенное на два дочерних - "Бурштин" и "Бурштинові копальні".
В 1998 г. правительство создало ГАК "Украинские полиметаллы", а в 2001 г. "Бурштин" и "Бурштинові копальні" были объединены в ГП "Бурштин України", которое по сей день номинально занимается добычей и переработкой янтаря. Распоряжением Ровненской облгосадминистрации №420 от 10 июля 1997 г. 52-му отделу специальной милиции г. Ровно поручено проведение мероприятий по охране месторождений янтаря и усиление контроля незаконных разработок в северных районах Ровненской области. Но, несмотря на усилия милиции, нелегальная добыча, контрабандная продажа и преступный вывоз отечественного янтаря за границу, как и варварское наступление на природу Полесья из года в год возрастали.
Вопрос регулирования добычи янтаря в Украине путем старательских разработок непромышленных участков янтарепроявлений в те годы на повестке дня еще не стоял, следовательно, и не было необходимости в разработке соответствующих нормативных актов. В 1990-е годы органами центральной исполнительной власти были разработаны и утверждены:
- Кодекс Украины "О недрах" от 27 июля 1994 г. №132/94-ВР, в котором вопрос старательской добычи янтаря в Украине не урегулирован;
- Лесной кодекс Украины от 21 января 1994 г. №3852-ХІІ;
- Закон Украины "О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроль за операциями с ними" от 18 ноября 1997 г.;
- Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 г. №280/97-ВР.
Самым непродуманным и ошибочным шагом было присвоение янтарю статуса драгоценного камня (постановление КМУ от 18 мая 1993 г. №5393 "О государственном пробирном надзоре"). Вопреки здравому смыслу и современной общей классификации цветных камней по их применению и ценности, Кабмин приравнял янтарь к алмазу, изумруду, рубину, сапфиру, добыча и обработка которых являются приоритетом исключительно государства. И только исключив янтарь из перечня драгоценных камней, в Украине появится возможность легальной торговли и старательской добычи, создания янтарных бирж, использования янтаря и продуктов его переработки в медицине и других отраслях.
Если в 90-е годы прошлого столетия оборудование нелегального старателя для добычи янтаря состояло из лопаты, лотка, сита и ручного бура, то в начале ХХІ ст. "черные" старатели вооружились современной тяжелой техникой - гидромотопомпами, драгами, экскаваторами и другими горнопроходческими средствами. Разумеется, масштабы разрушения и превращения Полесья в бедленд - так называемые дурные земли или "лунный ландшафт", значительно выросли (см. фото).
Первое десятилетие нынешнего столетия ознаменовалось расширением площади нарушенных земель Украинского Полесья. Несанкционированная проходка горных выработок без засыпания выемок после отработки породы гидромотопомпами, экскаваторами и другой тяжелой техникой приводит к нарушению корневой системы деревьев, уничтожению кустарникового и травянистого подлеска, в результате чего на поверхности почвы остаются песчаные бугры перемешанной породы и глубокие ямы. Избыток грунтовых вод приводит к нарушению стойкости корневой системы, а со временем - к формированию картины "пьяного леса" и в итоге - к его гибели.
Незаконные горные выработки на посевных площадях и пастбищах наносят прямой ущерб и невосполнимые потери сельскому хозяйству. Помимо непосредственного вреда, причиняемого экосистемам лесов, болот и суходолов, мотопомповая добыча янтаря полностью уничтожает близповерхностные (до 4–10 и более метров) продуктивные янтареносные горизонты, формировавшиеся на протяжении миллионов лет.
По своему разрушительному влиянию на природу варварская добыча янтаря в условиях Полесья сравнима с проявлениями негативных геологических процессов. Экологическая ситуация в местах нелегальных раскопок стала рассматриваться как катастрофическая с тяжелыми последствиями в будущем, что вызвало резонное понимание и широкий отклик в Украине и смежных государствах Балтийско-Днепровской янтареносной провинции: Беларуси, Польше, Калининградской области РФ, Литве, Латвии и ряде других европейских стран.
С целью еще большего привлечения внимания органов государственной власти к рассматриваемой проблеме и решению целого ряда актуальных вопросов геологии, использования янтаря и продуктов его переработки в Украине в 2007–2008 гг. были проведены три международные конференции.
Институт геологических наук НАН Украины и Международный благотворительный фонд "Українська родина" при поддержке НАНУ, Государственной геологической службы Министерства охраны окружающей природной среды, Министерства финансов, Ровненской облгосадминистрации, Государственного геммологического центра и Ровненской экспедиции СГРГП "Північгеологія" провели три международные научно-практические конференции "Украинский янтарный мир" в 2007-м и 2008 г. в Киеве и в 2012 г. в г. Ровно. В работе конференций приняли участие ученые и специалисты-янтарщики, преподаватели и студенты вузов, музейные работники Украины, Беларуси, Польши и России. Был рассмотрен широкий круг научных проблем геологии янтаря, в том числе янтареобразование, стратиграфия, палеогеография, особенности залегания продуктивных горизонтов, вопросы, связанные с обоснованием поисковых работ на янтарь и перспективами поисков, экологически оправданной добычей и переработкой, а также правовое законодательство по добыче янтаря и его использованию. Труды научно-практических конференций есть в открытом доступе ("Український бурштин", Київ, 2008, 154 с.; тезисы докладов "Український бурштиновий світ" за 2007-й, 2008-й, 2011 г.).
При подведении итогов проведения второй Международной конференции "Бурштиновий світ" 17 октября 2008 г. состоялось заседание круглого стола на тему: "Перспективы добычи и легализация оборота янтаря в Украине" с участием ведущих специалистов отрасли и служб безопасности и контрразведки. Были рассмотрены и обсуждены перспективы развития сырьевой базы янтаря промышленного значения в Ровненской области, перспективы развития украинского янтаря, его переработки и комплексного использования, пути повышения эффективности координации действий и согласования мероприятий, направленных на недопущение незаконной добычи и вывоза янтаря-сырца из нашей страны, а также состояние и проблемы нормативно-правового обеспечения деятельности в сфере добычи, производства, использования и оборота янтаря в Украине.
Решения конференции были направлены тогдашнему президенту В.Ющенко. Он издал соответствующий указ "О мерах по упорядочению добычи янтаря в Украине", на который ни парламент, ни Кабмин внимания не обратили.
В 2010 г. в Украине появилась очередная надежда на ликвидацию непрозрачных схем добычи янтаря, нелегальной торговли и контрабанды. В сентябре этого года Верховная Рада большинством голосов (свыше 300) приняла Закон "О янтаре", легализирующий старательскую добычу и содержащий целый ряд других конструктивных положений, которые и сегодня широко обсуждаются в СМИ.
Однако в декабре 2010 г. тогдашний президент В.Янукович закон ветировал. Впоследствии он отдал своему сыну Александру и Ко на "разграбление" янтарные недра в северной части Ровненской и Житомирской областей, на территории которых скупались у крестьян земельные паи, а В.Захарченко - месторождение янтаря у с. Гулянка на Житомирщине, где нелегальная добыча продолжалась и после побега из Украины бывшего министра внутренних дел. Это была полная победа коррупции и беззакония, а также крушение надежд на создание в Украине цивилизованного янтарного производства. С этого года в Украине начался новый, еще более разрушительный виток нелегальной добычи янтаря из недр Полесья, охватившей часть Житомирщины, Киевщины и частично Черниговщины, не говоря уже о значительном расширении варварски эксплуатируемых площадей на территории Волынской и Ровненской областей.
Причем раскопки на этих территориях проводятся бессистемно и наугад в лесах, на пашнях и пустырях как местным населением, так и заезжими искателями счастья практически со всей Украины. Сюда же под разными предлогами приезжают бандитские группировки и криминальные элементы с юго-востока Украины, из Львовской и Киевской областей. Участились и разборки с летальным исходом между местными жителями, "самооборонцами", представителями "Правого сектора", волынскими, ровненскими и житомирскими "старателями", полицией и бандитами.
А где же полиция, прокуратура, СБУ? В результате целые районы северных частей Волынской, Ровненской и Житомирской областей оказались под криминальной оккупацией.
В научной литературе и СМИ всесторонне освещаются не только негативные геолого-географические, экологические, экономические последствия незаконной добычи янтаря в Полесье, но и не менее важные вопросы эстетического, культурного и нравственного характера. Ведь все описываемые безобразия, совершаемые в янтарном Полесье с 1985 г., происходят на глазах у подрастающих поколений, которые уже 32 года воспитываются в условиях пренебрежения к законам Украины: днем - лопата и мотопомпа, вечером - пиво и что покрепче.
Автор этих строк, как и большая группа ученых Академии наук и геологов-производственников с надеждой ознакомились с проектом закона Украины "О добыче и реализации янтаря" (№1351-1 от 26 декабря 2014 г., авторы - Б.Розенблат, П.Дзюблик, В.Кривенко, А.Павелко, Н.Томенко и др.). После тщательного анализа содержания законопроекта по всем пунктам было высказано много критических замечаний, переданных авторам документа. При этом была высказана идея о целесообразности доработать этот проект с участием рабочей группы Института геологических наук НАНУ. К сожалению, она не была реализована, а законопроект "О добыче и реализации янтаря" не набрал достаточного количества голосов на пленарном заседании Верховной Рады Украины 7 февраля 2017 г.
Пожалуй, этот факт свидетельствует об очередной победе коррупции и беззакония в Украине. И пока идут дебаты на всех уровнях власти, янтарное Полесье погибает! Неужели может наступить тот момент, когда исчезнет янтарь из недр Украины и Полесье превратится в пустыню?
Из изложенного выше следует, что рассматриваемая проблема комплексная. Она затрагивает многие стороны социально-экономической, образовательной, культурной и политической жизни страны. А также ряд важных вопросов естественных наук - геологии, геоморфологии, палеогеографии и биологии, в том числе экологии региона. Поэтому она требует комплексного решения на государственном уровне. Сегодня на повестке дня стоит задача неотложного принятия ряда кардинальных законов о сохранении национального богатства страны - янтаря и защите его от разграбления. И первый из них - закон, определяющий Припятский янтареносный бассейн зоной экологического бедствия с соответствующими приложениями и вытекающими последствиями, а именно:
- полное прекращение в зоне бедствия негосударственной добычи янтаря;
- введение более жестких наказаний в случае нарушения закона, вплоть до принудительной конфискации мотопомп, имущества, крупных штрафов и криминального преследования;
- проведение рекультивации всех нарушенных земель;
- обеспечение финансирования геолого-поисковых, разведочных и научно-исследовательских работ по янтарю силами Госгеонедр и Института геологических наук НАНУ;
- решение проблемы занятости населения в зоне экологического бедствия, предусматривающее развитие инфраструктуры местных громад;
- разработка решения о старательской добыче янтаря на непромышленных участках янтарепроявлений;
- установление цивилизованных форм взаимоотношений территориальных громад, на чьих землях добывается янтарь, старательских бригад и государственных добывающих предприятий.
Или "лунные поля" и "пьяные леса" останутся угрожающей действительностью уже даже безъянтарного украинского Полесья?
Об авторе:
Виктор Мацуй - кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Института геологических наук НАН Украины. Специалист в области стратиграфии, палеогеографии, геологических формаций и полезных ископаемых кайнозоя. Автор более 200 научных работ и 5 монографий по геологии Украины и Казахстана. С 1980 г. по настоящее время особое внимание уделяет изучению генезиса ископаемых смол, в том числе россыпей янтаря-сукцинита Украины. Автор книги "Эволюция смолопродуцирующей растительности и формирование залежей ископаемых смол", "Наукова думка", 2016 г., проект "Наукова книга".