Труба зовет!

25 сентября, 2015, 00:00 Распечатать

Хищение нефти из магистральных трубопроводов стало системным сверхприбыльным теневым бизнесом в Украине. Государство ежемесячно недополучает десятки миллионов гривен не только на "потерях" сырья из трубы, но и на неуплаченных налогах от продажи топлива, которое изготавливают из ворованной нефти. "Бизнесмены" закупают на вырученные деньги дорогостоящее оборудование и заручаются поддержкой силовиков и судей.

Дровами прикроют или зерном присыплют. Похитители нефти пытаются маскировать цистерны, в которых перевозят выкачанное из трубы «черное золото»

 

 

Хищение нефти из магистральных трубопроводов стало системным сверхприбыльным теневым бизнесом в Украине. Государство ежемесячно недополучает десятки миллионов гривен не только на "потерях" сырья из трубы, но и на неуплаченных налогах от продажи топлива, которое изготавливают из ворованной нефти. "Бизнесмены" закупают на вырученные деньги дорогостоящее оборудование и заручаются поддержкой силовиков и судей.

За последние три с половиной года (с 1 января 2012 г.) служба безопасности "Укртранснафты" обнаружила 146 "врезок" в магистральные нефтепроводы. На их ликвидацию и на возобновление инфраструктуры после незаконного "операционного вмешательства" было потрачено без малого 12 млн бюджетных гривен.

Потери госказны от нелегальной продажи топлива, произведенного из ворованной нефти, в десятки раз больше. В "Укртранснафте" подсчитали: ежемесячно из трубы воруют около 3 тыс. т нефти (чтобы было проще представить, это состав из 50 вагонов-цистерн) на сумму 1 млн евро.

Кустарная переработка нефти на спрятанных в лесах и ангарах заброшенных промпредприятий мини-НПЗ дает "бизнесменам" на выходе около 1,5 тыс. т бензина и ДТ, при нелегальной продаже которых госбюджет каждый месяц недополучает
15 млн грн налогов.

Технически вооружены и особо опасны

Если раньше "врезчики" использовали примитивные инструменты (помповый насос, механический манометр и шланг), то сегодня они уже не экономят на техническом оснащении: на местах преступления обнаруживают дорогостоящее оборудование. Для перекачки ворованного сырья используют недешевые километровые трубы из металлопластика. Для прокладки отводов используется спецтехника горизонтального бурения, а для перевозки украденного — автопарк дорогих автоцистерн. По всей видимости, возросшие доходы покрывают такие затраты.

Последний пример: 14 сентября вблизи с. Бужок Золочевского района Львовской области на магистральном нефтепроводе Броды—Госграница сотрудники специального подразделения службы охраны "Укртранснафты" обнаружили незаконную "врезку" с отводом. На месте также нашли специализированную компьютерно-диагностическую аппаратуру, которую злоумышленники использовали для контроля давления в магистральном нефтепроводе. Данное оборудование позволяло "черным нефтяникам" управлять отбором нефти на расстоянии и оставаться незамеченными.

От места "врезки" закопанная труба привела к забору мелкого сельхозпредприятия, на территории которого были обнаружены насосы и две заполненные нефтью пропан-бутановые "бочки", спрятанные в кузове прицепа грузовика. Не застали на месте лишь самих преступников… То ли кто-то предупредил, то ли сами заметили контролеров, остается лишь догадываться, но, бросив оборудование и спецодежду, дельцы успели ретироваться с места погрузки ворованной нефти.

Эксперты говорят, что нередко "врезчики" устанавливают электронную сигнализацию по периметру базы, на которой проходит погрузка выкачанной из трубы нефти.

В "Укртранснафте" открыто заявляют: деятельность похитителей нефти "крышуют" представители правоохранительных органов. "Невозможно соорудить многокилометровый отвод, используя технику не один день, и не попасть в поле зрения как местного населения, так и правоохранителей. К тому же если через деревню начали ежедневно ездить 30–40-тонные бензовозы", — говорит Роман Сидорак, руководитель "Укртранснафты".

Нетрудно догадаться, как будет вестись следствие по этому факту.

Иногда силовики принимают и непосредственное участие в преступном бизнесе. Так, в Житомирской области в начале сентября милиционеров поймали во время сопровождения на трассе автоцистерны с ворованной нефтью.

"На расстоянии около 300 м от автоцистерны был обнаружен и задержан автомобиль Opel Frontera, в котором находились двое граждан. Предварительно установлено, что один из них является сотрудником специальной милиции, второй — следователем Коростенского ГО УМВД Украины в Житомирской области", — сообщали в "Укртранснафте".

Пойман — еще не вор

Но даже наличие доказательств еще не является гарантией получения воровской группировкой справедливого наказания — прокуроры и судьи в регионах, надо полагать, не без выгоды, становятся на сторону "врезчиков".

В с. Вересневое (Ровненский р-н Ровненской обл.) еще в марте 2015 г. сотрудники "Укртранснафты" задержали грузовик "Рено Магнум" с прицепом, из которого доносился характерный запах нефти. Подозрения подтвердились — в замаскированной под тентом емкости обнаружили около 8 кубометров нефти. Откуда "черное золото", долго не гадали — эксперты ответили однозначно: вещество по физико-химическим показателям соответствует нефти, транспортируемой по магистральному трубопроводу "Дружба". В кузове нашли и косвенные улики — насос и шланг. Районное управление МВД завело уголовное дело по ч. 1 ст. 185 УК ("Тайное хищение чужого имущества", наказание — до трех лет лишения свободы); автомобиль с прицепом в качестве вещественного доказательства отогнали на хранение на стоянку ровненского филиала "Укртранснафты". Казалось бы, в этот раз похитители не отвертятся…

 

Но уже в апреле дело передают из Ровненского райуправления в Острожский горотдел МВД, а в июне заместитель острожского межрайонного прокурора, юрист 2-го класса М.Шаповалов подписывает постановление о… возвращении задержанного автомобиля с прицепом владельцу — ООО "Поул Траст", зарегистрированному в Киеве.

Причем следователи и эксперты почти за три месяца, которые прошли с момента возбуждения уголовного дела, как выяснилось, "не успели" должным образом задокументировать улики и доказательства преступления: в кабине не сняли отпечатки пальцев, не провели экспертизу грунта на протекторе автомобиля, чтобы установить, где он находился до момента задержания, и т.п.

"Укртранснафта" жаловалась на произвол М.Шаповалова как в районную, так и в областную прокуратуру, но тщетно. 20 августа Острожский районный суд встал на сторону госпредприятия, признав решение прокурора о возвращении автомобиля-вещдока незаконным, однако фирма "Поул Траст" подала апелляцию. В итоге 7 сентября Апелляционный суд Ровненской области постановил: решение районного суда отменить, автомобиль "Рено Магнум" вернуть хозяину — ООО "Поул Траст".

В "Укртранснафте" практически не сомневаются — в кузове "Рено" вскоре снова найдут бочку с ворованной нефтью. "Освобожденный" МВД или прокуратурой автотранспорт дельцов довольно часто повторно задерживают возле мест "врезок" в нефтепроводы.

В подтверждение тенденции сухие цифры: с 1 января 2014 г. по 1 сентября 2015 г. сотрудники "Укртранснафты" подали в правоохранительные органы информацию о 164 правонарушениях (обнаруженные "врезки", попытки врезания в нефтепроводы и т.п.), по которой было возбуждено
138 уголовных дел на общую сумму убытков 11,13 млн грн. И лишь два (!) уголовных производства за этот период были переданы в суд.

Надежда на себя

Только в августе-сентябре "Укртранснафта" сообщила об обнаружении сразу нескольких "врезок" в Житомирской и Львовской областях. Именно там проходят наиболее "лакомые" экспортные потоки нефти. Раньше список проблемных регионов включал в себя и Закарпатье, но после вооруженного конфликта с участием "Правого сектора" в июле и последующей встряски местного криминалитета трубу оставили в покое. Пока.

"Мы можем рассчитывать только на самих себя, определенные возможности у нас есть", — говорит глава государственной нефтетранспортной компании "Укртранснафта" Роман Сидорак, назначенный на эту должность правительством в апреле текущего года после памятного скандала с участием Игоря Коломойского. Он, в частности, рассказал, что уже уволены либо уведомлены о предстоящем сокращении все региональные главы служб безопасности. На смену им приходят новые люди, в том числе вчерашние участники АТО. Усилен штат обходчиков — низового звена безопасности, которые отлично знают местность вверенного участка магистрального нефтепровода.

Персонал усиливается техникой, притом зачастую весьма экзотической. Так, сейчас "Укртранснафта" проводит тендеры на закупку внедорожников и… тепловизоров. "Наши "оппоненты" всем этим владеют уже давно, мы их лишь догоняем", — рассказывает Р.Сидорак.

Поумерить пыл похитителей нефти планируется и с помощью специального закона. В Верховной Раде уже зарегистрирован инициированный "Укртранснафтой" законопроект (№3129), которым вносятся поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие наказание для расхитителей нефти в виде лишения свободы на срок до восьми лет (сейчас они могут отделаться штрафом от 1700 грн). За повторное нарушение или за преступные действия группы лиц по предварительному сговору (а "врезчики" не работают в одиночку, это технически невозможно) тюремный срок увеличивается до 5–10 лет. Если же в процессе выкачки нефти погибли люди, возник пожар или нанесен ущерб окружающей среде, то преступников смогут посадить и на 12 лет.

"Но и тут все будет зависеть от настроения Фемиды. Практика показывает, что ее "благосклонность" безгранична. Преступникам дают условные сроки, а технику и оборудование возвращают собственникам", — констатирует Р.Сидорак.

Но есть и другие, на первый взгляд, неожиданные решения по минимизации хищений нефти. По извилистым коридорам Кабмина "ходит" поданный "Укртранснафтой" проект постановления о заполнении нефтью второй нитки нефтепровода "Дружба", сырье из которой было выкачано "папередником" на посту главы "Укртраснафты" — Александром Лазорко в рамках спасения государственного сырья от сепаратистов (только до сих пор неясно, что угрожало нефтересурсу в нефтепроводе "Дружба", заходящему в Украину в Житомирской области).

Сейчас вся транспортировка идет по одной нитке, которая загружена на 95% своей мощности, вторая же ветвь нефтепровода заполнена водой. Это не только приводит к чрезмерным затратам электроэнергии и опасности срыва прокачки в случае аварии, но и создает благоприятный режим для падкого на гострубу криминала. Ведь при повышенной загрузке магистрали обнаружить "врезки" сложно. И, наоборот, на участке нефтепровода Одесса—Броды "врезок" нет, о любой утечке тут же сигнализируют автоматика и оборудование.

Заполнение параллельной нитки нефтепровода "Дружба" сырьем не только увеличит безопасность и надежность последнего действующего транзитного нефтепровода, но и позволит эффективнее бороться с "врезками".

Между тем зима не за горами, и заместить воду нефтью вскоре будет практически невозможно. При этом никакого бюджетного финансирования этот проект не требует. Но киевские чиновники не особо торопятся, согласование идет третий месяц и когда закончится, неизвестно…

"Буду опять просить премьера, в прошлый раз помогло. После прямого указания финплан "Укртранснафты" на 2015 г. был утвержден за пару недель", — говорит глава компании и уточняет, что предыдущие бюджеты на текущий год ранее декабря не утверждали.

Поможет ли и в этот раз обращение к премьеру? Не оказалась бы реакция запоздалой…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно