Сжиженный газ: "нелегал" ушел в область

Поделиться
Сжиженный газ: "нелегал" ушел в область
Власти Киевской области столкнулись с проблемой незаконных заправочных станций.

Молниеносная атака киевской мэрии на нелегальные заправки в преддверии Евровидения отбросила их в пригороды столицы. И теперь эту проблему предстоит решать властям Киевской области.

Понимание масштабов проблемы только приходит к областным руководителям. В отличие от столицы, где власть сконцентрирована в руках мэра, обладающего необходимым инструментарием, в области такого единоначалия нет. Ситуация еще хуже - между губернатором и главой облрады разгорелся конфликт, который осложняет поиск путей решения проблемы.

А в это время бюджеты местных громад области теряют сотни миллионов гривен поступлений из-за нелегальной торговли газом и нефтепродуктами…

Начало длинного пути

Программа демонтажа нелегальных модулей в Киеве стала самой ощутимой победой мэрии в наведении порядка в городском хозяйстве. Правда, подготовка заняла более двух лет и показала, что полумеры тут не работают.

На знамена Кличко и его команда подняли лозунг повышения безопасности, но ключевым стимулом были деньги - ежегодно у "нелегалов" оседало до полумиллиарда гривен городских денег в виде неуплаченных местных налогов.

Зачистка рынка заметно увеличила продажи легальных АЗС, а с ними и доходы бюджета. Но ожидания были выше. Что же произошло? Большинство демонтированных газовых модулей перебрались в Киевскую область, забрав с собой и потребителей. Во-первых, заправиться за Окружной проще - меньше очередей. Во-вторых, дешевле, поскольку "нелегалы" как не платили налоги и прочие платежи, так и не платят. Отсюда и низкая цена на таких заправках.

Борьба с нелегальными заправками в Киевской области стала одной из топовых тем на центральном форуме украинского рынка сжиженного газа LPG Ukraine 2017.

(слева направо): Валерий Ксензенко, Александр Горган, Геннадий Плис, Иван Ступак
(слева направо): Валерий Ксензенко, Александр Горган, Геннадий Плис, Иван Ступак

Областные чиновники находятся в той стадии, в которой находилась мэрия Киева два года назад: уже есть понимание растущего масштаба финансовых потерь, но нет понимания, что с этим делать.

По словам заместителя начальника ГУ по предотвращению чрезвычайных ситуаций ГУ ГСЧС Украины в Киевской области Вячеслава Асирбабаяна, спасателям удалось идентифицировать около 130 модулей без документов.

Заместитель начальника ГУ по предотвращению чрезвычайных ситуаций ГУ ГСЧС Украины в Киевской области Вячеслав Асирбабаян
Заместитель начальника ГУ по предотвращению чрезвычайных ситуаций ГУ ГСЧС Украины в Киевской области Вячеслав Асирбабаян

Правда, он тут же признает, что "точек" намного больше. По оценкам "Консалтинговой группы А-95", в киевском регионе работают, по меньшей мере, 450 заправок. Финансовые потери местных бюджетов только от бесчековой торговли превышают 250 млн грн в год (это недополученные доходы местных бюджетов, на территории которых находятся такие заправки).

"Когда начались выезды, мы столкнулись с разными непонятными моментами. Например, оператор заправки просто закрывал ее и убегал. Кому предъявлять требования?! У нас нет инструкции, как действовать в таких случаях", - говорит В.Асирбабаян.

Не в последнюю очередь демонтажи сдерживаются действующим мораторием на проверки малого бизнеса, под действие которого подпадает и ГСЧС.

В качестве одного из вариантов руководитель депутатской комиссии Киевской облрады Валерий Ксензенко предлагает создать постоянно действующий орган по борьбе с "нелегалами" на базе возглавляемой им группы.

Депутат Киевского областного совета Валерий Ксензенко
Депутат Киевского областного совета Валерий Ксензенко

"Мы уже создали комиссию для контроля нелегальных АГЗП, нас поддержало большинство депутатов. Это большая сила, люди, которые хорошо знают, что происходит на их округах", - отметил на LPG Ukraine 2017 В.Ксензенко. По его словам, в эту комиссию, кроме депутатов, могут входить и представители исполнительной власти, а ее предписаний будет достаточно для работы ГСЧС.

Депутат Киевоблрады Иван Ступак, в свою очередь, отмечает, что отчеты всех ведомств нужно поставить на поток, чтобы тема не потерялась.

Депутат Киевского областного совета Иван Ступак
Депутат Киевского областного совета Иван Ступак

Региональный фактор

Губернатор Киевщины Александр Горган отметил важную особенность областного нелегального рынка - в области почти нет сетей, а у каждого отдельного модуля - своя история. "В большинстве случаев попытки снести их заканчиваются звонками сверху, где объясняют, что это хороший человек, ветеран министерства и т.д.", - объясняет А.Горган.

Председатель Киевской областной государственной администрации Александр Горган
Председатель Киевской областной государственной администрации Александр Горган

Он подчеркивает, что, в отличие от столицы, в области владельцы незаконных модулей утратили чувство меры и не понимают, что это временный бизнес. "Вокруг модулей вырастает густая инфраструктура - кафе, туалеты, парковки. Люди думают, что так нужно", - отмечает А.Горган. По его словам, жалоб от населения по поводу нелегальных модулей - единицы. "Более того, нередко против спасателей поднимается вся громада, поскольку модуль - часть бизнеса бюджетообразующих бизнес-структур", - рассказывает губернатор.

Не обходится без саботажа и в рядах районных чиновников. Чего только не выдумывают на местах, лишь бы отсрочить активные демонтажи.

Как исполнительная власть, так и депутатский корпус заявляют, что настроены на борьбу с незаконными заправками. Вместе с тем еще "на берегу" власти дают сигнал участникам рынка: самостоятельно разрешить проблему они не смогут. "Нужна помощь отраслевых организаций и СМИ. Это сыграло решающую роль в Киеве и очень нужно нам", - заявил губернатор Киевской области.

Рецепт от Кличко

Заместитель главы Киевской государственной городской администрации Геннадий Плис, который был координатором зачистки столицы весной этого года, подтвердил: без поддержки бизнеса демонтировать "нелегалов" вряд ли бы получилось. Транспорт и хранение газа с демонтированных модулей, юридическая помощь - все это власти собирали и оформляли бы самостоятельно еще не один год.

Сегодня можно сказать, что Киеву очень повезло: аварий на многочисленных АГЗП, работающих с грубыми нарушениями, чудом удалось избежать.

Г.Плис говорит, что поиски компромиссов с "нелегалами" были безрезультатными, и нелегальные модули плодились, как грибы после дождя. "Мы пытались найти повод для того, чтобы их легализировать, но нарушений очень много", - говорит заместитель киевского мэра.

По его словам, ни один АГЗП не предоставил необходимый пакет документов, а у большинства не было и половины. Отсутствие же хотя бы одного из документов - нарушение.

Заместитель главы Киевской городской государственной администрации Геннадий Плис
Заместитель главы Киевской городской государственной администрации Геннадий Плис

"На определенном этапе Виталий Владимирович (Кличко, мэр Киева. - А.К.) собрал нас и сказал, что нужно продемонстрировать, что власть в городе есть", - рассказал Г.Плис.

Он напомнил, что, заручившись поддержкой Нефтегазовой ассоциации Украины, за рекордно короткие сроки киевские власти убрали 54 модуля. Операторы остальных модулей, осознав, что власть таки есть, решили самоликвидироваться. В итоге за две недели в столице исчезло более 280 АГЗП. На сегодняшний день осталось до 20 "бочек", однако власти обещают довести дело до конца.

Теперь Киев оказался на следующем, тоже непростом этапе - создания условий для легального развития заправочной инфраструктуры. И здесь похвастаться пока нечем.

По словам Плиса, КГГА имеет кое-какие наработки, однако все они пока в зачаточном состоянии. "Нам кажется, что наиболее удобным размещением топливной инфраструктуры является все же интеграция всех видов топлива в одном комплексе. Сегодня газ и дизель, завтра - электричество, послезавтра - водород. Что ж теперь, постоянно новые заправки строить?!" - задается вопросом чиновник.

***

Сигналы бедствия о неконтролируемом размножении заправок-нелегалов все чаще подают и другие регионы - Днепр, Житомир, Ровно, Луганская область. Болезнь прогрессирует не только территориально: все чаще газовые бочки прирастают дизельными, нередко можно встретить и бензин. Чем дольше функционирует этот бизнес, тем мощнее он становится финансово, формируя в том числе и коррупционный ресурс.

Рано праздновать победу и в столице: по имеющимся данным, "демонтированные" господа не отказываются от попыток давления и открытого шантажа мэрии, требуя своего ренессанса. В Днепре наступление на "нелегалов" и вовсе захлебнулось: после массовых демонтажей по образцу столицы многие уже вернулись на свои места, а сегодня город переживает наплыв модулей по торговле дизтопливом.

Эта проблема прямо компрометирует программу по децентрализации госфинансов, в которой одним из ключевых элементов было введение "розничного" акциза на нефтепродукты и сжиженный газ. Объем отчислений из центрального бюджета производится на основании показаний кассовых аппаратов на АЗС - чем больше чеков, тем больше денег в местный бюджет. Проблема в том, что нелегальные станции фискальных чеков, как правило, не дают. Местные власти, нередко обвиняющие Киев в недостатке финансирования, сами часто не хотят или боятся бороться за свои деньги - ведь нужно же ссориться с односельчанами и прочими уважаемыми людьми в городе, имеющими криминальное прикрытие. Так что решать этот вопрос нужно централизованно, сам он не рассосется.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме