Во всем мире компании борются за создание замкнутого цикла производства, тем самим завоевывая рынок и симпатии непосредственного потребителя их продукции. Не является исключением и Украина. Крупнейшая нефтедобывающая компания — ОАО «Укрнафта» — оказалась сегодня в крайне «интересном» положении — преобразования в вертикально интегрированную структуру (ВИНК) и «обрастания» нефтеперерабатывающими мощностями.
Решение о подобной судьбе «Укрнафти» недавно приняло руководство государства. Направлено оно на создание мощной отечественной структуры, которая бы контролировала около 30—40% рынка нефтепродуктов Украины. Это позволило бы существенно влиять на него рыночными рычагами с целью обеспечения энергетической независимости государства. Впрочем, в этом вопросе эксперты разошлись во мнениях. Оптимисты отмечают, что это решение неотложное и крайне необходимое и «Укрнафта» как нельзя лучше подходит в качестве основы при создании ВИНК. Пессимисты считают, что ничего из этого не получится, мотивируя в основном тем, что «Укрнафта» — полугосударственная компания. Но вот что показательно: среди последних, как ни странно, подавляющее большинство людей, которые, как говорится, спят и видят себя у руля создаваемой компании.
Как говорят в «Укрнафті», для компании крайне важно мощно войти на рынок реализации нефтепродуктов непосредственно потребителям. Решение этой стратегической задачи исключит значительные риски в работе отечественной нефтедобывающей компании, существующие при реализации добытого ею сырья и продукции полупереработки.
Важной составляющей деятельности «Укрнафти» является усиление конкурентных позиций на отечественном рынке нефтепродуктов, что соответствует концепции построения вертикально интегрированной структуры. Указанная концепция утверждена общим собранием акционеров. С этой целью за последний год расширена собственная сеть автозаправочных комплексов до 391, они работают почти во всех регионах государства. Задача, стоящая на текущий год, — увеличить собственную сеть АЗС до 800. Кроме этого, недавно премьер-министр Юлия Тимошенко указала на необходимость построения «Укрнафтою» еще около 1000 АЗС в перспективных местах, где поток автотранспорта является наибольшим. В связи с этим компания объявила о предварительном приеме предложений для соответствующей обработки их экспертами и специалистами первичной проектной и иной документации. По мере отвода и оформления земельных участков, получения технических условий будет объявлен открытый тендер на строительство этих АЗС. Вопрос также пройдет согласование в правительстве и утверждение органами управления компании. Только после этого она начнет строить АЗС. На сегодняшний день «Укрнафта» не работает с джобберскими программами. Но в компании говорят, что в принципе все возможно, если это будет ей экономически выгодно.
Кстати, по поводу экономической выгоды. С момента вхождения «Укрнафти» на рынок розничной реализации нефтепродуктов ведутся разговоры о стоимости приобретенных компанией АЗС. В «Укрнафті» по этому поводу отмечают, что в данном вопросе, как и во всех остальных, она руководствуется исключительно экономически обоснованной целесообразностью.
По последним данным инвентаризации, на учете в Государственной налоговой администрации находятся 5684 автозаправочных станций и комплексов. Из них 2645 АЗС работают под основными брэндами, а 3039 АЗС принадлежат отдельным субъектам предпринимательской деятельности и реализуют топливо основных владельцев брэндов — производителей нефтепродуктов. Как утверждают эксперты, из общего количества АЗС только около трети действительно стоят заявленных средств, поскольку соответствуют современным требованиям и стандартам и расположены в экономически выгодных местах.
Все автозаправочные станции «Укрнафти» покупались на тендерной основе, по реальным рыночным ценам и с соответствующих разрешений Антимонопольного комитета Украины. Коммерческая привлекательность проекта обосновывается его окупаемостью, которую тщательно изучают и просчитывают специалисты общества. Нужно также подчеркнуть, что речь идет о приобретении не только заправочных станций, но и уже готового бизнеса, с наработанной годами логистикой, подготовленным персоналом и клиентской базой (с документацией, оборудованием, обслуживающим транспортом). К тому же компании выгоднее покупать не отдельные АЗС, а целые сети.
Об эффективности работы «Укрнафти» свидетельствует динамика ее финансовых показателей за прошлый год. Валовой доход от реализации продукции по его итогам возрос на 46,6%, или на 1824,8 млн. грн. Чистая прибыль увеличилась на 51,4%, или на 457,2 млн. грн. Среди основных факторов этого роста — изменение структуры дохода, в частности за счет реализации светлых нефтепродуктов через сеть собственных АЗС, которая началась с июня прошлого года.
Специалисты компании проанализировали работу сети АЗС в июне–декабре 2004 года при соответствующих условиях, когда среднее количество работающих АЗС составляло 227 комплексов, учитывая средневзвешенную аукционную цену нефти, при затратах на ее переработку, транспортировку нефтесырья на завод, транспортировку светлых нефтепродуктов на АЗС и при их среднесуточной реализации — 7,76 тонн.
С учетом средневзвешенных розничных цен на горючее получены следующие экономические показатели на базе фактических данных работы за семь месяцев (июнь–декабрь 2004 года): выручка от реализации одной АЗС составила 10,4 млн. грн., а чистая прибыль вместе с амортизацией равнялась 950 тыс. грн. Таким образом, собственно окупаемость одной АЗС за этот период при ее средней стоимости 4,8 млн. грн. составляла около пяти лет. Вместе с тем такие результаты получены с учетом уплаты в бюджеты всех уровней более чем 1,5 млн. грн. налогов по результатам работы одной АЗС, в том числе НДС — 426 тыс. грн., налога на прибыль — 237 тыс. грн., акцизного сбора — 846 тыс. грн.
Кроме того, специалисты «Укрнафти» рассчитали показатели работы одной АЗС на 2005 год в нескольких вариантах: как при условии приобретения светлых нефтепродуктов по оптовым ценам, так и при условии приобретения нефти на условиях DAF (поставлено на границу Украины) и ее переработки на разных нефтеперерабатывающих заводах. Специалисты пришли к выводу, что даже в жестких условиях контроля цен (рентабельность не более 15%) самой эффективной и рациональной является работа АЗС при условии приобретения и переработки нефти на ЗАО «Укртатнафта». В этом случае прогнозируемая окупаемость одной АЗС самая быстрая — 4,6 года и структура выхода нефтепродуктов после переработки наилучшая. При иных условиях окупаемость АЗС составляет около шести лет.
Эти показатели окупаемости АЗС уже сами по себе являются довольно экономически рентабельными, а с учетом наличия собственной добычи нефти (более 3 млн. тонн в год) и динамики роста цен на нефтепродукты окупаемость приобретенных «Укрнафтою» АЗС значительно ускорится. Если бы в компании это не понимали, наблюдательный совет не дал бы согласия на заключение соответствующих соглашений. И первый помощник Президента Украины А.Третьяков, и председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» А.Ивченко также положительно высказались относительно утверждения решений по подобным вопросам наблюдательным советом и в дальнейшем.
Компания не теряет времени, стремительно решая свою стратегическую задачу по расширению сети розничной реализации нефтепродуктов. С этой целью она не только покупает АЗС для создания основы этого бизнеса в регионах, но и будет строить новые комплексы, которые постепенно войдут в уже действующую сеть. Судя по всему, Президент Украины принял вполне логичное решение о создании ВИНК на базе «Укрнафти». В компании для эффективной реализации этой задачи есть почти все технологические процессы, за исключением нефтепереработки. Но и эту задачу призваны в ближайшей перспективе разрешить соответствующие решения главы государства.