По оценкам специалистов, вследствие введения с мая нулевой ставки таможенной пошлины на импортные нефтепродукты, их доля на рынке Украины возросла в 10 раз (с 2 до 20%). Отчасти это привело к ситуации, когда половина украинских НПЗ стоят, а остальные отмечают, что дешевый импорт делает производство бензинов невыгодным. Крупнейшая украинская нефтедобывающая компания ОАО «Укрнафта» также на сегодняшний день оказалась в сложной ситуации: с одной стороны, в наличии ресурсы нефти, не пользующиеся спросом на внутреннем рынке, с другой — существует правительственный запрет на продажу украинской нефти на рынок внешний.
Потому для компании более чем актуален вопрос: куда девать объемы добытого сырья? Не останавливать же добычу до тех пор, пока появится спрос у отечественных нефтеперерабатывающих заводов? Продавать по цене, «по которой покупают», — ниже рыночной? Смешно, поскольку так можно дохозяйничать до ручки. Искать покупателей, согласных заплатить настоящую цену, независимо от их происхождения, в том числе и за рубежом?
Последнее представляется вполне логичным: если сырье не востребовано на внутреннем рынке, его выставляют на продажу за пределы страны. Так принято, за единичными исключениями, во всех странах мира с рыночной экономикой: хозяйствующим субъектам никто не указывает перстом, как, куда и по какой цене им продавать свою продукцию. Они сами определяют рентабельность и экономическую целесообразность заключения тех или иных соглашений.
Однако в этом случае чиновники из Минэкономики, которые на словах так заботятся о рыночности украинской экономики, против. Дескать, не может энергозависимое государство, только на 10% обеспеченное нефтью, экспортировать ее за границу. В принципе, никто и не возражает против такой постановки вопроса. Но тогда, возможно, Минэкономики само выкупит нефть или заставит ее купить кого-нибудь другого по настоящим рыночным ценам?
Между прочим, за последние полтора месяца средневзвешенная аукционная цена на нефть ОАО «Укрнафта» снизилась на 436,38 грн., а рентная плата как в октябре, так и сегодня остается на уровне 550 грн. за тонну добытого сырья. Более того, с нового года рентная плата снова значительно возрастет — до 876,17 грн. за тонну. Как ни парадоксально это звучит, но для компании добыча нефти в Украине станет просто невыгодной.
Это подтверждает и динамика средневзвешенной аукционной цены на нефть ОАО «Укрнафта».
18 октября. На Украинской фондовой бирже реализовано 90 тыс. тонн нефти. Цена ее по сравнению со стартовой снизилась на 0,14%, до 2536,38 грн. за тонну.
15 ноября. На УФБ реализовано 23 тыс. тонн из заявленных 52,9 тыс. Цена нефти по сравнению со стартовой снизилась на 9,5%, до 2300 грн. за тонну, и на 9,3%, если сравнивать с аукционом, состоявшимся на бирже 18 октября.
15 ноября. На УМВБ не реализовано ни одной тонны нефти из заявленных 50,1 тыс.
24 ноября. На УМВБ реализовано 9 тыс. тонн из заявленных 50 тыс. тонн. Цена нефти по сравнению со стартовой и по сравнению с аукционом, состоявшимся на УФБ 15 ноября, снизилась на 8,7%, до 2100 грн. за тонну.
24 ноября. На УФБ не реализовано ни одной тонны нефти из заявленных 50 тыс. тонн.
Следует отметить, что аукционная цена украинской нефти, составляющая 2100 грн. за тонну, ниже мировой и даже несколько ниже цены на российскую нефть для украинских нефтеперерабатывающих заводов с учетом НДС и премии за качество. Цена российской нефти для украинских НПЗ на декабрь обсуждается на уровне 330—340 долл. за тонну. В октябре она составляла около 390 долл., а в ноябре — около 410 долл. за тонну.
В то же время мировая цена на нефть в октябре также росла. В начале ноября она несколько снизилась — на 3—4 долл. за баррель, а в третьей декаде месяца немного снова повысилась вследствие появления информации о нарушении баланса нефтепродуктов в США, в частности о сокращении американских запасов печного топлива. Так, в третьей декаде ноября мировая цена на нефть возросла:
— на Нью-Йоркской бирже — с 56 до 57 долл. за баррель (416 долл. за тонну);
— на Лондонской бирже (марка brent) — с 54,7 до 55,5 долл. за баррель (405 долл. за тонну);
— в портах Черного моря (марка urals) — с 48 до 50 долл. за баррель (365 долл. за тонну).
Недавнее решение ЕС о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой обязывает правительственных чиновников пересмотреть свое отношение к хозяйствующим субъектам, тем более если они являются одними из основных наполнителей государственного бюджета, для того чтобы рынок действительно регулировал цены на ту или иную продукцию, и только он и закон обуславливали их производственную деятельность.