Пропан вырывается вперед

Поделиться
Пропан вырывается вперед Лояльные строительные нормы позволяют европейцам размещать емкости с газом близко к строениям. В Украине либерализация требований затянулась на полтора десятка лет © Northern Energy
В Польше или Турции "газовая" бочка (газгольдер) у отеля или загородного коттеджа - привычное явление с начала 90-х годов прошлого столетия.

В Украине такая картина в диковинку до сих пор. Между тем расчеты показывают, что сегодня в промышленности топить сжиженным газом уже выгоднее не только по сравнению с электричеством, но и с газом природным. В свое время сжиженный газ позволил украинцам хорошо сэкономить на транспортных расходах. Сегодня есть все возможности развить аналогичный успех в отрасли отопления, однако для этого нужно напрячься государственным ведомствам.

Согласно данным агентства OPIS, в 2018-м в Европе наибольшая доля потребленного сжиженного углеводородного газа (СУГ, пропан-бутан, LPG) пришлась на автогаз. Но еще два года назад лидировал коммунально-бытовой сектор. Речь о приготовлении пищи и отоплении жилья. По словам главного редактора OPIS по СУГ в Европе Карен Танг, упал этот показатель в основном за счет кухонного газа в баллонах, тогда как в отопительной сфере большинства стран пропан-бутан остается одним из самых популярных энергоносителей (см. рис. 1).

Известные своей экономией европейцы активно потребляют сжиженный газ для отопления
Известные своей экономией европейцы активно потребляют сжиженный газ для отопления

Часто сжиженный газ незаменим в гористых местностях и других регионах, куда не дотянулись газопроводы. Например, в Польше большинство поставщиков предлагают потребителю цену киловатта энергии и затем выбирают источник ее получения в зависимости от стоимости разных энергоносителей - сжиженный или природный газ, электричество, пеллеты и т.д. В газифицированных регионах соперничать с метаном трудно, однако там, где доступа к трубе нет, пропан-бутан зачастую побеждает.

С цифрами не поспоришь: пропан-бутан дешевле электроэнергии на 26%

В Украине пропан-бутан ассоциируется в основном с автомобильным топливом. Водители быстро смекнули, что газ приносит значительную экономию даже на небольшом пробеге. В итоге сегодня 35% продаж средней АЗС - это пропан-бутан.

В борьбе за потребителя в сфере отопления пропан-бутан традиционно соперничает с природным газом, электричеством и твердым топливом типа дров и различных пеллет.

Оценить объемы неавтомобильного применения сжиженного газа в нашей стране можно лишь очень приблизительно. В любом случае речь идет о количествах, которыми можно пренебречь в силу их незначительности. Есть этому и объективные причины - повышенная газификация, которой завидуют многие страны.

В промышленности главная сфера применения СУГ - аграрная, а именно: зерносушилки. Также сжиженным газом топят на некоторых участках сталелитейных заводов и используют на дорожных работах - в производстве асфальта.

Многие годы экономика была не в пользу пропан-бутана. Но стабильный рост тарифов на природный газ и электричество изменили диспозицию. Особенно ярко это проявилось текущей зимой, когда из-за переизбытка ресурса и снижения мировых цен пропан-бутан рекордно подешевел. К примеру, по Киевской области трейдеры готовы продавать пропан-бутан с доставкой по 15000 грн за тонну, что эквивалентно 8,4 грн/л.

Расчеты показывают, что для промышленных потребителей "пропан-бутановый" киловатт на 10% дешевле "метановой" альтернативы. Самый ощутимый контраст при сравнении с электроэнергией: пропан-бутан дешевле на 26%. В то же время природный газ остается дешевле сжиженного, если речь идет о частных домохозяйствах, для которых установлен льготный тариф 8550 грн за 1000 кубометров (см. рис. 2). Но планы Кабмина на этот счет известны, и по мере роста тарифа паритет будет выравниваться.

Для промышленного потребителя эффективность сжиженного газа очевидна уже сегодня
Для промышленного потребителя эффективность сжиженного газа очевидна уже сегодня

Более того, даже при подорожании LPG до 10 грн/л он станет несущественно дороже природного газа и сохранит значительное преимущество над электричеством. Но опять же, для бытовых тарифов вечер еще не настал.

На изменение экономики первым реагирует бизнес, - спрос со стороны промышленных потребителей, в первую очередь аграриев, уже активизировался. Но почему же нет массового перехода населения и промышленности на отопление пропаном?

Нет "котлеты" - нет разрешения

Препятствий для развития автономного отопления несколько, и, как правило, они дополняют друг друга. Действующие градостроительные нормы считают любое сооружение с топливной емкость объемом более 0,5 кубометра объектом повышенной опасности. Это значит, что получать добро на начало строительства и ввод в эксплуатацию необходимо через Государственную архитектурно-строительную инспекцию (ГАСИ). Любой застройщик пытается обходить ее десятой дорогой.

"За разрешение на начало работ любого небольшого объекта - будь то заправка, газовый модуль или отопительный комплекс - нужно "занести" от 15 тыс. долл. Еще столько же нужно будет отдать за разрешение на ввод в эксплуатацию", - говорит представитель крупной сети АЗК в Украине. Он добавляет, что практически никакие разрешительные документы тут не выдаются в "белую": прайс на всевозможные "дозвола" не висит разве что на сайте ведомства.

А с прошлого года появилась еще одна "кормушка". Теперь для того чтобы вообще попасть на согласование в ГАСИ, нужно пройти экологическую экспертизу в Министерстве экологии. "Платежи в кассу копеечные, но заплатить их можно лишь через посредника, который попросит за услуги 300 тыс. грн", - рассказывает владелец небольшой компании, вынужденный неоднократно пройти этот коррупционный путь.

Легально решить невозможно, говорят пробовавшие энтузиасты: ГАСИ просто не согласовывает проект, ссылаясь на многочисленные нарушения.

"У нас есть один объект, там зарубежный инвестор. Бюджета на взятки нет, и принципиально вопрос даже не рассматривается. А тут так не работает: нет "заноса" - нет разрешения на ввод в эксплуатацию. Вот так уже несколько лет стоит построенный комплекс, ждет согласования", - рассказывает автор замороженного объекта.

Итак, к 30 тыс. долл., запрошенным ГАСИ, прибавляем 11 тыс. "экологических", и экономика проекта перехода на отопление сжиженным газом сразу начинает хромать на обе ноги. Успех Польши пока недоступен у нас именно поэтому.

Специалисты отмечают, что даже если устранить коррупционные барьеры, прорыва в автономном отоплении не произойдет. Из-за безнадежно устаревшего законодательства вписать современную систему в нормы крайне проблематично. Это же касается и автозаправочных комплексов.

Например, минимальное расстояние от газового резервуара до любого строения, в том числе забора, - 10 метров. В итоге закопать бочку по правилам получится только на большом участке, где она будет расположена ближе к его центру.

"В сфере индивидуального отопления такие проекты единичны, да и те, что есть, - зачастую "серые". На промышленных объектах легче вписаться в нормы", - говорит представитель компании, специализирующейся на системах отопления сжиженным газом.

Проектирование котельных многоквартирных домов на LPG или конверсия существующих - в Украине сегодня вообще из разряда фантастики, хотя в Европе уже давно стала нормальной практикой. В той же Польше расстояние от резервуара (газгольдера) до стены дома - три метра. Разумные нормы и современные технологии позволяют полякам потреблять для отопления более 300 тыс. т сжиженного газа. В Украине разговоры об изменении строительных норм длятся уже более 12 лет, но прогресса нет.

Буржуйка против цивилизации

После начала войны в 2014 г. многие пророчили LPG взлет в бытовом секторе, однако этого так и не произошло. Как не "взлетели" и системы твердотопливных котлов. Над современными технологиями верх взяли дрова. Отсутствие экологических норм, а также стихийная вырубка леса сделали свое дело. Население обзавелось буржуйками и активно их использует. На европейском горнолыжном курорте вы никогда не увидите столбы густого едкого дыма, а в Буковеле они валят из каждого киоска.

"Как только в 2014 г. прошло первое повышение цен на природный газ, в лесах очень громко зазвучали бензопилы. Все, что можно было выпилить, выпилили, валежник - собрали", - говорит сотрудник газовой компании из Днепра.

Стоит отметить и слабую осведомленность населения. Частные домохозяйства, как правило, в бегстве от природного газа переходят на электрический или твердотопливный котел и прекращают поиск альтернативы. В странах с развитым коммунально-бытовым потреблением LPG продвигают производители оборудования и профильные ассоциации. В этом деле задействованы все каналы: Интернет, ТВ, наружная реклама в транспорте, радио. Экономных европейцев заставлять не приходится.

Еще одно преимущество европейской модели - налоги: в ЕС коммунальный газ не облагается акцизом, и для тех широт это очень важный экономический фактор. Обнуление акцизов в Украине хоть и имело бы меньший эффект, чем в странах ЕС, но однозначно позитивно сказалось бы на экономике отопления пропаном. Но уже подмечено, что всякая льгота у нас оборачивается массовыми злоупотреблениями, так что ждать освобождения пропан-бутана от акциза вряд ли стоит.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме