Перенесение на более поздний срок V Энергетического саммита, который должен был состояться в грузинском городе Батуми, засвидетельствовало неконструктивность проведения такого важного мероприятия без представления Украины на высшем уровне. Вместе с тем на фоне очередного откладывания официальной презентации технико-экономического обоснования Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) на базе нефтепроводной системы Одесса—Броды коммерческие поставки каспийской нефти на украинский рынок уже начаты.
Поступление азербайджанского сырья на один из отечественных нефтеперерабатывающих заводов стало заметным событием для Украины. Но ценность подобной диверсификации вызывает вопрос о соответствии стратегическим интересам государства, прежде всего реализации транзитного потенциала Украины как одного из ключевых средств усиления ее энергетической безопасности. Создается впечатление, что разные высокие чиновники, политики и эксперты по-разному воспринимают проблему обеспечения энергетической безопасности, что сводит до минимума вероятность консолидированного преодоления реальной угрозы. Вместе с тем, независимо от фамилии человека, который станет следующим президентом Украины, пятилетняя каденция нового главы государства может быть отмечена коллапсом украинской нефтетранспортной отрасли из-за кардинального сокращения поставок из традиционных источников.
Украина очень нуждается в нефти и нефтепродуктах, хотя и владеет мощной нефтетранспортной системой со значительными транзитными возможностями, а на ее территории расположены шесть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Но уже некоторое время нефтяная отрасль Украины находится в критическом состоянии: низкий уровень собственной добычи энергоресурсов не позволяет обеспечить загрузку отечественных НПЗ в необходимых объемах; нефтеперерабатывающие мощности задействованы на 20%, нефтетранспортные — на 35; на внутреннем рынке нефтепродуктов импорт составляет почти 50%.
Одна из главных причин такого положения дел состоит в недиверсифицированности источников поставок нефти. И хотя о необходимости диверсификации не говорил разве что ленивый, по результатам 2009 года зависимость НПЗ Украины от поставок российского сырья составляла 70%, транзитных мощностей — почти 80%. Кроме того, ежегодно объемы транспортировки по территории Украины и объемы переработки на отечественных НПЗ российского экспортного сырья постоянно уменьшаются. К сожалению, общий характер российской энергетической политики относительно транзитных стран, в том числе Украины, не дает никаких оснований надеяться на изменение текущих тенденций и кардинальное улучшение ситуации в будущем. Подтверждением этого являются три внешних фактора.
Во-первых, замедление динамики нефтедобычи в России. По официальным прогнозам, пик добычи нефти в России уже пройден, а в среднесрочной перспективе очевидна скромная положительная тенденция в пределах 1—2% с возможными негативными проявлениями (как, например, в 2008 году). Это обусловлено снижением эффективности нефтедобычи из-за ухудшения качества сырьевой базы отрасли и сложности освоения новых месторождений, а также недостаточно высокой активностью нефтяных компаний в использовании финансовых ресурсов при существующих условиях (см. рис. 1).
Во-вторых, стимулирование роста нефтеперерабатывающей промышленности в России. Увеличение фискальной нагрузки и экспортной пошлины на сырую нефть в конце прошлого века снизило рентабельность российских нефтедобывающих компаний, в то время как повышение цен на нефтепродукты внутри страны и за ее пределами при умеренных налогах на нефтепереработку усилили инвестиционную привлекательность нефтеперерабатывающего бизнеса (см. рис. 2). Компании начали активнее вкладывать средства в сектор downstrеam. Одновременно начала повышаться и загруженность российских НПЗ — до почти 90%. Дальнейшему росту объемов первичной переработки должно способствовать увеличение производственных мощностей, а также сооружение новых НПЗ на территории России.
В-третьих, обход территорий третьих стран и формирование новых направлений экспорта нефти. С целью минимизации транзитных рисков в процессе транспортировки энергоносителей на зарубежные рынки Россия начала системно наращивать транспортные мощности в направлениях Северной и Азовско-Черноморской акваторий, обеспечивая себя полноценной экспортной инфраструктурой — по принципу «от буровой скважины до порта» (см. табл. 1). Параллельно реализуются амбициозные планы по выходу на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, что должно кардинально изменить существующую систему экспортных поставок российских энергоносителей, традиционно ориентированную на Европу.
В среднесрочной перспективе успешная реализация проектов сооружения нефтепроводов «Балтийская трубопроводная система-2» (БТС) и «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), развитие нефтяных терминалов в морских портах Приморск, Усть-Луга, Новороссийск, Туапсе и других, а также прогнозируемое расширение в этот период нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) приведет к приросту экспортных нефтеналивных мощностей России в направлении дальнего зарубежья в среднем на 135 млн. тонн, или на 37% к уровню 2008 года. Для сравнения: доля нефти, экспортированной из России транзитом через трубопроводные системы третьих стран (Беларуси, Польши, Украины), составляла 54 млн. тонн, или 22% от общего объема нефтеэкспорта.
Следовательно, в условиях отсутствия серьезного потенциала по наращиванию добычи нефти и постепенному увеличению нефтепереработки внутри страны развитие существующих транспортных мощностей и реализация новых трубопроводных проектов будет способствовать образованию избытка транспортной инфраструктуры в России. В соответствии со стратегическими задачами России в энергетической сфере, изложенными в проекте Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года и других нормативных актах (например, федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)»), непосредственными последствиями создания профицита транспортных мощностей должны стать: а) окончательное избавление от зависимости экспорта российской нефти от транзита по территориям смежных государств; б) обеспечение маневренности экспортных потоков российской нефти для выбора наиболее экономически эффективного и политически рационального маршрута; в) создание дополнительных возможностей для привлечения в российскую систему магистральных нефтепроводов экспортных потоков постсоветских стран Каспийского региона (прежде всего Казахстана и Азербайджана).
Таким образом, реализация РФ обходной энерготранспортной стратегии за счет создания собственных инфраструктурных проектов обуславливает генеральную тенденцию падения традиционных объемов транспортировки нефти по территории Украины.
Вместе с тем в случае возникновения значительного профицита трубопроводных мощностей внутри России в 2012—2015 годах потребность в услугах украинской нефтеперерабатывающей и нефтетранспортной систем для транзита российского сырья стремительно падает (табл. 2).
Хотя полный отказ от транзита по системам нефтепроводов третьих государств маловероятен, существование профицита транспортных мощностей в России уменьшит ее зависимость от Украины, Беларуси и Польши, а также усилит политическое влияние на Словакию, Чехию и Венгрию путем создания дефицита поставок российской нефти на местные НПЗ и провоцирования конкуренции между странами региона за право получить нефтяные потоки из России.
В таких условиях Украине необходимо срочно искать другие варианты заполнения трубопроводной системы и привлекать новых поставщиков сырья на нефтеперерабатывающие мощности путем внедрения в жизнь стратегии диверсификации источников и маршрутов поставок нефти в Украину.
Возможность диверсификации импорта нефти прежде всего связывают с реализацией Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора и работой нефтепровода Одесса—Броды в проектном режиме.
После неудачных попыток запустить в аверсном направлении нефтепровод Одесса—Броды в конце 2009 года в Украину попало несколько партий азербайджанской нефти. В случае контрактования значительных объемов азербайджанского сырья на украинском рынке это станет позитивным фактором, приобретающим все больший вес в будущем, особенно на фоне попыток России замкнуть на себе экспортные потоки каспийской нефти. Вместе с тем пикантность ситуации состоит в том, что транспортировка нефти началась не в направлении Бродов, а в сторону Кременчугского НПЗ через участок Приднепровских магистральных нефтепроводов. При этом российскую нефть с этого маршрута перенаправили в нефтепровод Одесса—Броды, функционирование которого в реверсном режиме противоречит планам по реализации ЕАНТК.
При таких обстоятельствах только благодаря выработке консолидированной позиции на государственном уровне эти похожие по форме, но разные по сути события смогут достичь единого позитивного знаменателя перед внешней угрозой, а исключительно коммерческий проект будет иметь настоящее стратегическое значение для государства Украины и ее европейских партнеров.