BP Amoco, которая не так давно трансформировалась в третью по величине нефтяную компанию в мире с аббревиатурой BP PLC, появилась на российском рынке в 1997 году, имея в своем активе не только соответствующие рангу амбиции, но и полмиллиарда долларов инвестиций (как предполагалось, только для начала). Сконцентрировав свое внимание на Самотлорском месторождении, одном из десяти крупнейших в мире нефтяных полей, транснациональная корпорация приложила немало усилий для того, чтобы наладить партнерские отношения с местными нефтяными магнатами. Как правило, появление на национальном рынке таких акул международного империализма обычно перекрывает кислород местным заправилам, чему не перестают возмущаться многочисленные противники глобализации. Однако в данном случае события развивались по сценарию «российские олигархи дерутся — у иностранных инвесторов чубы трещат». 18 месяцев готовилось подписание документов о партнерстве между BP и «Черногорнефтью», которое в последний момент снова было блокировано противостоянием между «Альфа-группой» и концерном «Интеррось». Тем не менее, как оказалось, BP вполне сможет получать в России прибыль и без решения спорного вопроса в отношении акций компании «Сиданко». Правда, несколько по другой статье.
После образования в 1996 году совместного предприятия с американской корпорацией Mobil Corp., предназначенного для операций на европейском рынке, BP унаследовала сеть бензоколонок, в том числе и в Москве. Однако на то время этому бизнесу большого значения не придавалось, и основные усилия были сконцентрированы на Польше, правила игры в которой были значительно более прозрачными, чем в России. Ситуация изменилась после установления партнерских отношений с местной ST Group, имеющей достаточно тесные связи с московским правительством. Сейчас совместному предприятию принадлежит 30 бензоколонок в Москве и Подмосковье, каждая из которых в среднем продает по 13 млн. литров бензина в год. Этот показатель в четыре раза выше среднего по Европе и в три раза выше среднеамериканского. Тем не менее до марта нынешнего года Petrol Complex (а именно так называется это совместное предприятие) прибыли не приносило. Причиной тому был обвал рубля и очень высокие долларовые цены на импортное оборудование. С весны этого года гораздо более дешевое оборудование стали закупать в России, и дела сразу пошли на поправку. Кроме того, сами бензоколонки постепенно трансформировались в мини-маркеты, с экспресс-кафе и отличным обслуживанием, что немедленно принесло этим заведениям широкую популярность. Даже президент России Владимир Путин, который ежедневно проезжает мимо двух таких заправок, обратил внимание на их отличную работу.
Как ни странно (по крайней мере, для иностранных инвесторов), именно этот фактор и может стать решающим в споре за акции «Сиданко». Джефф Франкс, генеральный директор Petrol Complex, говорит, что именно хорошая репутация помогает компании выпутываться из весьма специфических проблем, характерных для местного рынка. Например, сейчас строящаяся бензоколонка оказалась закрыта сразу двумя инспектирующими службами, требования которых оказались взаимоисключающими. «Когда я впервые попал сюда, — говорит Д.Франкс, — я думал, что мне попались очень плохие переводчики. Зато теперь я уже знаю, что законы здесь написаны таким образом, что одно и то же правило может звучать совершенно по-разному, в зависимости от того, какой чиновник его озвучивает».
Джефф Франкс считает себя оптимистом. От страны, возраст которой исчисляется одним десятилетием, другого, по его мнению, ожидать трудно. И то, что за последние два года эта страна прошла значительный путь от абсурда к целесообразности, он считает большим успехом.