Политическое решение о достройке нефтепровода Одесса—Броды до Плоцка и развитие сотрудничества стран региона с целью привлечения каспийской нефти — это результат энергетического саммита президентов Польши, Литвы, Украины, Грузии и Азербайджана, состоявшегося 11—13 мая в Кракове. Но на этом мероприятии не хватало самого важного приглашенного гостя — президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Вместо него в Краков прибыл его представитель, заместитель министра энергетики. В это время сам Назарбаев обсуждал энергетические вопросы с российским президентом Владимиром Путиным и президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедовым. Последние договорились о строительстве Прикаспийского нефтепровода.
Следовательно, Путин своей цели достиг — убедил президентов среднеазиатских стран в том, что транзит их энергоносителей именно по территории РФ является наиболее эффективным и, собственно, «единственно правильным вариантом». И хотя отсутствие Назарбаева на саммите в Кракове, безусловно, повлияло на решение участников, пессимисты ошибаются, утверждая, что краковский энергосаммит был сорван.
Участники краковской встречи пришли к единому мнению о создании специальной межправительственной экспертной группы по подготовке проекта Одесса—Броды—Плоцк. Его разработкой и осуществлением должна заняться новообразованная фирма «Новая Сарматия». Она заменит нынешнего украинско-польского оператора проекта — «Сарматию», а ее совладельцами станут государственные операторы нефтепроводов из стран–участников встречи. Как заметил Петр Наимский, заместитель министра экономики Польши, ответственный за топливно-энергетический комплекс, по заказу Еврокомиссии уже выполнили visibility study проекта, и он может стать основой для дальнейших разработок. «Многие положения этого документа ценные, но есть и такие элементы, которые уже неактуальны или которые нужно будет изменить», — добавил г-н Наимский.
Краковский саммит носил скорее общий, декларативный характер. «На таких мероприятиях, как правило, не подписывают контрактов», — объяснял президент Польши Лех Качиньский. По его словам, саммит прошел успешно, а страны Балто-Черноморско-Каспийского региона стали после него политически более близкими. Но многие польские эксперты не разделяют этот оптимизм, при этом отмечая, что при отсутствии казахстанского лидера в Кракове действительно достигли всего, что только было возможно в этой ситуации.
Следовательно, пока весь проект опирается на энергетические ресурсы Азербайджана, поскольку на Казахстан рассчитывать не приходится. До сих пор это было главным препятствием для достройки трубы до Плоцка, поскольку только лишь азербайджанской нефти недостаточно, чтобы проект был рентабельным. Впрочем, президенты настроены и дальше продвигать проект. В частности, президент Алиев подчеркнул, что Азербайджан постоянно увеличивает добычу нефти и газа и примерно в 2011—2012 году может появиться достаточный объем сырья, чтобы заполнить черноморско-балтийскую трубу.
Детали проекта должны обсудить во время следующего энергосаммита, который президенты решили провести в октябре этого года в Вильнюсе. К тому моменту должны начаться консультации экспертов, чтобы литовская встреча приобрела конкретные очертания. Лех Качиньский надеется, что в Вильнюс приедут также президенты Туркменистана и некоторых других государств. В этом контексте рассматривают прежде всего другие страны региона, например, Словакию, Латвию, Чехию и Румынию. Президент Польши также отметил, что интерес к участию в будущем саммите проявила «одна большая страна ЕС и одна страна, расположенная на севере Евросоюза», но не захотел уточнить, о каких именно государствах идет речь.
Участники встречи подчеркивали, что предпосылкой успеха совместных энергетических проектов является подобное интегрирование стран региона, что поможет их народам проникнуться общими интересами. «Большим успехом считаю то, что в странах нашего региона есть ощущение того, что можно что-то сделать вместе», — отметил Качиньский.
Впрочем, в то время как польский президент только говорил о необходимости более глубокой интеграции в рамках энергетической коалиции, его украинский коллега перешел от слов к делу. Президенты Украины, Грузии и Азербайджана использовали саммит для обсуждения ряда проектов, которые должны придать большую конкретику сотрудничеству в рамках ГУАМ. В частности, Ющенко, Саакашвили и Алиев обсуждали строительства двух железнодорожных дорог: Баку—Тбилиси—Поти и далее через паромную переправу до Керчи, а также Ахакалаки—Тбилиси—Баку. Президенты говорили также о способах урегулирования конфликтов на территории «четверки» (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия), а еще об организационных вопросах работы ГУАМ, в частности о расположении помещения секретариата организаци и в Киеве и проведении летного саммита в Баку.
Следует отметить, что краковская встреча — это замечательный повод для обсуждения того, как упростить и облегчить передвижение людей между странами, принявшими участие в саммите. Эксперты обращают внимание на необходимость организации дешевого и удобного авиасообщения между Варшавой и странами Закавказья (Тбилиси и Баку), упрощения процедуры пересечения украинско-польской границы, а также проведения переговоров о замене несовершенного украинско-польского соглашения «О личном движении». По мнению экспертов, множество проблем, возникающих при передвижении людей между Польшей, Украиной и государствами Закавказья, серьезно препятствуют успешности совместных проектов. Специалисты по этим странам должны оперативно встречаться для обсуждения тех или иных деталей. Ведь даже путешествие между Польшей и Украиной является определенной проблемой для людей со средними доходами, поскольку слишком продолжительное и дорогое, а сообщение между Тбилиси и Баку — вообще крайне дорогое и неудобное.
Участники встречи также не оставили без внимания последние заявления белорусских дипломатов, декларирующих готовность подключиться к проекту Одесса—Броды. По словам Павла Латушки, посла Республики Беларусь в Польше, его страна могла бы серьезно поспособствовать в осуществлении этого проекта. «У нас есть хорошие друзья в Азербайджане и Казахстане», — отметил г-н Латушка в интервью польской газете «Жице Варшавы». По его мнению, это большой козырь, который можно использовать, работая вместе. Белорусские дипломаты несколько изменили свой взгляд на сотрудничество с западными соседями по сравнению с прошлым годом. Так, 11 мая в городе Вейгерово, недалеко от Гданьска, состоялся польско-белорусский экономический форум. На нем предприниматели и дипломаты из Беларуси выразили желание тесно сотрудничать с Польшей и Литвой, в частности с целью диверсификации источников энергии. Также белорусы заинтересованы в перевозке грузов, в том числе нефти, через порты в Гдыне и Гданьске. Но польский МИД до сих пор не ответил на пакет предложений о более тесном сотрудничестве в этих сферах, присланный из Беларуси в апреле прошлого года.
Накануне краковского саммита произошло также еще одно значительное событие, непосредственно связанное с проектом Одесса—Броды. Государственный оператор нефтепроводов компания PERN Przyjazn объявила о своей стратегии действий на случай закрытия россиянами нефтепровода «Дружба». Следовательно, польская компания готова полностью переключиться на получение нефти, в том числе российской, через морской порт в Гданьске.
30 марта министр финансов дал официальное согласие на продажу компании PERN Przyjazn нерентабельного предприятия Siarkopol Gdansk — оператора терминала перегрузки серы в Гданьском порту. На этом месте должны соорудить крупные нефтехранилища, в которые будет поступать нефть, доставленная танкерами. Российскую нефть транспортировали бы из Гданьска до Плоцка по Приморскому нефтепроводу (то есть в реверсном направлении). Оператор хочет перекачивать по этому пути российскую нефть также дальше на запад, зарабатывая тем самым на транзите в Германию.
В стратегии польского оператора много внимания уделяется собственно привлечению каспийской нефти — в контексте намерений России закрыть «Дружбу» этот проект будет иметь еще большее значение. Впрочем, по мнению аналитиков PERN Przyjazn, вместо достройки нефтепровода из Бродов до Плоцка более целесообразно достроить его до Адамова, расположенного недалеко от белорусской границы. Далее можно перекачивать каспийскую нефть по существующей ветке «Дружбы» до Плоцка и таким образом уменьшить стоимость проекта Одесса—Броды—Плоцк.