Отложенные перспективы

26 ноября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 48, 26 ноября-3 декабря 2004г.
Отправить
Отправить

Несмотря на то что сегодня в Украине бушуют политические страсти, в экономике страны остается ряд важных задач, требующих незамедлительного решения...

Несмотря на то что сегодня в Украине бушуют политические страсти, в экономике страны остается ряд важных задач, требующих незамедлительного решения. Вне зависимости от исхода борьбы за политический олимп тому или иному кандидату придется столкнуться с необходимостью определить дальнейшую экономическую стратегию государства. Прежде всего это вопрос развития энергетического сектора страны. Остается надеяться, что когда политические баталии утихнут, у политиков найдется время на то, чтобы не только провести кадровые назначения, но и уделить внимание столь болезненной для Украины проблеме — развитию атомной энергетики, где промедление, как известно, вполне может привести к необратимым последствиям.

И снова о мировых тенденциях

Как правило, выработку долгосрочных решений в ядерной энергетике принято основывать на прогнозах ведущих мировых агентств. Наиболее авторитетными в данном контексте являются исследования Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA), Энергетической информационной администрации США (Energy Information Administration, EIA) и Генеральной дирекции Европейской комиссии по энергетике (DG TREN) «Энергия Европы». При этом в качестве основных показателей используются прогнозы увеличения численности населения Земли и роста мировой экономики.

Согласно оценкам этих институтов, рост мирового населения в ближайшие 25 лет составит 1% в год, с 6 млрд. в начале века до 7,6 млрд. к 2020 году и 8,2 млрд. — к 2030 году. Что касается развития экономики, то в зависимости от региона мнения экспертных агентств несколько расходятся. Так, Энергетическое информационное агентство США ожидает для своей страны уровень экономического роста, превышающий 3% в год, а для Китая — более 6%. А вот Международное энергетическое агентство, наоборот, предсказывает Северной Америке экономический рост, в среднем не превышающий 1,9% в год, а Китаю — 4,3%. Вместе с тем все институты сходятся в прогнозе, что мировой экономический потенциал к 2025 году увеличится более чем вдвое.

Несмотря на то что исходные данные прогнозов мало отличаются друг от друга, сами оценки динамики потребления энергии в предстоящие четверть века оказываются довольно схожими. Во всех трех сценариях ожидается отчетливый рост потребления первичной энергии в мире. IEA на период 2000—2030 годов предсказывает увеличение потребления энергии на 1,7% в год, EIA на период 2000—2025 гг. — на 1,9% в год, а DG TREN на период 2000—2030 годов — на 1,8% в год. Если этим тенденциям суждено подтвердиться, то к 2030 году мировое потребление энергии приблизится к 17 млрд. тонн условного топлива (т.у.т.), или увеличится на 7 млрд. т.у.т. и на 70% по сравнению с 2000 годом.

При этом стоит отметить, что, по мнению генерального директора Всемирной ядерной ассоциации Джона Ритча, основная задача ХХІ века — поддержать современное общество, сохраняя окружающую среду во всем мире. Большинство энергетических аналитиков признают, что хорошо организованная ядерная энергетика должна играть центральную роль в достижении этой цели. Это четко понимают в Азии, это влияет на политику в Вашингтоне и Оттаве, а также в большей части Центральной и Восточной Европы и в бывшем Советском Союзе.

В эру переломных экологических решений мифы и мантры воинствующих лоббистов от «зеленых» продолжают препятствовать серьезному анализу истинных решений энергетической проблемы Европы. Это начинают понимать и в Западной Европе, которая когда-то признала преимущества ядерной энергии, а потом стала в них сомневаться. Финляндия и Франция приступают к строительству новых реакторов, общественное мнение в Швейцарии и Швеции вновь меняется в пользу ядерной энергии, и даже большинство жителей Германии не одобряют навеянные «зелеными» планы закрытия ядерных предприятий.

Впрочем, эти положения находят свое отражение и в позициях функционеров западноевропейских государств. Негативное отношение к энергетической политике Германии в интервью газете Financial Times Deutschland высказал главный экономист Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль. По его мнению, необходимым условием достижения, например, Россией поставленных перед собой амбициозных целей экономического роста является сохранение высоких цен на нефть и природный газ. «Поэтому стратегия Германии все возрастающих закупок природного газа из России является рискованной», — подчеркнул г-н Бироль. Главный экономист МЭА высказывает также опасения и по поводу запланированного Германией отказа от атомной энергетики. По его мнению, страна не располагает продуманной концепцией того, чем должны быть заменены атомные реакторы.

Ситуация в Германии является достаточно показательной и для Украины, энергозависимость которой от России также вызывает массу нареканий. Помимо этого, в отличие от Западной Европы, где правительства проводят долгосрочные программы по переходу на восстанавливаемые источники энергии, в Украине до сих пор не принята стратегия развития биоэнергетики и малоэффективно производство других альтернативных видов энергии. С учетом же последних достижений в секторе атомной энергетики, вполне можно предположить, что в ближайшее десятилетие Украине стоит обратить внимание на развитие именно этой отрасли энергетики. Тем более что и российские эксперты также считают, что до 2030 года нет смысла форсировать термоядерную энергетику, ибо традиционная (тепловая и ядерная) справляется с потребностями мировой экономики.

Вектор Запад—Восток

Стоит отметить, что после введения в строй двух дополнительных энергоблоков на Хмельницкой и Ривненской АЭС интерес к развитию инфраструктуры атомной электроэнергетики проявили некоторые европейские компании. Они подали заявки на участие в тендере по проектированию и строительству нового безопасного конфайнмента (НБК, защитной оболочки) объекта «Укрытие» Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС). В частности, в конце сентября подана заявка на участие в тендере группой компаний Alexandroff (Франция). Еще две заявки поступили от международного французско-германо-украинского консорциума «Новарка», возглавляемого Vinci Construction Grands Projets (Франция), и американо-украинского консорциума CH2M — CAI Сhernobil, возглавляемого CH2MHill (США). В состав американо-украинского консорциума также входят украинские «Интербудмонтаж» и ПО «Южмаш».

Напомним, что Европейский банк реконструкции и развития в марте текущего года объявил тендер на проектирование и строительство НБК. А уже в июле Кабмин Украины утвердил представленное Министерством топлива и энергетики технико-экономическое обоснование конфайнмента объекта «Укрытие». Основными функциями НБК является обеспечение в течение 100 лет защиты персонала ЧАЭС, населения и внешней среды от влияния источников ионизирующего излучения, связанного с существованием объекта «Укрытие», создание условий для преобразования объекта в экологически безопасную систему.

Однако, несмотря на достаточно высокую заинтересованность западноевропейских компаний, проблем избежать не удалось. Довольно неоднозначная ситуация сложилась вокруг французской компании Framatomе, которая занимается достройкой хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ) на Чернобыльской АЭС. Как заявил глава Госкомитета ядерного регулирования Украины (ГКЯРУ) Вадим Грищенко, Framatomе обратилась к странам-донорам с просьбой предоставить ей 85 млн. евро для завершения строительства второго хранилища на Чернобыльской атомной электростанции. Данное решение было принято из-за того, что Framatomе допустила ряд ошибок при проектировании и сооружении ХОЯТ-2. Глава ГКЯРУ сообщил, что в настоящее время Framatomе обвиняет ЧАЭС в предоставлении неправильных исходных данных, которые использовались французской компанией при проектировании хранилища.

Общая сумма, необходимая Framatomе для завершения строительства объекта, по ее собственным оценкам, составляет около 120 млн. евро. При этом Framatomе готов направить на работы по завершению сооружения ХОЯТ-2 около 40 млн. евро собственных средств. Согласно требованиям ядерной безопасности долговременное хранение отходов ядерного топлива допускается только в специально оборудованных хранилищах, поэтому на стадии прекращения эксплуатации АЭС топливо из реакторов и приреакторных бассейнов должно быть выгружено. Проектный срок эксплуатации ХОЯТ-1 истекает в 2016 году, чем и обусловлена необходимость строительства нового хранилища.

В то же время появление избыточных энергомощностей позволило Украине занять лидирующие позиции по экспорту электроэнергии. Пока первые результаты достигнуты на восточном направлении. По словам директора по корпоративному развитию «Энергоатома» Максима Русинова, НАЭК «Энергоатом» заключила договор с ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (РФ) об экспорте электроэнергии в Россию. Он сообщил, что на настоящий момент «Энергоатом» согласовал этот контракт с российскими ОАО «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» (ОАО «СО — ЦДУ ЕЭС») и ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»).

Договор является долгосрочным, его условия планируется пересматривать ежегодно. Первый заместитель министра топлива и энергетики Украины Алексей Шеберстов заявил, что европейские энергокомпании проявляют интерес к участию в восстановлении межгосударственной высоковольтной линии электропередачи (ЛЭП) Южно-Украинская атомная электростанция (ЮУАЭС, Николаевская обл.) — Исакча (Румыния) напряжением 750 кВ, сообщил журналистам А.Шеберстов. Ввод в эксплуатацию данной ЛЭП позволит существенно увеличить пропускную способность энергосистемы Украины при экспорте электроэнергии в страны Европы. Однако, по его мнению, компании пока не выступают с конкретными предложениями в связи с политической ситуацией в стране.

Впрочем, и в Минтопе, и в «Энергоатоме» признают, что экспорт электроэнергии – не основная цель при достройке двух энергоблоков на Хмельницкой и Ривненской АЭС и задекларированном начале строительства трех новых энергоблоков. Да, украинская промышленность не успевает за развитием электроэнергетки. Но атомщики не перестают верить в то, что когда-нибудь эта ситуация изменится, и отечественная энергетика встретит эти перемены во всеоружии.

Шаг вперед и два…

Впрочем, политическая ситуация в Украине, безусловно, достаточно сильно повлияет на темпы и перспективы развития атомной энергетики Украины. И вопрос даже не столько в президентских баталиях. Еще до проведения второго тура избирательной кампании в Верховной Раде с новой силой разгорелась дискуссия о будущем развитии «подшефной» отрасли «Энергоатома». По оценке представителей НАЭК, заявление народного депутата А.Гудымы о том, что закладка капсул под строительство еще двух новых энергоблоков на Хмельницкой и Ривненской АЭС не отвечает энергетической стратегии Украины, так как «сегодня Украина продает в Российскую Федерацию излишки электроэнергии, которая вырабатывается на введенных в работу энергоблоках, ниже себестоимости этой электроэнергии», является популистским.

Напомним, что сегодня НАЭК «Энергоатом» реализует электроэнергию на Оптовом энергорынке по цене 6,91 коп. за кВт.ч. Согласно же цене, указанной в контракте с российской стороной, стоимость украинского киловатта составляет 7,4 коп. Поэтому, по оценкам представителей НАЭК, экспортная цена электроэнергии, выработанной на АЭС, обеспечивает не только соответствующую рентабельность относительно себестоимости, но и рентабельность относительно величины тарифа.

Кроме того, 8 ноября Верховная Рада приняла за основу проекты, поданные в порядке законодательной инициативы народным депутатом Андреем Деркачом: «О порядке принятия решений о размещении, проектировании, строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение» и «О внесении изменений в некоторые законы Украины (в отношении конкретизации механизма принятия решений о строительстве ядерно и радиационно опасных объектов)».

Вместе с тем профильный парламентский комитет не рассмотрел и не внес на рассмотрение Верховной Рады правительственный законопроект, предполагающий разделение полномочий между парламентом и Кабмином при принятии стратегических решений относительно ядерной отрасли, который позволяет правительству принимать решения, направленные на экономически эффективное функционирование отрасли. По словам министра топлива и энергетики, президента НАЭК «Энергоатом» Сергея Тулуба, «вызывает обеспокоенность сам факт и поспешность принятия законопроектов в период обострения политической ситуации в государстве, однако вопросы ядерной безопасности не могут быть политизированы. Это прямой путь к остановке процессов решения проблем безопасного функционирования ядерной отрасли Украины в целом, вопросов, связанных со строительством хранилищ радиоактивных отходов, которые на сегодняшний день очень необходимы для обеспечения безопасного функционирования действующих ядерных блоков и сворачивания программ ядерной энергетики, которая обеспечивает производство 53% электроэнергии Украины».

По словам С.Тулуба, принятыми в первом чтении законопроектами «установлены вроде бы демократические нормы проведения местных референдумов, однако, вместе с тем, не известно, как проводить эти референдумы, отсутствует нормативно-правовая база. Таким образом, проблема строительства хранилищ по захоронению радиоактивных отходов, в том числе для Чернобыльской АЭС, перенесена на будущие поколения».

Впрочем, какие бы страсти ни бушевали вокруг профильных законопроектов, энергетика и экономика должны четко и слаженно развиваться. И стратегия их развития должна выписываться вне зависимости от сиюминутной конъюнктуры.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК