Пожалуй, уже можно сказать, что новогодние взаимные поздравления украинских нефтетрубопроводчиков и российских нефтепоставщиков стали традиционными и «дружескими». «Дружескими» в том смысле, что уже второй год подряд январь начинается с прекращения поставок российской нефти по украинскому участку экспортного нефтепровода «Дружба». Не задерживаясь на тех лестных эпитетах, которыми стороны обмениваются в течение первой декады января уже второй год, перейдем к сути.
Уведомив заблаговременно торгующие нефтью компании и российский Минтопэнерго, украинское государственное предприятие магистральных трубопроводов «Дружба» готовилось с первого января 1996 г. прокачивать российскую нефть в Европу по контрактам, в которых экспортный тариф повышался на 0,7 доллара за прокачку каждой тонны по 100 км территории Украины. Однако оказалось, что к 1 января таких контрактов, по словам генерального директора «Дружбы» Любомира Буняка, не подписал никто. Опасливо косясь на российский Минтоп, «трейдеры» (так именуют торгующие нефтью компании) застыли в нерешительности, и прокачка нефти прекратилась, как на венгерской, так и на словацкой ветках украинского участка «Дружбы». Возобновилась она только в 5 часов вечера 3 января на венгерской ветке, после того как группа компаний решила, что не качать вообще - дороже, чем качать по худшему тарифу.
Говоря о плохом тарифе, следует, справедливости ради, заметить, что плох он прежде всего для «трейдеров», которые оплачивают доставку российской нефти, на западе именуемой «Юралс», до венгерской и словацкой границы. Однако не изменять тариф украинская сторона не могла: по словам Любомира Буняка, без этого повышения качать нефть уже просто не имело смысла. Установившийся тариф - в среднем $5,4 за прокачку одной тонны по всему участку экспортного нефтепровода - Украина уже пыталась узаконить в январе 1995 г. Однако после переговоров с Минтопом пришлось частично уступить и вернуться к только в начале 1996 г. Собственно, воспоминания о прошлогодних «отступных» и заставили «трейдеров» ждать: а вдруг, подписав контракт по новой, более высокой цене, они окажутся в дураках, в случае, если российские чиновники убедят украинских коллег, что они слишком высоко «заломили».
Однако, по мнению Любомира Буняка, торговые компании опасаются санкций со стороны российского Министерства топлива и энергетики.
Как уже было сказано выше, на венгерской ветке сомнения прекратились 3 января. Возможно, это связано с тем, что большинство «трейдеров» поставляет здесь нефть компании ЮKOC, которая координирует венгерское направление. А ЮKOCу и так нефть девать некуда.
А вот на словацко-чешском направлении трубы «отдыхали» до 9 января. Если к этому моменту на Венгрию заключили контракты 25 компаний и объем поставок был проплачен за весь январь, то на словацком направлении, где координаторами являются российские гиганты Славнефть и ЛУКОЙЛ, к 9 января был подписан лишь один контракт - совместное российко-швейцарское предприятие «Полярное сияние» оплатило прокачку первых 125 тысяч тонн.
«Они это могут себе позволить, - сказал с просьбой не называть его имя представитель одной из российских компаний, - они - совместное предприятие и для них экспортная пошлина ниже. Но для большинства компаний 20 экю российской экспортной пошлины за тонну теперь усугубляются дополнительными украинскими $0,7. И в такой ситуации все большее количество компаний обращает взоры на отечественный рынок. Возьмите, к примеру, КомиТЭК, который в декабре отказался от экспортной квоты в Германию в размере 200.000 тонн и гораздо выгоднее и быстрее продал нефть нескольким покупателям на отечественном рынке. У российских экспортеров возникают новые проблемы и в связи с ростом альтернативных поставок в Восточную Европу. В октябре возобновились поставки по хорватскому трубопроводу «Адрия» в Венгрию, а сейчас начинаются поставки по ингельштадтской трубе в Чехию. Пускай эти поставки не так значительны, не вытеснят российскую нефть с восточноевропейского рынка, но они влияют на цены. А тут украинцы повышают тариф. Многие серьезно призадумаются. И хотя сейчас цены растут - зима холодная, кто знает, как пойдут дела весной. Если экспортировать нефть в Европу станет невыгодно, никакой Минтоп не заставит этим заниматься».
P.S. Когда материал был подготовлен к печати, из Москвы пришло сообщение, что руководство Министерства топлива и энергетики России обратилось к правительству страны с просьбой содействовать возобновлению экспорта российской нефти через территорию Украины. Торговым фирмам рекомендовано обратиться в арбитраж с исками на украинское предприятие «Дружба» о компенсации необоснованных убытков. А они, по оценкам российского Минтопэнерго, составят $20 млн. в расчете на год.