В предыдущем номере ZN.UA опубликована статья, в которой приведены расчеты "Нафтогаза Украины" по обоснованию цены природного газа в размере 319,4 долл. за тысячу кубометров, по которой НАКу очень хотелось бы продавать газ населению (№1 от 17 января 2015 г., "Готовьтесь: население Украины ожидает газ по 319,4 доллара?!"). Эта информация буквально взорвала Интернет. При этом "Нафтогаз" не говорит о том, что такая цена является рыночной, и пытается обосновать ее через так называемую экономическую себестоимость добычи газа. То есть в НАКе не хотят публично признать, что их целью является продажа газа населению по рыночной цене и/или даже выше, так как в первом квартале 2015 г. прогнозируемая цена может составить 240 долл.
Называть вещи своими именами (и ценами) было бы честно, но это сделало бы Кабмин настоящим правительством "камикадзе", а о выборах на следующий срок можно было бы забыть. Вместо этого нам пытаются рассказать "сказку" о некоей экономической себестоимости, ниже которой продавать газ нет смысла. Мотивация ZN.UA понятна: смотрите, мол, как считают, чтобы не удивлялись потом. Но посмотреть на такое экономическое обосновании цены газа можно и с другой, не НАКовской, точки зрения.
Составляющие себестоимости можно посмотреть в предыдущем номере ZN.UA, поэтому повторяться не будем.
Самой важной составляющей, безусловно, являются эксплуатационные затраты, которые почему-то выросли очень существенно в прогнозе на 2015 г. по сравнению с 2013-м. К сожалению, в пояснении НАКа не приведены данные за 2014-й, но если предположить, что он переходной от 2013-го к 2015-му, то очевидна индексация затрат по курсу доллара, присущая обычно монополистам.
Например, эксплуатационные затраты выросли с 76,7 до 208,9 грн на тысячу кубометров, т.е. в 2,7 раза. Такое повышение эксплуатационных затрат в период, когда весь частный бизнес страдает от падения объемов оборота и производства, компании еле-еле выживают и не увеличивают зарплаты, чтобы не разориться, должно заставить руководство Минэнергоугольпрома и Кабмина задуматься о том, оправданно ли оно в нынешней нелегкой ситуации в Украине. Ведь в условиях, когда населению предлагают платить по цене в 4,5 раза выше сегодняшей, сама НАК собирается существенно увеличить свои траты. Очевидно, что контроль этих затрат должен стать приоритетом деятельности Кабмина и соответствующих министерств, и не только в газодобыче.
Анализ административных затрат "Укргаздобычи" как основного газодобывающего предприятия показывает, что они выросли еще больше - в 3,8 раза. К сожалению, сложно сказать, за счет чего произошел этот рост. Хотя можно предположить, что как за счет падения объемов добычи, так и за счет повышения зарплат сотрудникам, а возможно, за счет непрозрачной процедуры закупок - кто знает? Но проблема в том, что НАК все еще остается "черной дырой", в компании нет прозрачности, на сайте "Нафтогаза" информация очень ограничена, а аудиторский отчет только за 2011-й и еще более ранние годы. Отчетов за 2012–2013 гг. на сайте нет, что не позволяет анализировать деятельность НАКа. Отсутствие такой информации уже является нарушением действующего законодательства.
Специалисты нефтегазовой отрасли, анализируя приведенные затраты "Укргаздобычи", задают вопрос: а что с конденсатом? Ведь газ всегда добывается вместе с конденсатом, а есть ли отнесение части затрат по добыче на конденсат или конденсат предполагается продавать по рыночной стоимости, а все затраты отнести на природный газ? К сожалению, по этому поводу в пояснительной записке НАКа нет информации.
Итак, суммарно эксплуатационные затраты, административные и другие операционные затраты прогнозируются в сумме 249,3 грн/тыс. куб. м, или 14,7 долл. (табл. 2).
Дополнительно к этим затратам НАК рассчитывает амортизацию основных средств в сумме 302,9 грн/тыс. куб. м, или 17,8 долл.
Искреннее удивление вызывает способ расчета данной амортизации, особенно у автора статьи как ведущего аккредитованного оценщика Американского общества оценщиков, международного специалиста именно в этой области. Не знаю, с какими сертификатами или дипломами вели расчет специалисты в НАКе, но индексация справедливой стоимости, определенной по состоянию на конец 2009 г., не может являться корректной процедурой, особенно при оценке активов газовых месторождений, для включения в экономическую себестоимость. Ведь эти активы исчерпываются в связи с добычей полезных ископаемых, и за пять лет многие месторождения могли просто исчерпаться, а значит, и их активы обесценились. Поэтому индексация активов, которые не используются для добычи, следовательно, экономически обесценились, может, мягко говоря, удивить специалистов.
Напомню специалистам НАКа, что если мы говорим об экономической себестоимости, то амортизация должна рассчитываться совершенно другим способом, на основе так называемого ресурсного подхода, как того требуют международные стандарты финансовой отчетности, а равно и украинские стандарты финансовой отчетности. Этот подход основан на оцененных остаточных запасах газа в месторождении, годовой добыче из месторождения и фактической добыче из текущего горизонта с момента эксплуатации месторождения, а вовсе не на справедливой стоимости самих активов, тем более проиндексированных без возможности учета степени исчерпания каждого месторождения. Непонятно только, зачем "Нафтогаз" вводит в заблуждение широкую общественность подобными манипуляциями с цифрами.
Итак, прямые затраты плюс сомнительная амортизация основных средств составляют 552,2 грн/тыс. куб. м, или 32,5 долл.
Также составляющей себестоимости является так называемая амортизация права пользования недрами, которую пытаются рассчитывать, используя конечную цену газа в сумме 5900 грн без ПДВ. Не буду утруждать читателя описанием предлагаемой процедуры расчета амортизации права пользования - это высокий класс манипулирования цифрами и красивыми иностранными словами. Хочу только спросить у сотрудников НАКа: знают ли они о том, что амортизировать можно только актив, который был вначале приобретен? Насколько известно, "Укргаздобыча" даже не платит за лицензию или платит настолько мизерную сумму, что она просто несопоставима с затратами в 311 грн/тыс. куб. м.
Если бы эта компания платила за лицензии на разработку недр столько же, что и добросовестные частные компании, то эту стоимость можно было бы амортизировать. Но я более чем уверена (и анализ аудиторских отчетов прошлых лет это подтверждает - нет такого актива в балансе), что компания "Укргаздобыча" как государственная на 100% за лицензии на разработку месторождений не платит, а значит, с населения пытаются получить деньги "за воздух". Другого пояснения нет. Хотя как профессиональный оценщик, могу сказать, что для частной компании обосновать такую составляющую себестоимости можно. Но государственная компания и частная - это две большие разницы, как говорят в Одессе, поэтому предлагаемую цифру можно охарактеризовать одним словом - "стеля".
Следующий пункт экономической себестоимости под названием "Стоимость капитала" вызвал самые жаркие споры в Интернете даже среди специалистов. Расчет стоимости капитала из обоснования НАКа, приведенный в предыдущей статье ZN.UA, показывает, что этот показатель включает не только стоимость самих активов, генерирующих доход, но также, к великому удивлению всех специалистов, оценочную стоимость запасов газа. При этом стоимость активов и стоимость запасов плюсуются и умножаются на 15-процентную ставку стоимости капитала.
Так и хочется сказать: приплыли. Это в каких же учебниках, особенно западных, вычитали специалисты НАКа такую формулу "стоимости капитала", и какое отношение запасы газа имеют к этой стоимости? Если верить этой формуле, которая, скорее всего, просто высосана из пальца, то чем больше запасы, тем больше себестоимость! Бедные арабские шейхи, их можно только пожалеть с их сумасшедшими запасами газа: какова тогда себестоимость должна быть у них? Хорошо, что их добывающие компании не занимаются манипуляцией цифрами, иначе как бы они смогли предложить рынку цену газа до 40 долл. за тысячу кубометров?
С точки зрения западных экономистов, цена капитала может быть включена в экономическую себестоимость, но только с учетом стоимости активов, с помощью которых производится добыча. Причем стоимость этих активов должна быть определена с учетом всех видов обесценения, т.е. доходным подходом по каждому месторождению. Все другие подходы и всяческие индексации не могут быть корректно применены к оценке добывающих активов.
Интересен в этой ситуации также вопрос о ставке стоимости капитала (вернее, цены капитала), которая в данных НАКа приведена без какого-либо обоснования в размере 15%. Могу поверить, что такую ставку (или близкую к ней) можно обосновать для частных компаний, но НАК ведь таковой не является, поэтому к данному показателю применяется совсем другой способ.
В расчете приведен налог на прибыль в размере 626,6 грн/тыс. куб. м, уплачиваемый по ставке 18%. Несложно посчитать, что такой налог предполагает прибыль в размере 3481,1 грн/тыс. куб. м, что неудивительно, так как стоимость капитала не включается в себестоимость при составлении финансовой отчетности, и, следовательно, в финансовой отчетности является частью прибыли. Составляющая цены капитала может быть использована для инвестиций в новые разработки - говорит нам НАК. При этом "Нафтогазу", по его же заявлениям, на разработку новых месторождений требуется в ближайшее время 1 млрд грн, а умножением цены капитала в размере 2654,2 грн/тыс. куб. м на предполагаемый объем добычи в 13,5 млрд кубометров дает нам цифру в 35,8 млрд грн.
Не совсем понятно (а может, совсем даже понятно), куда будут использоваться "лишние" 34,8 млрд грн? Если на погашение старых долгов, то почему сегодняшние потребители должны погашать старые долги? И где гарантия, что именно для погашения старых долгов эта сумма будет использоваться? И когда старые долги погасят, куда будет использована эта сумма? Думаю, что граждане Украины очень хотят знать ответы на эти вопросы ДО ТОГО, как начнут покупать газ по такой совершенно сумасшедшей цене.
А теперь попробуем рассчитать, какой должна быть цена газа в Украине для населения.
Известно, что в Украине три основные категории газопотребителей, то есть плательщиков за газ. Для первой категории, при использовании до 2 тыс. кубометров газа в год, его цена составляет 1089 грн/тыс. куб. м, или 64 долл.; вторая категория при использовании до 6 тыс. кубометров платит 1788 грн/тыс. куб. м, или 105,2 долл.; третья категория потребляет свыше 6 тыс. кубометров в год. Очень хотелось бы иметь возможность зайти на сайт НАКа и посмотреть, сколько у нас и какой категории плательщиков за газ. Но пока такой возможности нет, совершенно очевидно, что первая категория - это наиболее незащищенные слои населения, так как уложиться в 2 тыс. кубометров удается, как правило, небольшим сельским домикам либо квартирам, в которых собственники перешли на автономное отопление. И именно эта категория никак не сможет перейти на рыночную цену газа, так как уже сегодня у многих из них половина пенсии уходит на его оплату.
И если мы говорим, что в Украине для населения есть газ собственной добычи и исходим из себестоимости этого газа, то необходимо учесть, что газа, добываемого "Укргаздобычей", всего 13,5 млрд кубометров. Остальной газ продается по рыночным ценам и неважно, откуда он - из Украины или России. К слову, советовала бы закупать газ у частных добывающих компаний даже по рыночным ценам: они нынче должны платить весьма высокие налоги, но создают рабочие места в Украине.
Таким образом, к 13,5 млрд кубометров нужно докупить еще 7 млрд (тепло для населения), 0,7 млрд (бюджетных учреждений) и 15,1-13,5=1,6 млрд кубометров для населения (частных домохозяйств). Итого дополнительно нужно приобрести 9,3 млрд кубометров.
Сказать, какой должна быть себестоимость газа на сегодняшний день, весьма сложно из-за ошибок, необоснованности и некорректности в приведенном расчете. Но попробуем пересчитать эти цифры и хотя бы немного приблизить их к декларируемой экономической себестоимости.
При этом не будем учитывать амортизацию прав пользования недрами, так как НАК за это не платит и не должна платить. Цену капитала посчитаем по корректной формуле: от стоимости активов в размере 74,2 млрд грн, а ставку цены капитала возьмем как для общественного сектора в размере 3%. Тогда цена капитала в себестоимости составит 165 грн/тыс. куб. м, или 2,22 млрд грн, что даже в два раза больше, чем средства, необходимые НАКу на новые вложения. Думаю, что эту цифру вполне можно было бы уменьшить вдвое, особенно если правильно определить справедливую стоимость активов.
Налог на прибыль в этой ситуации составит 36,2 грн. Добавляем к нему 552,2 грн (прямые затраты плюс сомнительная амортизация основных средств, рассмотренные выше) и цену капитала в себестоимости в размере 165 грн и получаем 753,4 грн/тыс. куб. м. Учитывая, что плата за недра составляет 20% от цены, решаем нехитрую алгебраическую задачку и получаем 941,75 грн/тыс. куб. м, где плата за недра - 188,35 грн.
Кстати, население первой категории уже платит немного больше полученной нами цены, а именно - 1075 грн/тыс. куб. м, а второй категории - почти в два раза больше! Странно при этом, что "Укргаздобыча" продает газораспределяющим компаниям газ по фиксированному тарифу - 450 грн/тыс. куб. м. Если бы газораспределяющие компании оставались государственными, то разница в цене все равно попадала бы НАКу. Но в ситуации, когда газораспределяющие компании на 50, а то и на все 100% частные, хотелось бы задать вопрос: на каком основании эти компании получают 50% от разницы между 1075 и 450 грн, т.е. 625 х 50% = 312,5 грн на каждой тысяче кубометров? Надеюсь, несложно умножить на объем газа, чтобы понять, что 4,2 млрд грн улетают в частные руки без всякого на то основания? И это при продаже газа для населения первой категории, про остальные вообще промолчу. Вот где Клондайк!
Надеюсь, теперь понятно, почему, например, "Укрнафта" (как и любая другая негосударственная добывающая компания) не может продавать газ по установленной для нее цене в 530 грн/тыс. куб. м, ведь эта величина - всего лишь половина себестоимости. Понятно, что компания не хочет продавать газ по цене ниже, чем себестоимость. Но здесь надо просто урегулировать цены и позволить той же "Укрнафте" продавать газ хотя бы по цене для населения. Уже это покрыло бы ее затраты и дало бы Украине дополнительно минимум 1,3 млрд кубометров газа собственной добычи.
Но вернемся к нашим расчетам. Если предположить, что дополнительные 9,3 млрд кубометров будут закупаться по рыночной цене, которая в январе-марте составит 4080 за тысячу кубометров, можно посчитать средневзвешенную цену газа: (941,75х13,5+4080х9,3) / (13,5+9,3) = 2222 грн/тыс. куб. м, или 130,7 долл. Обращаю внимание на то, что это средняя цена, которая не учитывает категории плательщиков. Если знать процент по каждой категории, можно было бы более точно рассчитать эту величину, и, вероятно, окажется, что можно не повышать цену для первой категории, она и так на сегодня достаточно велика.
Также в полученном результате использованы не очень корректные расчеты НАКа по стоимости активов, их необходимо уточнить. Но если все сделать правильно, то у НАКа будут достаточные средства на развитие, население (первая категория) сможет платить за газ по нынешним ценам, а бюджет Украины не будет увеличивать свой дефицит за счет дотации цен!
От редакции. Публикуя различные статьи на тему цены и себестоимости газа, ZN.UA преследует единственную цель - убедить (а общими усилиями и заставить) как добывающие и торговые компании, так и, прежде всего, национального регулятора - НКРЭКУ взвешенно подойти к этому как никогда ранее болезненному порогу чувствительности сограждан. Публикация и аргументация методики, а не просто результатов установленных НКРЭКУ цен для всех категорий потребителей, и не только цен природного газа, - единственная возможность убедить граждан не только в их справедливости, но и в необходимости платить по таким ценам и выставляемым счетам.