Бургас—Александруполис протяженностью чуть менее 300 км, в проекте которого участвуют Россия, Греция и Болгария, создается для перекачки по суше нефти из черноморского бассейна к Эгейскому морю, что должно разгрузить черноморские проливы. Однако у партнеров возникли разногласия с болгарской стороной, которая настаивает на повышении экологической эффективности и хочет изменить экономическую модель проекта. Кроме того, вносит свои коррективы и экономическая ситуация в Греции. Еврокомиссия недавно вынесла решение, что до окончания кризиса проблемные страны еврозоны не имеют права расходовать деньги на строительство различных объектов инфраструктуры. Это вносит неопределенность в реализацию проекта Бургас—Александруполис. Тем более что во время своего визита в Турцию Владимир Путин обещал своему коллеге Реджепу Тайипу Эрдогану дать нефть и для трубы Самсун—Джейхан.
Очень важным для Казахстана с точки зрения поставок нефти в Европу, по мнению аналитиков, является проект нефтепровода Констанца (Румыния, Черное море) — Триест (Италия, Адриатическое море). Учитывая, что сегодня нефтяные активы Казахстана очень масштабны в акватории Черного моря — это Батумский нефтяной терминал на 12 млн. тонн нефти в год и румынский холдинг The Rompetrol Group (TRG), — реализация такого проекта имеет большое значение для Казахстана. АО «НК «КазМунайГаз» является 100-процентным владельцем холдинга Rompetrol Group. Сегодня Rompetrol — это многонациональная нефтяная компания, которая работает в 16 странах мира, располагает штатом в 10 тысяч человек и имеет 48 дочерних предприятий. Большая часть активов размещена во Франции, Румынии, Испании и странах Юго-Восточной Европы. Ежегодный оборот компании составляет около 10 млрд. долл. Rompetrol Group — это нефтепереработка, нефтехимия, логистика. Компания владеет собственным танкерным флотом, терминалом на Черном море, семью причалами, четыре из которых предназначены для обслуживания крупных танкеров. У Rompetrol есть собственные электростанции, газохранилища на территории Румынии, 164 АЗС во Франции и т.д.
«Ввод в эксплуатацию крупнейшего в мире и открытого в Казахстане месторождения Кашаган дает возможность дополнительно получать нефть в объеме 50 млн. тонн в год и более. Поэтому мы сегодня с господином президентом говорили о том, что было бы неплохо открыть новый маршрут транспортировки через кавказский коридор. То есть Казахстан транспортирует нефть через Каспийское море в Баку, далее через Азербайджан и Грузию на Черное море, далее танкерами до Румынии. Тогда тот проект — Констанца—Триест — как раз нам и пригодится», — сказал президент Н.Назарбаев на пресс-конференции по итогам переговоров с главой Румынии Траяном Басеску 2 марта 2010 года.
Казахстан, заметил Н.Назарбаев, заинтересован в строительстве такого нефтепровода между Каспийским и Черным морями для экспорта своего сырья в Европу. Президент обратил внимание, что около 30%, или 4 млн. тонн, ежегодно импортируемой Румынией нефти поставляется из РК. Строительство трубопровода Констанца—Триест, который соединит Черное и Адриатическое моря, должно быть завершено в 2012 году. Его протяженность составит 1400 км. Нефтепровод будет предназначен для перекачки каспийской нефти из Румынии в страны Западной Европы.
The Rompetrol Group объявила об амбициозных планах по скорому вводу в эксплуатацию нефтяного терминала Midia Marine Terminal на Черном море и увеличению мощности собственного нефтеперерабатывающего завода Petromidia (Констанца, Румыния). Терминал будет работать 300 дней в году, независимо от погодных условий в районе Констанцы, и ежегодно обрабатывать до 100 танкеров дедвейтом 160 тыс. тонн, тогда как другие черноморские порты имеют возможность принимать лишь танкеры максимальным дедвейтом 80 тыс. тонн. Нефтяной терминал Rompetrol сможет обслуживать разных игроков на Черном море, включая российские компании, обрабатывать все типы нефти, осуществлять блэндинг и даже предлагать различные котировки, в связи с чем компания уже ведет соответствующие переговоры с агентством Platz.
Говоря о российском экспортном лобби, аналитики указывают, что перевалка нефти танкерами вместимостью 160 тысяч тонн через терминал TRG будет «значительно дешевле» доставки углеводородов по 285-километровому трансбалканскому нефтепроводу Бургас—Александруполис, поэтому проект Констанца—Триест имеет больше преимуществ.
Казахстан очень богат нефтью, основные месторождения нефти приходятся на Западный Казахстан. Доказанные запасы нефти составляют около 6,5 млрд. тонн, а прогнозные — 20—25 млрд. тонн.
Согласно оценкам экспертов Мирового энергетического агентства и ОПЕК, разведанные ресурсы нефти в Прикаспийском регионе, в том числе на шельфе Каспийского моря, являются ныне одними из наибольших в мире. Поэтому особую важность приобрел вопрос о транспортировке каспийских нефти и газа. На сегодняшний день в этом направлении достаточно преуспел Азербайджан: имеется в виду нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан и газопровод Баку—Тбилиси—Эрзурум. Теперь слово за Астаной, а учитывая политическую ситуацию в стране и довольно агрессивную нефтяную политику, верится, что Казахстан с задачей диверсификации поставок нефти справится.