"Почему нефть дешевеет, а бензин у нас дорожает?" - слышать этот вопрос приходится ежедневно. Действительно, за год нефть подешевела вдвое, а цены на топливо в Украине выросли более чем на 50%. И чем ниже мировые котировки, тем чаще звучит указанный вопрос. Праведный гнев разделяют правительство, Антимонопольный комитет, Национальный банк, которые во всем винят спекулянтов. При этом первое из перечисленных ведомств в новом году не забыло повысить налоги на нефтепродукты, а последнее из них продолжает делать вид, что с курсом доллара ничего не происходит.
Между тем в реальной жизни 85% нефтепродуктов покупается не по официальному, а по коммерческому курсу, который к третьей декаде января уже был на 30% выше, чем в зазеркалье НБУ. И как должны вести себя цены на заправках, если закупочные/мировые цены упали вдвое, но гривен на их приобретение уже нужно больше, чем год назад? Положение, в котором оказались поставщики нефтепродуктов, сегодня многие уже сравнивают с периодом "кровавого режима".
Без 15% все топливо на рынке Украины импортное. Нефтепродукты в нашей стране такой же валютный товар, как и автомобили, телевизоры, айфоны. Ну нет у нас достаточно своей нефти. А если бы и была, то цены на топливо не сильно отличались бы от сегодняшних, ведь для определения оптимальной цены нефтедобытчик всегда бы считал, сколько заплатят при экспорте, т.е. использовал бы в расчетах курс валют. Это первое, что нужно уяснить для понимания ситуации.
Второе. Доллары на межбанковской бирже по придуманному в НБУ курсу 15,75 грн за доллар никто из импортеров нефтепродуктов уже давно не покупает. Причина проста - объем торгов в сотни раз меньше, чем необходимо.
"Один крупный банк в день обеспечивает продажу 100–500 тыс. долл., заявки на покупку валюты удовлетворяются с опозданием в две-шесть недель, большие заявки вообще не закрываются", - рассказал на условиях анонимности один из крупнейших импортеров нефтепродуктов. По его словам, на рынке крупных импортеров-экспортеров договоры на большие объемы валюты - от 100 тыс. до 10 млн долл. на одну трансакцию - заключают по коммерческому курсу, который, скажем так, существенно отличается от индикативного курса Нацбанка Украины. На 19 января этот курс пробил отметку в 22 грн за доллар, хотя в первые дни после праздников колебался в пределах 18,50–19,50 грн.
Исходя из этого, посмотрим на топливные цены. Год назад тонна бензина А-95 стоила на границе в среднем 960 долл., или 8200 грн. В нынешнем январе обходится около 500 долл., или 10000 грн, если считать по курсу 20 грн/долл.
Но закупка - это лишь половина стоимости бензина на АЗС (если быть точным, в прошлом году это было 55%). Еще около 30% приходилось на налоги - акциз и НДС, которым облагается сумма закупки и акциза. Выражая недовольство ростом цен и веря в национальную валюту, правительство, тем не менее, держит ставки акциза в евро, хотя фиксация в гривне снизила бы зависимость топливных цен от девальвации.
Итак, если в начале 2014 г. акциз в сумме 198 евро/т олицетворял собой 2197 грн, то на сегодняшний день это 202 евро/т, а стоят они уже 3850 грн. Отмечу, что только за счет "девальвации" акциза сейчас в цене бензина "сидят" дополнительные 1,5 грн (с НДС). К слову, НДС в цене за год вырос с 2490 до 3576 грн/т.
Суммируя, получаем, что себестоимость тонны бензина увеличилась с января 2013-го по январь 2014-го с 12083 до 16620 грн/т. В привычном "литровом" эквиваленте за год цена взлетела с 9,12 до 12,5 грн/л.
И это еще далеко не все. С января 2015 г. Кабмин под шумок принятия госбюджета-2015 ввел дополнительный 5-процентный сбор с розничного оборота подакцизных товаров, который следует перечислять в местные бюджеты. С учетом особенностей начисления этого налога к себестоимости топлива необходимо прибавить еще около 1 грн/л. Это значит, что за счет девальвации, увеличения существующих и введения новых налогов себестоимость бензина в январе
2015 г. стала выше на 50%.
Можно посмотреть на эту проблему и с другой стороны. Если бы курс гривни остался на прошлогоднем уровне, то при сегодняшних ценах на нефть вряд ли бы бензин марки А-95 стоил дороже 8 грн/л. И наоборот, если бы нефть была
100 долл./барр., бензин "улетел" бы далеко за 25 грн/л.
Часто приходится слышать вопрос о том, при какой же цене украинцы откажутся от покупки бензина? А чего тут гадать, если по итогам 2014-го розничные продажи бензина на АЗС упали более чем на 20%, а в последние месяцы этот показатель стабильно превышал 25%. То есть случившегося подорожания уже хватило, чтобы каждый пятый водитель отказался от поездок на авто. Хотя, наверное, более правильно говорить о том, что беда коснулась всех, и абсолютное большинство водителей начало активнее экономить. Если же речь о том, когда откажутся от бензина вообще, то это в немалой степени зависит от Нацбанка, который, похоже, находится в какой-то параллельной реальности.
Банки "в шоколаде"
Выступление главы Национального банка Украины Валерии Гонтаревой в Верховной Раде 16 января напомнило разговоры тех, кто считает, что никакой войны в Украине нет. Г-жа Гонтарева заявила, что особо ничего не происходит, трудности с валютой временные, а размеры "черного" валютного рынка ограничиваются менялами у обменников. По мнению экспертов, после парламентского триумфа отставка Гонтаревой не угрожает…
Между тем о натуральном валютном кризисе в стране знает любой, кто в предновогодние дни попробовал купить что-то импортное. В бизнес-среде с этим живут уже давно, возможно, поэтому относятся к происходящему спокойнее - привыкли. А тем временем дошло до того, что даже незначительную сумму валюты на счету юрлица лучше продавать через казначея обслуживающего банка. Он любезно предложит перечислить требуемые Нацбанком предельные 15,75 грн за доллар на счет, а разницу с коммерческим курсом, разумеется, с учетом своего интереса, отдаст в конверте (портфеле, сумке, мешке - зависит от суммы). "Еще месяц, и казначеям банков в этой жизни уже не нужно будет работать", - говорит знакомый трейдер.
В это несложно поверить, если учесть, что суточный объем валютных операций составляет сегодня не менее 150 млн долл., которые реализуются по рыночному курсу. При этом Нацбанк показательно продает на межбанке 3–5 млн долл. в день по 15,75 грн за доллар и на этом основании утверждает о стабильности курса. Если сегодня разница между "черным" и официальным курсом достигла 6 грн, то речь идет о 800 (!) млн грн в день, которые по сути и являются объемом теневого валютного рынка. Становится понятно, зачем НБУ и банкам такие "параллельные" курсы, ведь все равно этот черный рынок крутится в банковской сфере.
Спрашивается, а причем здесь топливо? Этот сектор является одним из крупнейших покупателей валюты для импорта и в нынешней ситуации оказался сразу между нескольких огней. Ни один банк нынче не способен "закрыть" потребность даже среднего поставщика в валюте по официальному курсу, не говоря уже о том, что есть импортеры других товарных позиций. Поэтому вариантов два: останавливать работу или покупать валюту на "черном" рынке.
Но возникает вопрос: на какие затраты отнести эти 2, 3, а сегодня уже 6 грн курсовой разницы? Как правило, это оформляется несуществующими услугами банков, как то банковская комиссия, проценты на остатки и т.д. Однако суммы таких дутых услуг растут, что рано или поздно начнет вызывать вопросы если не у акционеров компаний, то у фискальной службы точно.
Задает вопросы и Антимонопольный комитет Украины, постоянно закладывая в свои расчеты объективных цен на АЗС курс Нацбанка и получая в итоге показатели на 2–3 грн ниже, чем в реальной жизни. С курсом 22 грн/долл. такая "погрешность" возрастет почти до 4 грн/л. Ждем новых сенсационных заявлений!
Но играть в эти игры могут далеко не все. Первыми видимыми жертвами стали российские компании "Роснефть" и "Лукойл", на которые наведен прожектор всех украинских госорганов. Поскольку купить валюту в полной мере они не могут, в последнее время они активно переключились на закупку топлива за гривни внутри страны.
На самом деле никто не против поступить аналогично, только нужного предложения на рынке нет. Спрос превышает предложение, цены получают новый стимул к росту, воспрянул духом рынок фальсификата. Ликвидировать дефицит берутся компании попроще, не отягощенные корпоративными заморочками и не брезгующие кэшем.
"Раньше нас загоняли под Курченко, теперь вообще неизвестно куда, но с такими же последствиям", - говорит один из импортеров.
Исправить ситуацию мог бы отказ от административного курсового регулирования, которое породило огромный "черный" рынок и коррупцию не только в государственных банках и госкомпаниях-экспортерах, но и в частных банках. Однако, судя по тому, какие заработки на кону, а также принимая во внимание противоречия в заявлениях и действиях Нацбанка, в ближайшее время ожидать перемен не приходится.
Делай же что-нибудь!
Несмотря на очевидность сговора НБУ и банков, "имеющих" бизнес и имеющих неплохие прибыли на "черном" рынке, дадим небольшой совет Петру Порошенко - куратору двух ключевых ведомств, Нацбанка и Антимонопольного комитета Украины, способных успокоить ситуацию с топливом и не только. Нацбанк должен выйти с инициативой определения перечня товаров критического импорта (лекарства, товары военного назначения, природный газ, нефтепродукты), для приобретения которых валюта будет продаваться по индикативному курсу. К этой работе необходимо подключить банки, которые добросовестно выкупают минимум 75% валютной выручки по 15,75.
В свою очередь, АМКУ, который находится в орбите президента, но так до сих пор и не получил нового председателя, должен жестко контролировать цены на АЗС, учитывая такой подход государства.
И хотя предложенная выше инициатива для НБУ и АМКУ может быть только временной мерой, но уже в таком случае можно ожидать, что цены на бензин А-95 и дизтопливо снизятся до 13,5 грн/л. Сегодня они составляют в среднем 17 грн/л.