«Нафтогаз» отвечает...

Поделиться
В процессе подготовки материала «Что заходит по трубе, а расходится по карманам?» (см. стр. 8) «Зерка...

В процессе подготовки материала «Что заходит по трубе, а расходится по карманам?» (см. стр. 8) «Зеркало недели» обратилось к председателю правления НАК «Нафтогаз України» Олегу Дубине с вопросами о деятельности облгазов. Ответы мы получили за подписью первого заместителя главы «Нафтогазу» Игоря Диденко.

1. Какова общая задолженность за поставленный природный газ со стороны гор- и облгазов? Интересуют данные с 2000 года и по настоящее время. Кто является наибольшим и наименьшим должником среди ОАО по газоснабжению и газификации? Какая задолженность на сегодняшний день за поставленный природный газ у ОАО «Закарпатгаз», «Во­лыньгаз», «Львовгаз», «Черновцы­газ», «Ивано-Франковскгаз», «Черниговгаз» и «Винницагаз»? Не считаете ли вы, что действия руководителей упомянутых ОАО целенаправленно ведут к банкротству гор- и облгазов?

Начиная с 1999 года наблюдается тенденция образования задолженности облгазов за поставленный газ. По данным ДК «Газ Украины», общая задолженность облгазов за использованный в течение 1999—2008 годов газ по состоянию на 1 января 2009 года составляет 6,7 млрд. грн.

Задолженность облгазов за потребленный в 2008 году населением и бюджетными организациями природный газ составляет
617 млн. грн. (Редакция позволит себе обратить внимание на отсутствие данных о сумме задолженности промышленных потребителей газа.)

Наибольшими должниками сре­ди них являются: ОАО «Львовгаз» — 70 млн. грн., ОАО «Ивано-Фран­ковск­газ» — 42 млн., ОАО «Лу­ганскгаз» — 80 млн., ОАО «Закарпатгаз» — 32 млн., ОАО «Черниговгаз» — 37 млн., ОАО «Волыньгаз» — 21 млн., ОАО «Ривнегаз» — 29 млн. грн., ОАО «Харьковгоргаз» — 27 млн., ОАО «Харьковгаз» — 23 млн., ОАО «Днепропетровскгаз» — 33 млн., ОАО «Днепрогаз» — 25 млн., ОАО «Черкассыгаз» — 27 млн. грн.

Не имеют задолженности ОАО «Макеевкагаз», ОАО «Хмельницкгаз», ОАО «Севастопольгаз», ОАО «Кременчуггаз».

2. Насколько, по вашему мнению, эффективна претензионная работа руководителей ДК «Газ Ук­раины»? Какие основания были у руководителей этой компании принять решение о реструкту­ризации долгов и о подписании мировых соглашений с рядом гор- и облгазов на сумму 259 млн. грн. с отсрочкой оплаты до двух лет и полным расчетом через восемь лет?

В 2008 году в ДК «Газ Украины» поступили обращения ряда облгазов, в которых поднимался вопрос о проведении реструктуризации задолженности с целью обеспечения безусловного погашения имеющейся задолженности. Предло­жения облгазов основывались на положениях Закона Украины от 23.06.05 г. №2711-IV, а также Гражданского и Хозяйст­венного кодексов Украины.

Единственным источником дохода ОАО по газоснабжению и газификации является распределение и транспортировка природного газа всем категориям потребителей. Поэтому были приняты во внимание приводимые облгазами данные о задолженности перед ними населения и других категорий потребителей.

Кроме того, облгазы аргументировали свои предложения тем, что на протяжении последних пяти лет Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) устанавливала тарифы на транспортировку газа, которые не компенсировали в полном объеме затраты на поддержку газораспределительных сетей в надлежащем состоянии. Это осложняло выполнение ими основной деятельности, направленной на безаварийные и бесперебойные поставки природного газа потребителям.

С целью недопущения аварийных ситуаций на газопроводах, а также учитывая отсутствие у ОАО достаточных дополнительных источников средств, которые бы позволили погасить задолженность, ДК «Газ Украины», руководствуясь положениями действующего законодательства, заключила соглашения о реструктуризации задолженности с некоторыми облгазами.

Таким образом, эти соглашения были заключены компанией «Газ Украины» с учетом безусловного соблюдения требований действующего законодательства, это обеспечит сохранение и возвращение активов компании.

В течение 2008 года ДК «Газ Украины» подала иски к должникам на общую сумму 1,206 млрд. грн., из них 431 млн. грн. — штрафные санкции.

В данное время по решениям судов, вступившим в законную силу, ДК «Газ Украины» получила право на взыскание с должников компании дополнительно 1,014 млрд. грн. штрафных санкций за несвоевременные расчеты за природный газ.

Однако следует отметить, что почти все облгазы и большинство предприятий теплокоммунэнерго принимают участие в процедуре погашения задолженности путем при­менения механизмов, определенных Законом Украины №2711-IV «О мероприятиях, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса». В отношении таких предприятий, в соответствии с положением упомянутого закона, исполнительное производство подлежит обязательной остановке. Таким образом, располагая решениями судов о взыскании задолженности за поставленный природный газ (с учетом штрафных санкций), ДК «Газ Украины» не может добиться их выполнения даже в принудительном порядке.

Неоднократные предложения НАК «Нафтогаз України» о внесении в закон №2711-IV изменений, которые позволили проводить работу по взысканию задолженности хотя бы в части стоимости использованного природного газа, не находят поддержки. Это обусловлено, по нашему мнению, существованием заинтересованности определенных лиц в защите интересов газопотребителей-неплательщиков.

Общая сумма задолженности облгазов, которая была реструктуризирована в разные годы, составляет 1267,3 млн. грн. По состоянию на 1 января текущего года остаток этой суммы составлял 964,3 млн. грн. Решение о реструктуризации долгов принималось с одной целью — реально погасить задолженность прошлых лет. При этом реструктуризировались только те долги, которые накопились за несколько лет. В последнее время основанием для подобных действий является Закон Украины №2711, согласно которому разрешается проводить реструктуризацию задолженности прошлых лет сроком до десяти лет с отсрочкой оплаты до двух лет.

В течение 2008 года было реструктуризировано 75,3 млн. грн. задолженности ОАО «Запорожгаз» и ОАО «Сумыгаз», в уставном фон­де которых доля НАК «Нафтогаз України» составляет более 51%.

Общий уровень расчетов по реструктуризированным долгам на начало года составлял 94%.

3. Может ли влиять ДК «Газ Ук­раины» на руководство гор- и облгазов в плане получения долгов?

На сегодняшний день у НАК «Нафтогаз України» нет рычагов административного влияния на предприятия по газоснабжению и газификации, поскольку последние являются самостоятельными субъектами хозяйствования — открытыми акционерными обществами и отношения между ними строятся на договорных принципах.

Наличие и постоянная пролонгация действия Закона Украины от 23.06.05 г. №2711-IV «О мероприятиях, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса» по сути вводит мораторий на банкротство предприятий топливно-энергетического комплекса. В свою очередь, это блокирует действия ДК «Газ Украины» и не дает возможности должным образом влиять на облгазы в плане погашения задолженности.

Единственный орган, который в данной ситуации имеет рычаги влияния на деятельность облгазов, — это НКРЭ, которая может оштрафовать конкретный облгаз либо лишить его лицензии на право проведения того или иного вида деятельности.

4. Почему НАК «Нафтогаз України» и ДК «Газ Украины» не передают своевременно документы (акты приема-передачи, реестры транспортировки природного газа, договора поставки) газоснабжающим предприятиям?

В соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 27 декабря 2001 года №1729 «Об обеспечении потребителей при­род­ным газом» (с последующими изменениями и дополнениями) НАК «Нафтогаз України» является уполномоченной организацией для потавок газа населению, бюджетным и теплоснабжающим организациям. При этом население обеспечивается природным газом из ресурсов собственной добычи, а бюджетные и теплоснабжающие организации — за счет импортированного газа.

Реализацию природного газа населению и бюджетным организациям осуществляет ДК «Газ Украины» через сеть облгазов, а теплоснабжающим организациям — непосредственно ДК «Газ Украины» и ее филиалы.

Реализация газа из ресурсов НАК «Нафтогаз України» промышленным потребителям осуществляется через ДК «Газ Украины», ее филиалы, облгазы и ООО «Газпром сбыт Украина».

При этом договоры на поставки газа заключаются в соответствии с действующей законодательной и нормативной базой с учетом того, что отпуск газа потребителям осуществляется исключительно при условии его 100-процентной оплаты.

В соответствии с договорами на поставки газа, заключенными между НАК «Нафтогаз України» и ДК «Газ Украины», между ДК «Газ Украины» и облгазами, а также договорами на транспортировку газа, заключенными между НАК «Нафтогаз України» и облгазами, с целью усиления дисциплины газоснабжения и расчетов за поставленный газ предусмотрено, что каждый облгаз в срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем поставки, обязан передать НАК «Нафтогаз України» заверенный поставщиком реестр реализации газа. Это условие является обязательным для проведения расчетов за выполненную облгазами газотранспортную работу.

Вместе с тем необходимо учесть, что часть облгазов нарушают порядок транспортировки газа и отпускают его потребителям сверх установленных лимитов. В этих случаях поставщик газа в лице ДК «Газ Украины» не подписывает реестры реализации, требуя от облгазов выполнения договорных условий — сначала облгаз должен заплатить за отпущенный сверх лимита газ, а уже затем будет проведена оплата за всю выполненную в течение расчетного месяца газотранспортную работу. Эта норма прописана в договорах на транспортировку между НАК «Нафтогаз України» и облгазами.

Если обратиться к конкретным примерам, то в 2006 году облгазами документально не оформлено и не оплачено 450,7 млн. кубометров газа, поставленного сверх лимитов, в 2007-м — 290,3 млн., в 2008-м — 73,5 млн. кубометров.

Для иллюстрации в таблице выборочно приведены данные по отдельным облгазам.

Таким образом, облгазы, чувствуя безнаказанность и попустительство со стороны местных органов власти, которые должны контролировать проведение оплаты потребленного газа, отпускают газ сверх выделенных лимитов, собирают с потребителей деньги, но при этом расчетов с ДК «Газ Украины» в полном объеме не производят. Вполне логично, что в этой ситуации НАК «Нафтогаз України» имеет полное право отсрочить платежи за выполненную газотранспортную работу до полного погашения облгазами задолженности за поставленный сверх лимитов газ. Как ни странно, но облгазы используют этот момент как предлог к предъявлению претензий к НАК «Нафтогаз України».

5. Известно ли вам, что подоб­ная практика позволяет создавать возможности предъявления встречных исков со стороны ОАО по газоснабжению и газификации?

Остановимся на практике встречных исков. Действительно, имеют место факты обращения облгазов с исками, которые связаны с несвоевременной передачей компанией «Газ Украины» документов. Однако несвоевременная передача, если такая имеет место, вызвана исключительно объективными факторами. В 2008 году имел место только один такой иск, решение по которому судом первой инстанции при­нято в интересах ДК «Газ Украины».

6. Имеет ли НАК «Нафтогаз України» возможность влиять на своевременность расчетов со стороны ОАО?

Согласно действующему законодательству, в частности Гражданскому и Хозяйственному кодексам Украины и Закону Украины «Об акционерных обществах», облгазы являются самостоятельными юридическими лицами со своими органами управления, определенными действующим законодательством Украины: общее собрание, правление ОАО, наблюдательный совет.

В соответствии с Законом Украины «Об акционерных обществах» собрание акционеров правомерно, если для участия в нем зарегистрировались акционеры, которые владеют более чем 60% акций. Облгазов, в которых доля НАК «Нафтогаз України» превышала бы 60%, нет. А вот горгазы, в которых доля НАК в уставном фонде составляет 0%, есть. К сожалению, таковой была политика приватизации в 90-е годы прошлого века.

В соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 25 мая 1998 года №747 «Об образовании Национальной акционерной компании «Нафтогаз України» пакеты акций 54 открытых акционерных обществ по газоснабжению и газификации, которые остались в государственной собственности, Фондом государственного имущества Украины переданы в уставный фонд компании.

Управление этими пакетами акций осуществляется путем участия представителей компании в общих собраниях акционеров акционерных обществ, а также в органах управления: наблюдательных советах и ревизионных комиссиях.

В течение 2008 года НАК неоднократно направляла облгазам требования о созыве внеочередных общих собраний акционеров с включением в повестку дня вопроса об отзыве и избрании председателей и членов наблюдательных советов обществ. Однако в большинстве обл­газов в 2008 году общие собрания акционеров по итогам 2007 года не состоялись в связи с неявкой других акционеров ОАО, а также непредоставлением регистратором ОАО «Финансовая компания «Укрнафтогаз» реестра владельцев именных ценных бумаг.

Это не позволило «Нафтогазу» обеспечить контроль за деятельностью облгазов с точки зрения корпоративного управления.

Следует отметить, что необходимость урегулирования деятельности акционерных обществ и установления прозрачных и эффективных механизмов их работы уже длительное время является чрезвычайно актуальной проблемой, поскольку положения действующего законодательства, регулирующие вопросы деятельности акционерных обществ, несовершенны и не обеспечивают защиту прав миноритарных акционеров. К тому же они в основном не отвечают международным стандартам корпоративного управления.

Поэтому, по нашему мнению, является неотложной необходимостью в срочном порядке внести изменения в Закон Украины «Об акционерных обществах» в части снижения кворума для проведения повторных общих собраний акционеров общества до 50% голосов.

Упомянутые изменения в действующее законодательство позволят защитить интересы государства, обеспечат принятие общими собраниями акционеров ОАО, в которых компания владеет контрольными пакетами акций, решений, отвечающих интересам компании по ключевым вопросам деятельности акционерных обществ.

7. Чем вызвана особенность ограничения поставок газа до 400 тыс. кубометров для ОАО? Чем обусловлена необходимость снятия этих ограничений? Почему эти ограничения были сняты для ОАО, которые контролируются РУЭ (кроме «Закарпатгаз», «Во­лыньгаз», «Львовгаз», «Чернов­цыгаз», «Ивано-Франковскгаз», «Черниговгаз» и «Винницагаз»)? Возможно, в связи с эффективной работой этих ОАО по расчетам? Кто из руководителей НАК «Нафтогаз України» дает разрешение или указание на снятие ограничений с ОАО? Кто в ДК «Газ Украины» дает подобные указания? Если это делается устно, то какими мотивами руководствуются указанные должностные лица?

Реализатором газа для промышленных потребителей определена ДК «Газ Украины», которая имеет в своем распоряжении соответствующий штат квалифицированных сотрудников, располагает необходимой информационно-технической базой и сетью филиалов, что позволяет успешно проводить процесс реализации газа средним и крупным потребителям во всех регионах.

На облгазы традиционно возложены функции поставок газа широкой сети более мелких потребителей (предприятия комбыта, учебные заведения, медицинские учреждения и т.п., находящиеся в зоне обслуживания), которые потребляют до 400 тыс. кубометров газа в месяц.

8. Почему ДК «Газ Украины» не использует свое право реализации всех объемов природного газа по регулируемому тарифу, а дает возможность зарабатывать трейдерам, реализующим газ, который они получают от ОАО? На каких основаниях многие филиалы ДК «Газ Украины» отказывают в заключении договоров с промышленными потребителями? Не считаете ли вы, что подобные дейст­вия граничат с коррупцией?

В соответствии с поручением премьер-министра Украины Ю.Ти­мошенко от 5 февраля 2008 года, решениями НАК «Нафтогаз України», озвученными на селекторных совещаниях и в письменных предписаниях, реализация природного газа потребителям из ресурсов «Нафтогазу» через газотрейдеров была запрещена. Ввиду этого в течение 2008—2009 годов НАК «Нафтогаз України» и ДК «Газ Украины» ни единого кубометра газа независимым трейдерам не продали. Это же компания в категорической форме запретила делать облгазам и филиалам ДК «Газ Украины».

НАК «Нафтогаз України» не имеет с газотрейдерами никаких договорных отношений за исключением договоров между ними и ДК «Укртрансгаз» на доступ к газотранспортной системе, что является требованием Европейской энергетической хартии, участником которой является Украина. При этом контроль за деятельностью газотрейдеров в соответствии с выданными лицензиями осуществляет НКРЭ.

Следует отметить, что во исполнение российско-украинских договоренностей, в 2008 году импортированный природный газ в объеме 3,235 млрд. кубометров промышленным потребителям поставило ООО «Газпром сбыт Украина».

Кроме того, 7,85 млрд. кубометров из своих ресурсов, ранее закачанных в ПХГ, реализовало ЗАО «УкрГаз-Энерго». Еще 3,0 млрд. кубометров поставили непосредственно газотрейдеры, которые располагали ресурсами газа либо собственной добычи, либо закупленного в 2007 году у ЗАО «УкрГаз-Энерго». НАК «Нафтогаз України» и ДК «Газ Украины» к реализации указанных объемов газа не имели никакого отношения.

В 2008 году через ДК «Газ Украины» и облгазы промышленным потребителям было реализовано 15,87 млрд. кубометров газа.

9. Как, с вашей точки зрения, должна быть изменена система доставки природного газа конечному потребителю и сбора платежей за потребленный газ?

По поручению правительства Украины НАК «Нафтогаз України» дала свои предложения по усилению государственных позиций в механизме эффективного использования распределительных сетей. В случае позитивного решения и внесения соответствующих изменений в законодательство и нормативные акты Кабинета министров повысится степень управляемости облгазами, улучшатся расчеты за поставленный газ, повысятся технологические возможности обеспечения безаварийного функционирования газораспределительных сетей.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме