В статье «Грядущее повышение цен на газ с 1 июля — это пока разминка» («ЗН» №21 от 3 июня 2006 года) речь шла о некоторых нюансах грядущего повышения цен на энергоносители, в частности на природный газ. Вполне согласен с выводами автора, но есть аспекты, о которых также считаю уместным и нужным упомянуть. Работая более пяти лет в области модернизации систем отопления индивидуальных домов, владею этим вопросом досконально. Поэтому хочу дополнить предыдущую публикацию.
Совершенно правильно было отмечено, каким образом наверху формируют цену. И что в цену газа включается все, и, в частности, изыски, прихоти и шалости, и все это прекрасно знают. Ужасно то, что люди, которые оплачивают газ и услуги по его доставке, не могут влиять и контролировать процесс формирования цены. Я сам слышу все, что люди говорят по этому поводу. Передать я этого не могу, но полностью с ними солидарен.
А теперь ближе к теме. Каждый товар имеет как продавца, так и покупателя — это аксиома. И газ, как товар, имеет важную особенность: он, как хлеб, нужен всем. Но что касается газа, то в отношениях между покупателем и продавцом возникает очень важная особенность — продавец не только продает газ, но и обслуживает устройства, в которых газ преобразуется в тепло, то есть котлы, которые, в свою очередь, принадлежат покупателю. Таким образом, продавец газа не только продает газ, но и влияет на процесс его потребления. А функция покупателя сводится только к оплате, и платит он не только за газ, но и за обслуживание газового оборудования, а получателем денег выступает одно и то же лицо — продавец газа.
Исходя из закона торговли, продавцу выгодно продать больше своего товара. То есть для продавца газа у нас созданы все условия: чтобы продавать больше газа — он не только поставляет газ, но и контролирует процесс его потребления. Я утверждаю, что сознательно или неосознанно государство создало систему, позволяющую на газе обирать свой народ.
И подтверждением этому является то, что котлы, которые отапливают индивидуальные дома, и газовое оборудование, которым оборудованы эти котлы, находятся в ужасном состоянии и это приводит к неоправданно высокому расходу газа при отоплении помещений.
Для ясности немного подробнее о газовом оборудовании. Это практически два компонента: терморегулятор и клапан-отсекатель. Терморегулятор должен обеспечивать оптимальное использование газа и постоянную комфортную температуру в доме. Клапан-отсекатель должен обеспечивать безопасность использования газа в котле. Так вот, эти два компонента газового оборудования практически у всех потребителей неисправны, что недопустимо, а эксплуатация котлов в таком состоянии должна быть запрещена.
Но работники газовой службы не обладают необходимой квалификацией и не могут изменить сложившуюся ситуацию, поэтому все остается как есть. А ведь люди живут, что называется, на пороховых бочках. И если случается какое-нибудь несчастье, то это зачастую по причине неисправности газового оборудования. А работа сотрудников газовой службы сводится только к проверке показаний газовых счетчиков и контролю оплаты за потребленный газ. Исходя из распространенности подобного подхода, смею предположить, что отсутствие квалифицированных специалистов на местах — это часть политики продавца газа, направленной на реализацию как можно большего количества газа.
Так вот, наша компания, занимаясь модернизацией систем отопления и исправляя сложившееся положение, добивается уменьшения расхода газа при использовании старых котлов до двух и более раз. Это доказывает, что люди платят за газ намного больше, чем они должны платить. Считаю это платой за непрофессионализм работников газовой службы, а по большому счету, это грабеж малоимущих людей порочной системой, созданной государством. Нет сомнения, что тот, кто продает газ, прекрасно знает о таком положении дел, но не предпринимает никаких мер для его изменения, хотя на словах все озабочены проблемой большого расхода газа.
Более того, тема большого расхода газа выгодна чиновникам, ведь под этим «знаменем» можно протолкнуть государственную программу реализации новых газовых котлов — мол, уменьшить расход газа можно, поменяв старые котлы на новые. Что, собственно, в последнее время и наблюдается. Но это очередной миф чиновников, рассчитанный на неподготовленного потребителя. Попытаюсь развеять его.
Во-первых, новые газовые котлы не намного лучше старых и их коэффициент полезного действия превышает аналогичный показатель старых котлов не более чем на 10%. А в абсолютных цифрах это звучит так: если старый котел, к примеру, КСТГ-16 расходует в среднем 700 кубометров газа в месяц, то аналогичный по теплопродуктивности новый котел АОГВ-16 будет потреблять 620 кубометров газа. Разница в оплате за газ в месяц составит 17,6 грн. при цене 22 коп. за кубометр. При стоимости нового котла в 1500 грн. срок окупаемости замены котла составит не менее 14 лет. Все это несложно рассчитать, исходя только из паспортных данных на это газовое оборудование.
Во-вторых, новые газовые котлы будут обслуживать все те же работники газовых служб.
Уже только этих аргументов достаточно, чтобы понять: затея по замене котлов с целью уменьшить расход газа — это просто обман людей. И этому есть свое подтверждение: эта идея не находит широкой поддержки среди потребителей. А те, кто уже поменял котлы, не в восторге от этого именно по тем двум причинам, на которых я остановился выше.
Беру на себя смелость утверждать, что уменьшить расход газа в бытовом секторе возможно, но только в том случае, если служба по обслуживанию газового оборудования, работающего для потребностей населения, будет самостоятельной и профессиональной. Более того, критерием оценки работы этой службы должна быть минимальная разница между реально потребленным количеством газа и расчетной величиной потребления газа в данной местности.