В парламентском комитете по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности 9 февраля состоялись слушания "Стабилизация ситуации в угольной отрасли и перспективы развития до 2020 года".
Обсуждалась ситуация, сложившаяся с 35 угольными шахтами, которые остались в собственности государства. Выводы обсуждения действительно удручают (см. ZN.UA №5 от 12 февраля 2016 г.): Министерство энергетики и угольной промышленности в очередной раз подтвердило, что не в состоянии профессионально проанализировать сложившуюся ситуацию и подать конкретные предложения по ее исправлению. Как участник комитетских слушаний, хочу предложить свое видение обсуждаемых проблем. И относительно Львовско-Волынского угольного бассейна утверждаю: не все так печально - есть перспективы, но за них нужно бороться.
Анализ состояния Львовско-Волынского угольного бассейна
Топливно-энергетический комплекс Западного региона Украины, создававшийся в 50–60 годах прошлого века, базировался на комплексном развитии двух взаимосвязанных отраслей - угледобывающей и тепловой энергетики. Для его успешной работы наиболее важна четкая координация планов дальнейшего развития этих отраслей единого цикла производства энергии.
По ряду политических причин, из-за недостаточного внимания к развитию угольного бассейна и мизерного финансирования на шахтах используют устаревшее технологическое оборудование, что приводит к высокой себестоимости добычи угля и ограничивает возможности по ее наращиванию. На сегодняшний день добыча угля в бассейне существенно отстает от нужд энергетики региона.
Сокрушительный удар по угледобывающей отрасли региона был нанесен в результате приватизации Бурштынской и Добротворской ТЭС компанией ДТЭК, что нарушило наработанные десятилетиями условия обеспечения ее стабильной и коммерчески привлекательной работы. Это привело к тому, что ежегодно из Донецкого угольного бассейна на эти ТЭС региона завозится 4–5 млн т угля, вследствие чего потери на транспортные перевозки угля достигают 600–700 млн грн в год.
Дальше - больше. Странным образом (что все же должно привлечь внимание Антикоррупционного бюро) из структуры ГП "Львовуголь" выведена Червоноградская центральная обогатительная фабрика, что нарушило единый технологический цикл добычи и поставок угля потребителям и привело к повышению цены угля. Сейчас фабрика находится в критическом состоянии и стала тормозом для развития угольного бассейна.
С выработкой промышленных запасов угля шахты постепенно закрывались. На сегодняшний день из 23 ранее построенных их осталось девять: шесть принадлежат ГП "Львовуголь", две - ГП "Волыньуголь" и еще независимая шахта "Надежда". Недавно здесь добывали 15,5 млн т угля в год, в прошлом году - всего до 2 млн т.
Технологическое оборудование предприятий ТЭК региона морально и физически устарело, по своим технико-экономическим показателям на 40–50 лет отстает от современного зарубежного уровня, нуждается не только в глубокой модернизации, но и в полной замене современным высокотехнологичным оборудованием.
Из-за невыполнения условий Коалиционного соглашения о выделении ежегодно 500 млн грн для проведения реконструкции технологического оборудования шахт сорвана реализация разработанного ГП "Львовуголь" плана обеспечения безубыточной работы предприятия начиная с 2017 г.
Вследствие недостаточного внимания к развитию Львовско-Волынского угольного бассейна накопился ряд проблем, которые приводят к постоянным социальным взрывам, усиливающимся со временем.
Анализ состояния Львовско-Волынского угольного бассейна свидетельствует о том, что из-за отсутствия на протяжении многих лет целенаправленной комплексной политики его развития требуются скоординированные меры чрезвычайного характера.
Предложения для дальнейшего развития Львовско-Волынского региона
Кратко их можно изложить следующим образом. Нужно учесть, что ресурсная база позволяет создать мощный топливно-энергетический комплекс, который способен не только обеспечить регион энергетическими ресурсами, но и способствовать развитию экономики всей страны:
- балансовые запасы угля действующих шахт Львовско-Волынского бассейна составляют около 170 млн т;
- перспективным является Юго-Западный район, в пределах которого обнаружены Любельская угленосная площадь с балансовыми запасами 700 млн т (в том числе до 200 млн т коксующегося угля) и Тягловское месторождение (балансовые запасы - 400 млн т угля марки "Ж");
- в пределах Червоноградского геолого-промышленного района разведаны два участка для строительства шахт (Червоноградские №3 и 4), запасы на них составляют 169,2 млн т (уже разработано ТЭО для строительства шахты №3);
- есть возможность добывать шахтный метан в объеме до 500 млрд кубометров.
Дальнейшее развитие угольной промышленности Западного региона возможно лишь в случае возврата к ранее разработанной схеме сотрудничества угольной и энергетической отраслей. Для этого предлагается рассмотреть перспективы создания мощного топливно-энергетического комплекса, подчиненного непосредственно львовской громаде в составе шахт Львовско-Волынского угольного бассейна и Добротворской ТЭС. Это позволит увеличить добычу угля, добиться постоянного обеспечения топливом ТЭС, увеличить генерацию электроэнергии для удовлетворения потребностей области и экспорта, коренным образом модернизировать технологическое оборудование шахт и электростанций, обеспечить строительство новых объектов.
Для предотвращения мощного социального взрыва следует сохранить дальнейшую работу всех действующих шахт ГП "Львовуголь" и обеспечить их безубыточную работу, для чего определиться с финансированием работ для технического перевооружения и реконструкции этих шахт.
Решить проблему стопроцентной отгрузки угля с шахт ГП "Львовуголь" на Добротворскую и Бурштынскую ТЭС.
Принять срочные меры для возрождения Центральной обогатительной фабрики в Червонограде.
Инвестиционный проект строительства шахты "Любельская №1–2" требует государственной поддержки в виде выделения государственных гарантий для обеспечения выполнения долговых обязательств по привлеченному на реализацию проекта финансированию, как это предусмотрено законами Украины "Об инвестиционной деятельности" и "Государственный бюджет Украины на 2015 год".
Реализация этого проекта позволит:
- добыть до 8 млн т рядового угля и получить до 6–6,5 млн т коксующегося концентрата;
- создать 3 тыс. рабочих мест и до 7 тыс. сопутствующих рабочих мест. Работающая шахта обеспечит поступление в государственный бюджет и бюджеты Львовской области и Жолковского района более 140 млн долл. в год в виде налога на прибыль и дополнительно свыше 30 млн долл. в виде платы за пользование недрами и поступлений в социальные фонды;
- решить проблему трудоустройства квалифицированных работников шахт ГП "Львовуголь", которые будут выбывать из эксплуатации из-за выработки запасов угля;
- способствовать решению социальных проблем шахтерского региона.
Учитывая значительные разведанные залежи угля, рассмотреть перспективы строительства новых шахт, а именно: Червоноградских №3 и 4, Тягловской №1, что позволит значительно увеличить добычу твердого топлива, в том числе и дефицитного коксующегося.
Определить перспективы модернизации шахты "Заречная" с целью организации добычи имеющегося коксующегося угля на нижних горизонтах, где есть соответствующие залежи в объеме до 25 млн т общей стоимостью до 2 млрд долл.
Рассмотреть перспективы объединения шахт ГП "Львовуголь" и ГП "Волыньуголь" в единое подчинение, как это было раньше.
Завершить наконец строительство шахты "Ново-Волынская" №10, балансовые запасы угля которой составляют 54 млн т и проектная мощность - 0,9 млн т в год.
Для предотвращения обогащения угля и оптимального использования его горючей массы рассмотреть перспективы внедрения новых энергоблоков с котлами циркулирующего кипящего пласта на Добротворской ТЭС для сжигания рядового угля.
Обратиться в Кабинет министров Украины с предложением создать СП с иностранными фирмами для строительства завода по производству на современном мировом уровне паровых котлов с циркулирующим кипящим слоем с учетом особенностей угольной базы Украины, которая характеризуется низким качеством угля (особенно Западный регион), и необходимостью соблюдать международные нормы выбросов вредных веществ в атмосферу.
Выполнение этих предложений позволит восстановить тот мощный топливно-энергетический комплекс Западного региона Украины, который был создан в предыдущие годы. События последнего времени подтверждают его необходимость. Время покажет, хватит ли государственным управленцам политической воли, мудрости и профессионализма это сделать.