Когда в квартире тепло и есть горячая вода, люди понимают, за что платят

Поделиться
О проблемах отечественного жилищно-коммунального хозяйства, на которое приходится треть потребл...

О проблемах отечественного жилищно-коммунального хозяйства, на которое приходится треть потребления газа и электроэнергии в стране, — изношенном оборудовании, хронических неплатежах, огромных долгах за энергоносители — написано немало. Сегодня хочется сказать о путях их решения. Одним из них стало создание в августе минувшего года, по инициативе НАК «Нафтогаз України», первой вертикально интегрированной компании, дочернего предприятия «Газ-Тепло», которая должна поставлять услуги населению от начала до конца. То есть от момента подачи газа на горелки котлов до подачи тепла в батареи в квартирах. В преддверии нового отопительного сезона можно подвести некоторые итоги ее работы, теплогенерирующих предприятий и населения страны в целом.

При создании «Газ-Тепло», было предложено провести эксперимент в нескольких областях, имевших на тот момент наихудшие показатели по качеству теплоснабжения и по расчетам. Это касалось как уровня расчетов теплогенерирующих предприятий за газ, так и расчетов населения за тепловую энергию. К тому же, жители городов, в которых мы начали работать, в предыдущие годы не имели горячей воды либо имели ее по графику. Жители Херсона, например, не видели летом горячую воду уже лет двадцать. Кроме него, «Газ-Тепло» взял в работу почти все теплогенерации Харькова и области, Луганской области, ряд предприятий Донецкой области, Житомира, а также предприятия Крыма, Закарпатской, Киевской и Львовской областей — всего 53.

ДП «Газ-Тепло» ввело два основных принципа работы с теплопредприятиями.

Первый — это дифференцированный подход к расчетам за тепловую энергию и за газ. То есть деньги, которые поступают на счета предприятия от потребителей тепловой энергии, приходят на консолидированный счет, а затем делятся по заранее согласованному алгоритму. Этот алгоритм рассчитан по тем данным, которые предоставили тепловики о своих затратах, относимых на себестоимость производства тепловой энергии. Алгоритм зависит от норм потребления газа, величины постоянных затрат на производство тепловой энергии и многих других факторов. Так же нами была разработана система банковских овердрафтов для теплогенерирующих предприятий в случае аварийных ситуаций.

Что получается в результате? Ранее для получения газа на некий период времени требовался стопроцентный расчет за предыдущий период. В результате предприятие, у которого имелись долги, оказывалось без газа и вынуждено было приостанавливать подачу тепла. При этом теплопроизводитель никак не мог влиять на механизмы образования долгов (об этом ниже). Теперь мы пошли немножко по другому пути. Мы предложили тепловикам дифференцированный подход, который заключается в том, что какой процент от необходимых затрат на выработку тепла получили они, такой же процент за потреблённый газ забираем мы. В итоге теплопроизводитель всегда оказывается с газом. И может не приостанавливать свою работу, рассчитываясь с долгами по мере поступления средств от населения.

Второй основной принцип работы нашей работы — собственником непосредственно товара под названием «тепловая энергия» является предприятие «Газ-Тепло». Это означает, что все средства, которые поступают от потребителя, приходят на наш распределительный счет полностью подконтрольными, и не могут уйти ни на какие другие цели, кроме предусмотренных алгоритмом. Ни о каком разбазаривании средств, нецелевом использовании, придерживании речь идти не может. И годичный опыт нашей работы показал очень высокую эффективность этого механизма.

Прежде всего, это выразилось в том, что на сегодняшний момент основная часть населения рассчитывается за тепло на 80% и более. Нужно отметить, что население составляет сегодня 85% нашего потребления (10% — хозрасчетные организации и 5% — бюджетные организации). То есть 100%-ный расчет за потребленные ресурсы реален.

Кроме того, на уровень расчетов влияет качество предоставляемой услуги. То есть, когда батареи в квартирах были еле теплые при двадцати градусах мороза на улице, у населения не было стимула платить за тепло. В последний отопительный сезон температура батарей в городах, работающих с ДП «Газ-Тепло», соответствовала нормам. В результате люди начинают платить деньги, а главное, понимают, за что они платят. Кроме того, они понимают, что заплатив они будут с теплом и следующей зимой. Не говоря уж о том, что горячие батареи и наличие горячей воды, так уж сложилось, являются одними из главных факторов социальной стабильности.

Достаточная подача тепла в дома позволяет существенно снизить так называемые коммерческие потери газа. Что имеется в виду? Когда люди не видели качественной услуги теплоснабжения, они вынуждены были отапливать дома газом из плит. Чаще всего ограничивались кастрюлей с водой, которая целый день кипит на плите и обогревает кухню, или просто горящими конфорками. Но иногда делали буржуйки, а в Луганске мы столкнулись с многоэтажным домом, где была установлена дублирующая система отопления! То есть в подвале стояла печь, и в квартиры по трубам подавалась горячая вода. Только по нашим областям за последний отопительный сезон коммерческие потери снизились в 4 раза. Учитывая стоимость сегодняшнего газа, это около 50 млн. грн. экономии.

Очень важной остается проблема тарифов на отопление, которые на сегодня не до конца соответствуют себестоимости тепловой энергии. Уже после начала работы «Газ-Тепло», наши предприятия начали выходить на обладминистрации с просьбой привести тарифы на тепловую энергию в соответствие со себестоимостью ее производства. Ведь при заниженном уровне тарифов у теплогенерирующих предприятий нет возможности своевременно рассчитываться за газ, электроэнергию, платить людям зарплату. В некоторых регионах тарифы были доведены до 100% себестоимости — это Харьковская область, Херсон, Золочев (Львовская обл.). Ведь те долги, которые скопились у теплогенерирующих предприятий перед газовиками и энергетиками, возникли в основном из-за несоответствия тарифов фактической себестоимости. Предприятия, которые пришли к нам, в предыдущие годы не рассчитывались выше 50—60% за потребленный газ. На сегодняшний день уровень расчета составляет в среднем по компании 90%, а объем долгов теплогенерирующих и теплопоставляющих предприятий, которые работают с нами, сократился на 50%. При этом у них остается финансовая возможность производить ремонты, выплачивать зарплату, рассчитываться за электроэнергию и воду.

Итак, одним из главных итогов года работы ДП «Газ-Тепло» стала бесперебойная поставка газа на предприятия теплоэнергетики в том количестве, которое необходимо для их нормальной работы. Нерегулярные поставки газа, которые имели место ранее, приводили к сбоям в оборудовании, а также к скачкам температуры в сетях отопления. Все это вело к преждевременному износу оборудования и зимним авариям. Мы прошли зиму без единой аварии на наших предприятиях.

На сегодняшний день, благодаря решению правления НАК «Нафтогаз України», был создан инвестиционный фонд, средства из которого мы должны выдавать предприятиям для реконструкции мощностей теплогенерации и теплосетей, для приведения в соответствие с нормами узлов учета с целью избежать бесконтрольного расхода газа. Сегодня этот фонд составляет около 3 млн. гривен. Третью часть этих денег мы уже на сегодня выделили, две трети будут выделены в сентябре-октябре.

Сейчас взято в аренду теплогенерирующее предприятие Армянска (АР Крым), начинается его реконструкция. Причем речь идет о полной аренде — от поставок газа до домовых сетей. В новом отопительном сезоне жителям этого города тепло будет поставлять полностью ДП «Газ-Тепло».

Области, с которыми мы работаем, с успехом войдут в новый отопительный сезон. Мы предлагаем свою схему работы и другим регионам. ДП «Газ-Тепло» с Госжилкоммунхозом Украины совместно разработали договора на новый отопительный сезон 2004—2005 годов. Решением правления НАК «Нефтегаз Украины» была принята рекомендация расширения нашего опыта работы.

Окончательная цель ДП «Газ-Тепло»: привести в норму теплогенерирующий комплекс Украины, сделать его более продуктивным при меньших потерях и самое главное — предоставить населению ту услугу, которую они ожидают от тепловиков.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме