Как выживает угольная промышленность без инвестирования инноваций

Поделиться
Как выживает угольная промышленность  без инвестирования инноваций
Кризис охватил все сферы и отрасли в Украине. В угольной промышленности наблюдается тенденция к сокращению объемов инвестиций для инновационного развития. Государство не вкладывает в развитие и тем самым теряет стратегическую отрасль. У угледобывающих предприятий, прежде всего государственных, не хватает средств для финансирования инноваций из-за значительных убытков вследствие профицита угля. Что делать? Наверное, есть смысл применить публично-частное партнерство инновационного развития угольной отрасли.

Кризис охватил все сферы и отрасли в Украине. В угольной промышленности наблюдается тенденция к сокращению объемов инвестиций для инновационного развития. Государство не вкладывает в развитие и тем самым теряет стратегическую отрасль. У угледобывающих предприятий, прежде всего государственных, не хватает средств для финансирования инноваций из-за значительных убытков вследствие профицита угля. Что делать? Наверное, есть смысл применить публично-частное партнерство инновационного развития угольной отрасли.

Инвестирование инноваций угольной промышленности: обострение проблемы

Устойчивого социально-экономического роста, как свидетельствует опыт развитых стран, можно достичь лишь на инновационной основе при активном использовании современных научных разработок. Согласно Стратегии устойчивого развития "Украина-2020" наша страна должна стать государством с сильной экономикой и передовыми инновациями.

Вместе с тем, по данным Государственной службы статистики, удельный вес выполненных научных и научно-исследовательских работ в ВВП равнялся в 2015 г. 0,68%. Доля инновационно активных промышленных предприятий в стране сократилась и составила в 2015-м 15,8% от общего количества предприятий. Удельный вес предприятий, внедривших инновации, - 11,8%. Доля реализованной инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции снизилась до 2,3%.

Как показывает анализ, недостаточно эффективно осуществляется инновационная деятельность на предприятиях добывающей промышленности. Так, доля инновационно активных предприятий в добывающей промышленности составляет 7,7% от общего количества промышленных предприятий; удельный вес предприятий, внедрявших инновации, - 0,03%; доля объема реализованной инновационной продукции - 0,04%от общего объема реализованной инновационной продукции. Всего три предприятия в добывающей промышленности (1,9%) внедряли маркетинговые инновации, два предприятия (1,6%) - организационные инновации. В добывающей промышленности внедрено 18 новых технологических процессов, или 1% от их общего количества на промпредприятиях.

В связи с этим на нынешнем этапе развития национальной экономики актуально полноценное использование инновационного и научного потенциала в процессе технической и технологической модернизации отечественного угольного производства, а также развитие публично-частного партнерства как действенного механизма активизации инвестиционной деятельности угледобывающих предприятий.

Стратегия инновационного развития угольной отрасли формируется, как правило, при участии предприятий. По данным Минэнергоугольпрома, в 2015 г. в структуре источников финансирования предприятий добывающей промышленности доля собственных средств достигла 98,6%, на кредиты же приходилось 0,5%, на другие источники - 0,9%.

С каждым годом сокращается объем финансирования инновационного развития отечественной добывающей промышленности за счет средств государственного бюджета. В 2005 г. на него приходилось 3,3% от общего финансирования, в 2012 г. - 12,9, в 2013 г. - только 1,3%. Начиная с 2014-го государство прекратило инвестировать развитие добывающей промышленности.

За 2001–2015 гг. общий объем инвестиций в деятельность угледобывающих предприятий сократился на 19,1% в результате уменьшения собственных источников предприятий на 73,2%. До 2007 г. наблюдалась тенденция роста объема инвестирования угольной промышленности за счет средств госбюджета, которая с 2008 г. из-за финансово-экономического кризиса изменилась на противоположную.

По расчетам, коэффициент вариации объема инвестирования за счет собственных источников предприятий составляет 49,9%, что почти в 1,5 раза превышает значение коэффициентов вариации объема госинвестирования (34,6%).

Таким образом, увеличение и значительные колебания объема инвестирования за счет средств госбюджета и собственных источников предприятий свидетельствуют об обострении проблемы финансирования инновационного развития угольной отрасли.

Какие тенденции будут наблюдаться в угольной отрасли в дальнейшем

Если и далее сохранится такая ситуация, то, по расчетам специалистов отдела проблем перспективного развития топливно-энергетического комплекса Института экономики промышленности НАН Украины на основе использования авторегрессионной модели, прогнозные значения общего объема инвестирования инновационного развития угольной отрасли в 2016 г. составят 1369 млн грн, что на 24,1% меньше по сравнению с 2001 г. Это будет происходить за счет сокращения объемов средств госбюджета на 51,5% и собственных средств предприятий на 77,6% по сравнению с 2001-м. Объемы госфинансирования прогнозируются на 2016 г. в размере 982,9 млн грн, а собственных средств предприятий - 245,8 млн.

Судя по полученным результатам, ситуация в отрасли остается не очень оптимистичной. К тому же принято решение о сворачивании государственной угледобычи. В современных условиях хозяйствования целесообразно разработать качественно новую систему инновационных отношений, реализация которой обеспечила бы соблюдение баланса публичных и частных интересов в сфере инновационного развития угольной промышленности, привлечение частных инвестиций. Такой моделью, которая должна базироваться на принципах равенства партнеров, на доверии и свободе договорных отношений, может стать модель публично-частного партнерства (ПЧП). Поэтому одним из действенных путей усовершенствования функционирования угледобывающих предприятий является использование публично-частного партнерства.

Ключевая роль правительства в поддержке инновационной деятельности состоит в том, чтобы обеспечить благоприятную институциональную среду для принятия рисков частными инвесторами. Участие частных собственников в инновационных проектах угольной отрасли на принципах ПЧП обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, усовершенствованием техники и технологии, созданием новых производств, в том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с научными учреждениями, поставщиками и подрядчиками.

Преимущества публично-частного партнерства в сфере инновационного развития угольной промышленности:

- для государства: сокращение уровня расходов по предоставлению услуг; активизация инвестиционной деятельности угледобывающих предприятий; экономия финансовых ресурсов государства; использование передового опыта деятельности компаний по организационно-правовой форме "публичное акционерное общество" (ПАО) и "частное акционерное общество" (ЧАО); оптимизация распределения рисков; эффективное развитие инфраструктуры угольной промышленности; активизация форм проектного финансирования; равный диалог между властью и бизнесом; сохранение и создание рабочих мест;

- для частных инвесторов: расширение возможности получать льготные кредиты под государственные гарантии от международных и отечественных финансовых учреждений на длительный срок; привлечение бюджетных средств для реализации инновационных проектов; улучшение работы с государственными разрешительными органами власти; повышение статуса инновационного проекта в результате привлечения к участию государственного партнера; оптимизация распределения рисков инновационного проекта.

Как улучшить ситуацию в отрасли?

Ученые Института экономики промышленности НАН Украины предлагают разработать комплекс мер, реализация которых будет способствовать активизации инновационного развития отечественной угольной промышленности. Среди них следующие меры.

1. Внедрение венчурного финансирования инновационной деятельности - создание венчурных фондов. Среди источников привлечения инвестиций в угольную промышленность и инструментов ускорения ее инновационного развития может быть лизинг, благодаря разнообразию форм которого предприятия могут выбирать для себя наиболее благоприятный вариант финансирования освоения технических или технологических инноваций.

2. Реализация инвестиционно-инновационных проектов в угледобывающей промышленности нуждается в риске-менеджменте. Уменьшать влияние факторов по группам рисков (риски несоответствия законодательным требованиям, финансовые, стратегические, операционные, отраслевые, экологические) можно с помощью формирования инновационной структуры - технопарка, в который входят угледобывающее предприятие, научные учреждения, высшие учебные заведения (экономические факультеты, горного дела, менеджмента персонала и т.п.), объекты институциональной инфраструктуры (финансовые, страховые, маркетинговые, инжиниринговые, консультативные учреждения и т.д.).

К решениям по минимизации влияния рисков на инвестиционно-инновационную деятельность следует отнести:

- рост объемов инвестресурсов для обеспечения соответствия законодательным требованиям развития угольной отрасли;

- корректировку бизнес-стратегий, связанных с усилением роли государства;

- усиление требований корпоративной соцответственности;

- оптимизацию процессов и внедрение средств контроля над затратами;

- усовершенствование процессов бюджетирования и прогнозирования;

- формирование стратегической программы управления кадровыми ресурсами и корпоративной культуры, направленной на развитие потенциала персонала;

- усиление внимания к повышению степени удовлетворенности сотрудников условиями труда;

- снижение степени влияния рисков, вызванных появлением новых технологий, в результате внедрения системы постоянного мониторинга инновационных технологий и оборудования, модернизации производственных процессов и продукции.

3. Усовершенствование организационно-экономического механизма управления инновационным развитием угольной промышленности, составляющими которого являются:

- реализация экономических механизмов активизации инновационных процессов угольного производства - реструктуризация кредиторской задолженности в бюджетах и внебюджетных фондах с увеличением срока погашения задолженности, списанием пени, сокращением процентов за реструктуризацию, частичным или полным возмещением из бюджетных средств процентов, выплачиваемых по банковским кредитам;

- кадровое обеспечение инновационного развития угольной промышленности: восстановление материально-технической базы отраслевой науки и подготовка научных кадров высшей квалификации; постоянное обучение персонала в вопросах поиска новых идей, проведение исследований и внедрение новых технологий;

- маркетинговое обеспечение инновационного развития в отечественном угольном машиностроении: расширение ассортиментов производства в этой отрасли для удовлетворения внутреннего спроса; улучшение качества продукции на инновационной основе; создание и продвижение на рынок отечественных брендов продукции угольного машиностроения и их позиционирование; поиск новых сегментов рынка продукции этой отрасли и формирование новых каналов сбыта; внедрение руководящего опыта конкурентов на основе применения инструментов бенчмаркинга; формирование инновационной инфраструктуры производства в указанной отрасли на основе кластерного подхода; создание маркетинговых информационно-аналитических центров с целью проведения исследований конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков продукции; налоговое стимулирование технического переоснащения угледобывающего производства на инновационной основе.

Сущность указанного налогового стимулирования состоит в следующем:

- освобождении от налогообложения прибыли предприятий, полученной от новообразованного производства, на период его окупаемости, но не более чем на три года;

- исключении затрат на научно-исследовательские и исследовательско-конструкторские разработки, связанных с основной производственной деятельностью, из суммы налогооблагаемого дохода (например до 20%);

- освобождении угольных предприятий от уплаты налога на аренду, а также от налогообложения средств, вкладываемых в рискованные проекты;

- получении инвестиционного налогового кредита (сокращении налога на прибыль до 10% общей стоимости инвестиций для осуществления научных исследований и разработок);

- предоставлении льготного кредита угольным предприятиям, вкладывающих инвестиции в модернизацию предприятия, освоение выпуска новой продукции и мероприятия по рациональному использованию энергии, внедрение новой горнодобывающей техники (например, до 30% средств, вкладываемых предприятием);

- применении льготного режима амортизационных отчислений (срок эксплуатации оборудования устанавливается в три года, а для других фондов - до пяти лет);

- использовании ускоренной амортизации отдельного вида приобретенных основных средств, применяемых для исследований и разработок (например, до 10% затрат производства на новое оборудование);

- внедрении налоговых льгот для угольных предприятий, осуществляющих НИОКР: применении системы страхования кредитов (гарантировании возврата до 50% стоимости займов на 15–20 лет); предоставлении субсидий малым предприятиям угольной промышленности на покупку и лизинг программного обеспечения и компьютерной техники (до 25% стоимости).

Публично-частное партнерство как эффективный механизм стимулирования инновационного развития угольной промышленности

Как публично-частное партнерство в сфере инновационного развития угольной промышленности рассматривается институциональное объединение государственного и частного секторов экономики для реализации инновационных проектов, что включает технико-экономическое, правовое и организационное обоснование инновационных мероприятий. Это совокупность нормативно-правовых, организационных и финансовых взаимоотношений государства и частного бизнеса для достижения весомых научных результатов, эффективного внедрения инноваций, получения значительных социально-экономических и финансовых результатов с максимальной взаимной выгодой.

Государственная финансовая поддержка при реализации инновационных проектов угледобывающими предприятиями на принципах публично-частного партнерства должна состоять прежде всего в использовании налоговых рычагов для стимулирования инвестиций; внедрении механизмов государственного кредитования и страхования импорта инвестиционного оборудования; предоставлении гарантий по кредитам, возмещении потерь вследствие колебаний обменного курса; использовании современных рыночных инструментов финансирования (ценных бумаг и т.п.).

Стратегические направления ПЧП в сфере инновационного развития угольной промышленности в основном перечислены выше.

Реализация механизмов такого партнерства будет способствовать концентрации материальных, финансовых, информационных ресурсов, а также научно-технического и производственного потенциала государственных учреждений и частного бизнеса при реализации приоритетных инновационных программ в угольной промышленности.

Составляющими социального и экономического эффекта от внедрения инновационных проектов в угольной отрасли на основе ПЧП являются:

- повышение инвестиционной
активности угледобывающих предприятий;

- снижение уровня рисков при инвестировании проектов;

- ускорение реализации приоритетных инновационных проектов в отрасли;

- увеличение налоговых поступлений за счет получения прибыли частными инвесторами.

Активизировать инновационное развитие угольной промышленности возможно. Но это требует и политической воли, и немалых общих усилий.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме