Хроника пикирующей «Укрнафти»

Поделиться
Судя по последним событиям вокруг ОАО «Укрнафта», может сложиться впечатление, что компания движется к банкротству...

Судя по последним событиям вокруг ОАО «Укрнафта», может сложиться впечатление, что компания движется к банкротству. Так, 25 февраля было объявлено о приостановке реализации светлых нефтепродуктов на всех 563 АЗС компании. Причина — закупку нефтепродуктов на 50% государственная компания должна проводить согласно несовершенному тендерному законодательству. Несколькими днями ранее «Укрнаф­та» опубликовала финансовые результаты за 2007 год. На фоне незначительного роста валового дохода чистая прибыль компании сократилась почти вдвое, на 49%. О такой перспективе в компании тоже предупреждали — исходя из ежегодно растущих рентных платежей и снижающейся закупочной цены на газ, что ставит отечественную нефте- и газодобычу за грань рентабельности.

Что же происходит?

Причина, по которой без бензи­на осталась самая крупная сеть автозаправочных станций Украины, может вызвать грустную улыбку. Такой себе замкнутый круг. Дело в том, что, поскольку у «Укрнафти» нет собственных нефтеперерабатывающих производствен­ных мощностей, перерабатывать нефть на давальческих условиях ныне запрещает законодательство, а, как говорится, на комиссию топливо никто не дает, так что бензин компании приходится закупать. Однако, учитывая, что «Укрнафта» — наполовину государственное предприятие, оно подпадает под действие законодательства о госза­купках. И должно покупать бензин на открытых тендерах, с количеством участников не менее трех, пройдя перед этим «зубодробительные» и недешевые тендерные процедуры. Кроме того, законодательство предусматривает госзакупки только по фиксированным ценам. А цена на бензин на рынке меняется едва ли не ежедневно. Не лучшая схема для современных динамичных и гибких рыночных условий...

Например, на объявленный «Укрнафтою» тендер не явился ни один участник. Следующий тендер объявлен на 4 марта. Еще в феврале компания обратилась в Межведомственную комиссию по вопросам госзакупок за разрешением на проведение тендера с одним участником. Но пока государство шло навстречу своей компании («Укрнафта» получила это разрешение от Межведомственной комиссии только 26 февраля), потенциальный поставщик нефте­продуктов для сети АЗС «Укрнаф­ти» теперь уже отказывается продавать топливо по ценам, согласованным еще до 8 февраля, поскольку за прошедшее время они значительно возросли. Приобрести нефтепродукты на новых условиях «Укрнафта» не может, так как Межведомственная комиссия разрешила их приобретение у одного поставщика только по ценам, ранее согласованным потенциальными поставщиком и покупателем.

А тем временем, по мнению экспертов, прекращение продаж топлива на 563 заправках компании в Ук­раине может вызвать рост цен на нефтепродукты в стране на 12—15%.

Как уже неоднократно писало «ЗН», весь последний год «Укрнаф­та» получает от государства и другие, не менее «приятные» сюрпризы. Например, уже третий год подряд разные правительства пытаются поправить доходную часть бюджета за счет повышения рентной платы за нефть, которая за последние восемь лет выросла более чем в 62 раза, составив 1090 грн., а с уче­том корректирующего коэффициен­та — 1600 грн. за тонну нефти или газового конденсата, извлеченную из глубин до 5000 м. Это не может не отражаться на финансовых показателях компании.

И хотя в 2007 году валовой доход компании немного вырос — на 4,4%, до 13,6 млрд. грн., но чистый доход от реализации продукции сократился по сравнению с 2006 годом более чем на 41%, до
4,9 млрд. грн. Еще заметнее сократилась чистая прибыль компании — до 1,24 млрд. грн. Это почти наполовину (на 49%) меньше, чем в 2006 году, когда компания заработала 2,4 млрд. грн.

Свою лепту в падение финансовых показателей «Укрнафти» вносит и государственное регулирование цены реализации газа отечественной добычи на экономически необоснованном уровне — в минувшем году эта цифра составляла 318 грн. за тысячу кубометров при себестоимости добычи 349,73 грн. (ожидаемая), а добавив еще 50 грн. рентной платы, получим цену почти 400 грн. Напомним: в текущем году по решению НКРЭ она уменьшена до 272,6 грн. за тысячу кубометров...

В то же время в бюджеты всех уровней «Укрнафта» заплатила в 2007 году более 5,6 млрд. грн. Большую часть этих платежей — 3,8 млрд. грн., составили рентные платежи за добытые углеводороды. Это на 58% больше, чем в 2006 году. Тем не менее производственные планы по добыче углеводородов на 2007 год в компании хоть немного, но перевыполнили. По некоторым показателям — досрочно, еще осенью. Так, в середине октября «Укрнафта» отрапортовала о выполнении плана по поисково-разведывательному бурению — 32 тыс. м. Всего же за год введены в эксплуатацию 54 новые скважины — 46 нефтяных и восемь газовых. Это на 14 скважин больше, чем планировалось. А общий объем бурения составил 145,7 тыс. м.

Компания добыла 3,16 млн. тонн нефти и газового конденсата — это на 1,2% больше запланированного. Из украинских месторождений «Укрнафта» добыла 3,2 млрд. кубометров газа. Это также немного больше запланированного — на 0,1%. Компания произвела более 196 тыс. тонн сжиженного газа — это на 15% превышает плановый показатель. Производст­во легкой фракции составило
261 тыс. тонн.

В общем, похвастаться было бы чем. Если бы никто не мешал. Несмотря на финансовые сложнос­ти, «Укрнафта» осуществила значи­тельный объем капиталовложений в модернизацию производства. Почти 20 млн. грн. потрачено на бурение новых скважин. Например, 9,5 млн. грн. вложено в объек­ты строительства Малосорочинско­го месторождения. На Вели­кобуб­новском и Бугривативском месторождениях в Сумской области установлены новые групповые замер­ные установки стоимостью 6,5 млн. грн. На Ярошевском месторождении введена в действие установка предварительного сброса пластовой воды стоимостью 2,5 млн. грн., которая позволит улучшить условия и качество добычи углеводородов. С этой же целью на Чижовском и Битьковском месторождениях построены блочные кустовые насосные станции, которые обошлись в 10 млн. грн. Автоматизированные системы управления технологическими процессами установлены на Анастасовской газлифтной компрессорной станции Качановского газоперерабатывающего завода и на Гнединцовском ГПЗ. Реконструированы компрессорные станции на Микуличинском и Глинско-Розбышевском месторождениях. Стоимость этих проектов составила 36,5 млн. грн. Также проведена большая работа по обновлению резервуарных парков для хранения нефти, конденсата и продукции газопереработки.

В текущем году запланирована реализация двух наиболее перспективных инвестиционных проектов «Укрнафти». Это строительство нового Гамалиевского ГПЗ стоимостью около миллиарда гривен, а также реконструкция Пасичнянского газоперерабатывающего производства стоимостью около 100 млн. грн.

Несомненно, одним из главных сегментов компании является расширение собственной сети автозаправочных станций во всех регионах государства. Сегодня их 563, как мы уже упоминали, это самая крупная сеть АЗС в стране. Таким образом, на долю «Укрнафти» приходится 16% розничных продаж топлива в Украине. Для сравнения: у ближайшего конкурента — только 290 заправок. Автозаправочные станции «Укрнаф­ти» традиционно продают нефтепродукты дешевле, чем конкуренты, и приобрели у покупателей заслуженную популярность.

Наличие такого количества бензоколонок украинского добытчика нефти — одна из гарантий топливной независимости и безопасности нашей страны. К сожалению, как мы уже упоминали выше, государство создает для их работы сложные условия.

На автозаправочных станциях «Укрнафти» работают около 7 тысяч человек, чье будущее сегодня оказывается неопределенным. Всего же в «Укрнафті» нынче работает около 32 тыс. человек. Почти треть из них — это жители западных регионов страны, довольно таки депрессивных с точки зрения наличия значительных промышленных мощностей. Средняя зарплата сотрудников «Укрнафти» остается одной из самых высоких в стране. Сегодня она превышает 2000 грн. При этом каждый год она повышается в среднем на 300 грн., опережая уровень роста инфляции. С расширением производства растет и численность работников «Укрнафти». Таким образом, компания остается одним из самых крупных и эффективных работодателей Украины, обеспечивая социальную стабильность почти во всех регионах страны. Кстати, расширение сети АЗС как раз и являлось в последние годы одним из катализаторов подобного роста.

Тем не менее 2007-й запомнился как год, в котором появилась одна из самых серьезных угроз для многих добывающих производств «Укрнафти». Дело в том, что большинство месторождений западного региона страны относятся к категории истощенных или имеющих трудноизвлекаемые запасы углеводородов. Это более 1200 скважин, которые приносят в год 700 тыс. тонн нефти и 300 млн. кубометров природного газа. Повыше­ние рентной платы за добычу нефти делает добычу на многих из них нерентабельной. По данным компании, за девять месяцев 2007 года убытки «Укрнафти» от эксплуатации нерентабельных месторождений составили почти 300 млн. грн., в том числе по неф­тегазодобывающему управлению (НГДУ) «Борислав­нафтогаз» (Львовская обл.) — 64 млн. грн., НГДУ «Долина­нафтогаз» и «Надвир­нанафтогаз» (оба — Ивано-Франковская обл.) — соответст­венно более 91 млн. и 144 млн. грн.

Избежать убытков можно только путем консервации месторождений с одновременным сокращением персонала. Однако это чревато экологическими проблемами, а также ростом социальной напряженности, особенно в западном регионе. «Укрнафта» несколько раз предупреждала государство о возможности подобного сценария. Государство в результате таких действий недополучит рентной платы за нефть
1,155 млрд. грн., рентной платы за газ — 15 млн. грн., начислений на заработную плату — более
120 млн. грн., удержаний из заработной платы — около 61 млн. грн. Общие потери бюджета, по данным компании, могут составить 1,351 млрд. грн. В начале минувшего года правление «Укрнафти» даже ставило перед наблюдательным советом компании вопрос о прекращении добычи нефти на более чем 1200 скважинах. Но пока компания на такие крайние меры не пошла. Более того, продолжает инвестировать в трудноизвлекаемые месторождения десятки миллионов гривен. На крайние меры идет государство. Оно, несмотря ни на что, продолжает повышать рентную плату за нефть.

У неискушенного наблюдателя может создаться впечатление, что государство взяло курс на уничтожение своего главного неф­тяного актива и хоть и в меньшей мере, но также и газового. Это впечатление может укрепиться, если проанализировать ситуацию в газовой сфере, с искусственным созданием задолженностей и близким к банкротству состоянием «Нафтогазу України». Для России такой сценарий крайне выгоден: свято место пусто не бывает, и российские компании легко могут занять долю рынка, которая освободится в результате ухода с него «Укрнафти». Несомненно, для этого прилагается немало лоббистских усилий на самых разных уровнях.

Как показывает ситуация с закупками бензина для государст­венных АЗС, государственная форма собственности не обеспечивает компании достаточной рыночной гибкости. Тем не менее на полную приватизацию «Укрнафти» государство тоже не идет. Это и понятно: государственная нефтяная компания — один из последних оплотов энергетической независимости. Однако если это так, то государству нужно приложить все усилия для того, чтобы эта компания функционировала прибыльно и эффективно. А не использовать ее как бездонную «кормушку». И делать это нужно уже сегодня. Конкуренты ждать не будут.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме