Глуши мотор

5 сентября, 2014, 20:45 Распечатать Выпуск №31, 5 сентября-12 сентября

Не все операторы рынка нефтепродуктов потеряли продажи. Легче переносят кризис те, кто имеет доступ к государственным ресурсам либо попросту "бодяжит".

Кризис нанес сокрушительный удар по рынку нефтепродуктов Украины. Рост цен, который вследствие девальвации гривни составил 50%, заставил потребителей в июле 2014-го сократить использование бензина почти на четверть по сравнению с 2013 г. Наибольшие потери рынок несет на Востоке страны, где многие автозаправочные станции уже не подлежат восстановлению.

Между тем не все операторы рынка нефтепродуктов потеряли продажи. Легче переносят кризис те, кто имеет доступ к государственным ресурсам либо попросту "бодяжит".

За январь—июль 2014 г. продажи нефтепродуктов на АЗС по сравнению с прошлым годом снизились на 8,62% (без учета АРК). На первый взгляд, немного, хотя, по мнению отраслевых аналитиков, на фоне предыдущих лет с их 2–3-процентными колебаниями — внушительно.

Однако лучше раскрывает суть происходящего детальное изучение динамики продаж. Такой "спокойный" накопительный результат обусловлен тем, что в первые три месяца 2014 г. показатели даже превзошли уровни "провального" 2013-го, запомнившегося затянувшимися морозами и связанным с этим низким потреблением.

Начиная с апреля 2014 г., когда проблемы в госфинансах стали очевидны, стартовало крушение реализации нефтепродуктов. Если апрельское отставание составило 3,73%, то июльское — уже 21,8% (см. рис.). Впереди "бежит" бензин, реализация которого в июле нынешнего года обвалилась на 26,4% по сравнению с июлем 2013-го. Дизельного топлива было продано меньше на 14,4%.

Отмечу, что речь идет о наличных продажах, которые отражают ситуацию с частными автомобилистами, а по сути говорят об их платежеспособности.

Промышленный сектор за семь месяцев 2014 г. снизил закупки бензина на 14,5%, дизтоплива — на 5,3%. Продолжение, как говорится, следует.

LPG как альтернатива бензину

Помимо падающей платежеспособности автомобилистов, усиленный темп снижения потребления бензина связан с продолжающимся переводом транспорта на сжиженный газ (LPG). Если в прошлом году литр газа был дешевле бензина А-95 на 4–
5 грн/л, то сейчас — на 8–9 грн/л. Переходу на LPG мешает подорожавшее вместе с валютой газобаллонное оборудование. Но судя по недельным очередям на СТО, оно того стоит. (В одной из таких очередей в августе отстоял и автор этих строк.)

По предварительным данным, за семь месяцев розничные продажи сжиженного газа выросли на 20%, или на 45 тыс. т. Это означает, что около половины "исчезнувших" в этом году объемов бензина "превратились" в газ. И это убедительная и лучшая иллюстрация оптимизации энергопотребления в сегменте моторных топлив.

Снаряды рвут продажи

В территориальном разрезе наиболее пострадавшими регионами являются Донецк и Луганск. Здесь реализация за семь месяцев 2014 г. упала на 25%. Но судя по июльским цифрам, финальная картина намного хуже: по Донецкой области снижение продаж бензина и ДТ составило 64,32%, а по Луганской — почти 92 (!). Удивляться особо не приходится, если учесть, что в июле перед Госстатом не отчитались 142 донецкие АЗС (25% от общего количества в регионе) и 214 луганских — 75% АЗС в Луганской области. Очевидно, что много владельцев АЗС по понятным причинам просто не смогли подать отчетность.

Что касается остальных регионов, то падение продаж нефтепродуктов отмечено в большинстве из них, наибольшее — в Днепропетровской (10,8%) и Херсонской (16,1%) областях.

О глубине проблемы говорит факт 9-процентного падения крупнейшего и наиболее ликвидного рынка страны — столичного. Как ни странно, нашлись и те, кто даже немного прирос в потреблении нефтепродуктов: Волынь (7,8%), Ровно (12,5%) и Чернигов (6,3%).

Соотношение потерявших и нарастивших среди участников рынка нефтепродуктов почти одинаково. Абсолютное большинство сетей подсчитывает минусы. Если говорить о первой десятке розничных сетей, то лидером падения стала компания Shell, недосчитавшаяся в январе—июле трети продаж по сравнению с прошлым годом (в последние четыре месяца падение составляет около 40%).

В отличие от международного бренда, понятны причины потерь донецкой "Параллели" (30%), в которой из 117 станций 54 АЗС не работают — там война.

Российские бренды ТНК и "Лукойл", вопреки призывам бойкотировать их станции, пока держатся в тренде рынка, потеряв за семь месяцев около 25% наличных продаж. Если же верить президенту "Лукойла" Вагиту Алекперову, то за полугодие 2014-го снижение продаж составило 38% (в данном случае речь может идти и об оптовых поставках).

Есть основания предполагать, что результаты общественного протеста будут проявляться все ярче. В частности, и по отношению к "Лукойлу", автозаправочные станции которого уже подверглись пока лишь набегам особо радикальных активистов. Но уже в июле 2014 г. падение продаж на АЗС "Лукойла" составило 40% по сравнению с 2013-м. В этом же месяце компания заявила о продаже топливного бизнеса в Украине.

Примерно с одинаковым результатом финишировали крупнейшие украинские сети WOG и ОККО, потеряв 10–13% наличной реализации. Характерно, что неплохой, как по нынешним временам, результат был достигнут сетями, позиционирующими себя в максимальном ценовом сегменте. Похоже, потребитель начинает осознавать, что скупой платит дважды.

Правда, хватает и тех, кто верит в чудо. Абсолютный рекордсмен — сеть БРСМ, которую связывают с экс-министром энергетики Эдуардом Ставицким. Продажи в этой сети выросли по сравнению с прошлым годом на 60%, что стало результатом интенсивного "почкования" АЗС в период политического расцвета нынешнего гражданина Израиля Эдуарда Ставицкого.

Однако главным остается вопрос: каким образом сеть АЗС, не имеющая собственной переработки, удерживает минимальный уровень цен на нефтепродукты? Ответ, очевидно, кроется в том, что на нефтебазы БРСМ десятками тысяч тонн прибывают стабильный бензин, газоконденсат и октаноповышающие присадки к бензинам. Зачем компании такие грузы? Предлагаем ответить на этот вопрос самостоятельно.

Все понятно и с другим исключением из правил — крупнейшей сетью станций страны, объединяемой днепропетровской группой "Приват". В этом году она смогла переломить тенденцию последних лет и впервые нарастить наличные продажи (+12,5%). Низкая цена на бензин и ДТ как залог такого результата стала возможна благодаря 15-процентному дисконту, с которым группа "Приват" приобретает на аукционах всю нефть наполовину государственной компании "Укрнафта". Правда, в этом году "Приват" немного не рассчитал, и в сети стали случаться перебои с топливом. А
23 июля 2014 г. около 1000 АЗС группы "Приват" были остановлены на "инвентаризацию", которая совпала (?!) с периодом обсуждения правительственных инициатив по увеличению ренты на добычу нефти.

Какую роль сыграла эта остановка, уже не важно, но ренту в итоге законодатели повысили до 70%, как изначально предполагали. Правда, не так радикально, как предлагал Кабмин при второй попытке (с 39 до 50% от рыночной стоимости), а всего до 42%. Если в этом была задумка, то Игорь Коломойский дорого заплатил за этот фокус, потеряв в июле около 10% наличных продаж, или 12 тыс. т, по сравнению с июлем 2013 г. Оценочно это 1–1,5 млн долл. прибыли, но повышение ренты до первоначально предложенных правительством значений грозило перемещением из контролируемой "Укрнафты" в государственный карман почти миллиарда гривен.

Очевидно, что усталость потребителя будет накапливаться и дальше, по мере усиления спада в экономике. Сомнений практически нет: по итогам года потребление светлых нефтепродуктов сократится минимум на 25%.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно