В ноябре 2014-го Фонд госимущества Украины продал на биржевых торгах блокирующие пакеты акций трех генерирующих энергокомпаний - "Закарпатьеоблэнерго", "Винницаоблэнерго" и "Черновцыоблэнерго". Впечатление от продаж неоднозначное. С одной стороны, государство получило немало денег. Например, в конкурсной борьбе за "Закарпатьеоблэнерго" цена пакета акций выросла в четыре с лишним раза - при стартовой цене в 62 млн грн торги завершили на сумме свыше 255 млн. Интересно, что нынешних владельцев (и победителей конкурса) закарпатской энергокомпании связывают с группой Бойко-Левочкина. Сохранение контроля над закарпатской энергогенерирующей компанией все-таки обошлось ее нынешним владельцам в лишних почти две сотни миллионов гривен. Напомню, при Януковиче вдвое больший по величине 50-процентный пакет продали всего за 140,7 млн грн. Это о пользе проведения конкурентных торгов.
В 2011–2013 гг. энергоприватизационная картина была радикально иной - энергетику почти неприкрыто "сливали" избранной группе лиц. Львиную долю получил Ринат Ахметов. Он тогда по дешевке приобрел недостающие для контроля госпакеты энергогенерирующих компаний "Днепрэнерго", "Западэнерго" "Киевэнерго", а также трех облэнерго - "Крымэнерго", "Донецкоблэнерго" и "Днепроблэнерго". Причем обошлось ему это недорого - всего лишь втрое дороже его пресловутой лондонской квартиры. Стоимость апартаментов на туманном Альбионе оценивается в сумму, эквивалентную примерно
1,7 млрд грн, а вот цена контроля над третью рынка электроэнергии страны и более двух третей ее генерации на ТЭС - всего в 4,6 млрд грн.
Ирония ситуации в том, что буквально через несколько недель Ахметов продемонстрировал, сколько именно денег потеряло государство, застраховав ряд свежеприобретенных объектов. Так, купленное "Днепрэнерго" сами ахметовцы оценили в
41,9 млрд грн, в том числе маржинальный доход - 3 млрд грн. Напомню, за блокирующий пакет этой компании (давший полный контроль над "Днепрэнерго") Ринат Леонидович заплатил государству всего 1,18 млрд грн.
Иными словами, расходы Ахметова окупились буквально за четыре месяца. Более того, в этой сделке собственные финансовые ресурсы Ахметов не задействовал. Под будущую покупку деньги любезно предоставили российские государственные финансовые институты - "Сбербанк России" и Внешторгбанк. Ну а кредиты гасились из доходов компании.
Чуть позже ахметовцы оценили одну из трех приобретенных энергогенерирующих станций компании "Западэнерго" - Бурштынскую ТЭС - в 20,35 млрд грн. При этом 45-процентный пакет акций этой компании обошелся владельцу всего в 1,9 млрд грн, т.е. почти в 11 раз дешевле оценки всего одной станции. В качестве бонуса при покупке "Западэнерго" группа Ахметова получила почти эксклюзивный доступ к энергоэкспорту на сумму порядка 600 млн долл. Та же Бурштынская ТЭС - ключевой объект энергоэкспорта.
К слову, в приватизационный конкурс по продаже энергогенерирующих компаний внесли интересное условие: победитель должен обеспечивать покупаемые объекты украинским углем не менее чем на 70%. По факту это условие мог выполнить только Ахметов либо очень дружественные ему структуры.
В общем, образовался своеобразный конвейер, по которому создаваемая десятилетиями генерация быстро ушла к донецким. Небольшие сбои в работе конвейера сразу и резко гасились властями и чиновниками разных уровней. К примеру, когда ДТЭК покупала пакет "Киевэнерго", внезапно появился несогласованный претендент - компания "Полтаваоблэнерго". И тут же торги были остановлены, что немедленно усмирило активность нежелательного претендента.
Справедливости ради замечу, что Ахметову не была нужна вся энергетика Украины, в "энергодерибане" поучаствовали и другие бизнес-группы. К нему допустили российского гражданина Константина Григоришина, годами скупавшего ряд облэнерго (через "Луганское энергетическое объединение") и активно участвовавшего в торгах. В "счастливчики" попала и российская группа "ВС Энерджи Интернейшнл Украина" Евгения Гинера и Александра Бабакова (VS Energy International Ukraine), тоже владеющих рядом облэнерго. При этом Григоришин играл роль спарринг-партнера Ахметова: подавал заявки, вяло торговался и... проигрывал. Но при этом демонстрировал показную конкуренцию. Взамен ему обеспечили прикрытие органов власти. Что чудесно продемонстрировала история с компанией "Винницаоблэнерго", 50% которой продавали в феврале 2012-го.
На конкурс внезапно вышло "Львовоблэнерго", контролируемое Григорием Суркисом. Причем львовяне были готовы дорого заплатить за контроль. Однако они уже не входили в обойму "правильных" инвесторов. В итоге их начали открыто выбрасывать. Сначала впервые за историю энергоприватизации не смогла собраться конкурсная комиссия (из семи ее членов четыре госчиновника после телефонных звонков просто сбежали с заседания). Чуть позже в дело вмешалась прокуратура. Естественно, исключительно во имя государственного блага. Фонд госимущества тут же оперативно заявил о снятии акций "Львовоблэнерго" с торгов. Причем официальное извещение представители львовской компании получили вообще за 15 минут до повторного конкурса…
В итоге компания была продана Григоришину с превышением стартовой цены всего на 5%. Хотя львовяне обещали заплатить намного дороже, и их представители иронично прокомментировали ситуацию: "Может, им стоило просто сразу назвать "правильных" инвесторов, чтобы никто не дергался?". Впрочем, им вскоре популярно объяснили, что дергаться и впрямь не стоит, и они тихо "сдулись". Задача состояла не в том, чтобы дорого продать, главной задачей было продать "правильно"…
Интересно, что тогда как раз оптом продавались пакеты акций тех же закарпатской, винницкой и черновицкой энергокомпаний, так что вполне можно сравнивать с нынешними торгами. Сейчас винницкую продали на 38% дороже стартовой цены. А вот "Черновцыоблэнерго" снова показали отсутствие превышения. Пакет без борьбы купили структуры, аффилированные с той же VS Energy россиян Гинера и Бабакова.
В разгар интервенции России такая победа настораживает. Это не тот случай, когда деньги не пахнут. Сложно предположить, чтобы в России нам продали стратегический энергообъект. Тем более именно этой компании принадлежит и "Севастопольэнерго" в оккупированном Крыму…
Вообще в условиях агрессии со стороны Кремля нашим властям стоит жестко контролировать допуск к приватизации стратегических объектов как российских компаний, так и других участников на российских кредитах. Как показывает практика, такие деньги обходятся государству слишком дорого.
На российских кредитах уже "поработали" и Ахметов, и Фирташ, и тот же Бабаков. К слову, в Украине есть и должен действовать закон о санкциях и соответствующее распоряжение Кабмина №829-р, запрещающее продажу госимущества россиянам и лицам, аффилированным с ними. Но россияне легко обошли запрет, благодаря собственникам в офшорных зонах.
А украинская власть сделала вид, что ничего не заметила. Будем ждать появления офшорок с российским кредитованием на Одесском припортовом? И драка за 45% "Черкассыоблэнерго" между россиянином Григоришиным и той же бабаковской VS Energy нас устраивает?
В итоге этого энергопередела важнейшими предприятиями страны будут управлять, как минимум, с сильным учетом интересов Кремля. Мы этого хотим? Разве что сейчас Григоришин свое "Луганское энергетическое объединение" точно не выставит на торги - оно слишком уж тесно работает с сепаратистами и даже собирается поставлять на Донбасс контрабандную электроэнергию из Ростова. Но наших чиновников такие детали, похоже, не интересуют.
Между прочим до сих пор ни один тогдашний приватизатор не понес никакой реальной ответственности за "адресный" слив объектов энергетики. Хотя, по идее, одним из первых шагов новой власти должно стать тщательное расследование "адресных" энерготоргов 2011–2013 гг. Как минимум, покупателям можно предложить доплатить за пакет, а особо скандальные сделки отменить в судебном порядке. Ну и "особо отличившихся" лиц провести через тот же Люстрационный комитет, а кого и через суд. Это было бы очень неплохо в воспитательных целях - в назидание нынешним чиновникам.
Тем более что уже были попытки возрождения старых схем. Была попытка (хотя пока довольно вялая) не допустить к торгам по "Закарпатьеоблэнерго" одного из участников. То есть сказать, что у нас уже налажены прозрачные продажи, пока сложно. Еще предстоит упорная борьба за новые прозрачные правила. Но проиграть ее Украина не имеет права. Хотя бы потому, что ресурсов для раздачи "на шару" нужным людям уже просто нет.