Энергетическая децентрализация и кооперация NOW

15 марта, 17:59 Распечатать Выпуск №10, 16 марта-22 марта

Нужно сохранить возможность малым потребителям зарабатывать на "зеленой" генерации.

Необходимость модифицировать систему поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) является неотложной, поскольку применение "зеленого" тарифа не обеспечивает устойчивого подхода к развитию ВИЭ в Украине и может стать значительным бременем для потребителя. 

Но нужно сохранить возможность малым потребителям зарабатывать на "зеленой" генерации.

В комитете Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности с лета 2018-го ведутся горячие дискуссии о переформатировании системы поддержки возобновляемых источников энергии в Украине. Напомню, с 2009 г. и по сей день действует "зеленый" тариф, по которому государство покупает у производителей электрическую энергию из возобновляемых источников энергии. Эти тарифы привязаны к квартальному курсу евро и утверждаются Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), в зависимости от года введения электростанций ВИЭ в эксплуатацию. Для стимулирования локального (украинского) производства компонентов компаниям, строящим такие электростанции, дается надбавка к "зеленому" тарифу. Срок действия "зеленого" тарифа ограничивается 31 декабря 2029 г.

На момент установления в Украине "зеленых" тарифов в 2009 г. их большой размер был обусловлен повышенными рисками деятельности в сфере ВИЭ, высокой стоимостью оборудования, необходимостью создать хорошие условия для привлечения как можно большего числа инвесторов. Однако в течение последних десяти лет стоимость технологий постоянно снижается, при этом финансовая нагрузка на конечного потребителя почти не изменилась. Текущие темпы установки новых мощностей также не позволяют Украине достичь цели в 11% доли ВИЭ в валовом конечном энергопотреблении, как предусматривает Национальный план действий по возобновляемой энергетике до 2020 г.

Чтобы исправить эту ситуацию, было предложено еще больше снизить "зеленые" тарифы, которые в качестве модели поддержки продолжат действовать только для малой генерации, а для крупных проектов было предложено ввести аукционную систему поддержки. Эти положения положены в основу законопроекта №8449-д.

Аукцион должен стать конкурентным механизмом как для достижения поставленных целей, так и для определения справедливой цены поддержки ВИЭ.

Среди главных рисков этой системы определена способность украинского правительства качественно имплементировать аукционы в предвыборный год.

Механизм продажи электроэнергии, произведенной из ВИЭ, в основном положительно зарекомендовал себя во многих странах Европы и мира, гарантируя, в частности, снижение стоимости такой электроэнергии, особенно произведенной солнечными электростанциями.

Законопроект №8449-д уже одобрен комитетом ТЭК на последнем заседании и будет внесен в Верховную Раду для голосования во втором чтении. Его рассмотрение "под куполом" планируется в ходе следующих сессионных недель весной.

Основное внимание при работе над законопроектом было уделено модели, условиям и другим деталям проведения аукционов, что логично, поскольку этот новый для Украины механизм довольно сложен и требует четкого законодательного урегулирования.

Следует отметить, что аукционная модель сосредоточена на крупных игроках рынка, которые могут себе позволить строить мощности стоимостью от нескольких до сотен миллионов евро, генерировать большие объемы электроэнергии, чтобы выгодно продавать ее государству.

Однако важно, чтобы малая генерация не была обойдена вниманием. Через десять с небольшим лет (1 января 2030 г.) может закончиться действие "зеленого" тарифа. С каждым днем это снижает шансы для малых проектов ВИЭ получить финансирование в банковских учреждениях.

Это довольно несправедливая ситуация, учитывая, что украинские реалии уже давно свидетельствуют о необходимости интенсивного стимулирования малой распределенной генерации. Речь идет о создании широкой сети так называемых просьюмеров, то есть определенных субъектов рынка, которые одновременно являются потребителями электроэнергии (или других энергоресурсов) и ее производителями. Такие просьюмеры производят электроэнергию прежде всего для собственных нужд и имеют возможность передавать (продавать) остаток в общую сеть. Яркий пример просьюмеров в Украине — домохозяйства, продающие произведенную солнечными панелями электроэнергию в общую сеть, ведь они получают компенсацию по "зеленому" тарифу только на разницу между объемом произведенной и потребленной электроэнергии.

По данным НКРЭКУ на конец 2018 г., малая генерация составляла всего 12% всей установленной в Украине мощности (промышленные электростанции ВИЭ — 88%).

Для стимулирования малой распределенной генерации в Украине есть более чем достаточные основания. Прежде всего это проблемы с загрязнением окружающей среды (воздуха, воды, почвы и т.п.) и изменением климата, которые вызваны в том числе традиционной энергетикой, работающей на ископаемом топливе. С другой стороны, происходит значительное снижение стоимости технологий ВИЭ и их одновременные развитие и усовершенствование.

Более того, распределенная генерация может решить серьезную проблему с безопасностью и бесперебойностью поставок. Украинские электросети, особенно в небольших населенных пунктах, уже давно исчерпали свой нормативный период эксплуатации и нуждаются в модернизации, что часто вызывает обесточивание домов, районов или целых населенных пунктов. Распределенные системы энергопроизводства могут стать реальной возможностью решить эту проблему и минимизировать случаи перебоев и отключений энергоснабжения.

Одним из важных стимулов для развития распределенной генерации является организация энергетических кооперативов, что позволит населению объединять усилия для формирования собственной системы обеспечения электроэнергией или другими видами энергии с возможностью ее продажи.

Для стимулирования энергетических кооперативов не нужно изобретать велосипед, — стоит просто применить лучшие мировые практики. В частности, речь идет об использовании европейского подхода к развитию распределенной генерации. Только в Германии существует более 1000 энергетических кооперативов, и их количество растет во многих странах ЕС. Именно с энергетических кооперативов и частных солнечных проектов начинался знаменитый Energiewende (энергетический переход) в Германии. В 2012 г. в Германии энергокооперативы владели 46% установленной солнечной мощности. В Дании такие кооперативы начали активно функционировать еще в 70-е годы прошлого века, — задолго до "зеленых" тарифов обычные люди собирались и устанавливали свои первые ветровые электростанции, иногда даже самодельные.

На сегодняшний день Европейский Союз признал, что кооперативы и граждане должны быть частью энергетического рынка. Именно поэтому на уровне последнего Четвертого энергетического пакета ЕС "Чистая энергия для всех европейцев" был утвержден ряд стимулов для их участия в энергетических рынках. Эти стимулы должны внедрить все страны — члены ЕС в своем национальном законодательстве.

Энергетическая кооперация в Украине только зарождается. Ярким примером является первый в Украине энергокооператив в г. Славутиче, участники которого, инвестировав в проект эквивалент 500 долл., могут стать совладельцами электростанций. Я хочу, чтобы таких успешных историй было намного больше!

Именно поэтому мои предложения в законопроект №8449-д были нацелены на защиту и стимулирование развития распределенной генерации. В частности, комитетом ТЭК было поддержано предложение позволить энергетическим кооперативам с генерирующими мощностями до 150 кВт функционировать по тем же правилам, что и для потребителей до 150 кВт. К примеру, жители населенного пункта, объединившись в энергокооператив, могут разделить потребность в финансовых ресурсах на закупку оборудования для генерации электроэнергии из ВИЭ (солнечные панели, биокотлы, ветряные мельницы и т.д.) и потреблять все вместе чистую энергию или продавать ее по "зеленому" тарифу государству и получать прибыль. Важно и то, что им не нужно получать для этого никаких лицензий.

Это будет способствовать приближению ВИЭ к населению и повышению заинтересованности украинцев в строительстве "зеленых" станций, отказу от продуктов дорогого и грязного ископаемого топлива. Энергетическая кооперация предлагает реальные возможности повышения инвестиционной состоятельности населения, поскольку члены кооператива могут разделить высокую стоимость оборудования на всех, уменьшив таким образом финансовую нагрузку на каждого из них.

Также я предлагал несколько вариантов продления действия "зеленого" тарифа для новых проектов малой генерации, но комитет ТЭК их не поддержал. Поэтому "зеленый" тариф для потребителей, в том числе для энергетических кооперативов, будет действовать до 1 января 2030 г. с привязкой к официальному курсу евро. При этом большая генерация по результатам аукционов будет получать фиксированный в евро тариф на 20 лет.

Пока это маленький, но важный шаг к формированию энергетической децентрализации уже сегодня.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 3
  • Валентин Коген Валентин Коген 17 березня, 17:25 Хорошо, когда об энергетике говорят сначала энергетики, потом экономисты, потом политики. А что касается тарифов, то справедлив тариф, обратнр пропорциональный приросту валовой прибыли, работает эффект отрицательной обратной связи, делающей систему устойчивой. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №10, 16 марта-22 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно