Подписанный 30 марта меморандум между Кабинетом министров и владельцами нефтеперерабатывающих заводов оставил много вопросов. Главные из них - что подписали и зачем?
Изрядно потрепанная и уже откровенно отработанная идея отраслевых меморандумов (первый был подписан в феврале 2002 года правительством А.Кинаха) вновь появилась в повестке дня в минувшем феврале, в разгар дебатов о введении пошлин на импорт нефтепродуктов. Первоначальный проект дважды переписывали, оставляя в основе несколько ультимативную увязку обязательств НПЗ с введением пошлин. Однако 13 марта сначала Ю.Бойко, а затем и Николай Азаров заявили, что для пошлин сейчас не время, цены высоки, а пошлины добавят 1,5–2,0 грн. к цене литра нефтепродуктов. Меморандум забуксовал.
Уже 25 марта Минэнерго взялось проталкивать этот документ с новой силой, убрав «ультимативный» пункт о пошлинах. На его пути встали Минфин, Минэкономразвития и Минюст. Документы свидетельствуют, что накануне подписания меморандума 30 марта они дали отрицательные заключения и требовали серьезной доработки проекта, недостатки которого невозможно было устранить за одну ночь (тем более заново согласовать). Настоящим ударом ниже пояса для Минэнерго можно считать следующее заключение Минюста: «Пункт 2.2 Меморандума (относительно выполнения компаниями уровня цен на
нефтепродукты в пределах рекомендованного коридора, который устанавливается Секретариатом ЭАГ) противоречит основам Хозяйственного кодекса Украины… Согласно Кодексу свободные цены на все виды продукции определяются субъектами хозяйствования самостоятельно…»
Что, в конце концов, подписали 30 марта - неизвестно, обнаружить финальный текст пока не удалось. Не исключено, что многочисленные замечания заставили премьера воздержаться от подписания меморандума (это сделал Ю.Бойко), хотя на церемонии Николай Янович присутствовал.
Не все гладко было и с владельцами НПЗ. Говорят, «Лукойл» привез свой вариант меморандума, но всем миром главу компании Вагита Алекперова удалось уговорить подписать то же, что и все. Всегда крайне лояльный, российский гигант, похоже, начинает терять самообладание. Оно и немудрено: обрезав Одесскому НПЗ «Лукойла» оба трубопроводных маршрута поставки нефти и тем самым остановив завод, теперь украинские власти требуют его запустить, а заодно обрывают телефоны с просьбами не повышать цены на АЗС.
Такого Алекперова в Украине раньше не видели: на камеры он заявил, что без трубопроводных поставок завод не запустится (ранее Минэнерго вещало, что работа возобновится в апреле). Неважное настроение одного из богатейших людей России источник в «Лукойле» объяснил еще и тем, что за неполные три месяца 2011 года «стабилизация» цен на АЗС уже принесла компании 14 млн. долл. убытков.
Не порадовал Вагита Алекперова и его коллегу из ТНК-ВР Германа Хана и украинский премьер. Поднятую россиянами проблему импортных нефтепродуктов и необходимости ввода пошлин Николай Азаров назвал преувеличенной, отметив важность международных обязательств Украины. А на предложение обнулить НДС на импорт нефти в Украину премьер сказал, что вряд ли правительство сможет удовлетворить пожелания нефтепереработчиков в полном объеме.
Сумел удивить в этот день, причем как коллег по рынку, так и чиновников, Игорь Коломойский - лидер группы «Приват», контролирующей 25% украинских АЗС, 50% НПЗ, десятки нефтебаз, морские нефтеперевалочные комплексы и еще неизвестно что. Сначала он фактически признал отставание украинского бензина по качеству. Так, на вопрос журналистов о том, почему украинский потребитель вынужден платить высокую цену за некачественный бензин, И.Коломойский подчеркнул: «Мы только за то, чтобы вы платили за качественный (бензин). Для этого есть альтернатива - импорт». Потом он отметил, что «ситуацию с ценами необходимо улучшать». «Я думаю, их (пошлины. - С.К.) не введут. Просто глупо вводить на фоне роста цен», - огорошил журналистов Коломойский, которого многие в отрасли считают автором и основным лоббистом пошлин на импорт наряду с ТНК-ВР.
На фоне ярких заявлений совсем блекнет сам виновник торжества - меморандум. Самым конкретным обязательством в нем является готовность государства дать заводам выпускать плохой бензин и дизтопливо (а нам, соответственно, подышать этим) до конца 2012 года, хотя старые ГОСТы должны умереть 1 июля этого года. Самое же неприятное заключается в том, что производители этого топлива - «приватовские» Дрогобычский и Надворнянский НПЗ, а также «наковский» Шебелинский ГПЗ - не имеют даже теоретической возможности уложиться в отведенный срок. Заводы в Лисичанске, Кременчуге и Одессе могут выпускать неплохой продукт, но их проблема не в качестве, а в отсутствии экономики переработки.
Как и подавляющее большинство НПЗ в Европе, украинские заводы не приносят прибыли. Им нужен рынок, лишенный льготных схем, контрабанды и фальсификата. Борьбу с этими явлениями внесли в документ, как будто она не является прямой обязанностью государства. Этот меморандум постигнет та же участь, что и все предшествующие. Скорее всего, о нем начали забывать, как только выключились диктофоны и камеры. Глядя на интерьер и состав участников этого события, приходишь к выводу, что привлечение внимания журналистов с их средствами производства было основной целью данного мероприятия.