Бойцы невидимого фронта на атомной передовой

Поделиться
4 июня был подписан Протокол о намерениях сотрудничества между атомно-энергопромышленными компле...

4 июня был подписан Протокол о намерениях сотрудничества между атомно-энергопромышленными комплексами Российской Федерации и Украины руководителем Федерального агентства по атомной энергии РФ Сергеем Кириенко и генеральным директором государственной корпорации «Укратомпром» и одновременно президентом Национальной энергогенерирующей компанией «Энергоатом» Андреем Деркачем. Подписание документа сопровождалось мощной информационной компанией поддержки в украинской прессе, и прежде всего, в изданиях, теле- и радиоэфирах каналов, контролируемых А.Деркачем.

Как правильно заметил автор статьи «Соединение из двух атомов» («ЗН» от 16.06.07 Сергей Швец, ГК «Укратомпром» и федеральное агентство «Росатом» не организации-аналоги. И даже более чем не аналоги. «Росатом» является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации с годовым бюджетом, практически равным государственному бюджету Украину (около 700 млрд. руб., т.е. 27 млрд. долл.), «осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государ­ственным имуществом в сфере использования атомной энергетики, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оружейного комплекса, ядерно-топливного цикла, атомной науки и техники…» (из положения о нем, утвержденном постановлением правительства РФ от 28 июня 2004 г. №316). Кстати, напомним и о том, что «Росатом» является наследником легендарного Министерства среднего машиностроения СССР, выковавшего ядерный щит нашего бывшего отечества, создавшего атомный флот и атомную энергетику Советского Союза.

А что есть наш доблестный «Укратомпром»? «Государственное хозяйственное объединение государственных предприятий и организаций» — это в постановлении Кабмина Украины о его создании (№1854 от 29 декабря 2006 г.), «созданное с целью обеспечения защиты интересов государ­ства в процессе реформирования и совершенствования управления атомно-промышленным комплексом путем объединения его участников с централизацией функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности; для объединения производственных, научных и коммерческих интересов участников; для обеспечения общих экономических и социальных задач…». Последний пассаж из устава ГК «Укратомпрома», утвержденного другим постановлением Кабмина (от 14 марта 2007 г. №456). Почувствуйте разницу — проведение государственной политики и ведение хозяйственной деятельности. С.Швец пишет, что в украинской системе власти такой орган, как «Росатом», не предусмотрен. Не могу согласиться — предусмотрен, эти функции выполняет Министерство топлива и энергетики Украины, в котором существует департамент ядерной энергетики и атомной промышленности, курируемый заместителем министра Юрием Недашковским, известным всем атомщикам Украины. Именно Минтопэнерго обязано проводить государственную политику в сфере развития мирного использования ядерной энергии в Украине как центральный орган исполнительной власти, уполномоченный в этой сфере.

Вызывает удивление, как это чиновник в ранге федерального министра РФ подписал документ всего лишь с руководителем двух хозяйствующих субъектов Украины (это, кстати, нарушение законодательства — одновременно быть директором двух государ­ственных предприятий). А ведь чиновники во всех странах заботятся о том, чтобы на переговорах и при подписании документов от партнеров были представлены персоны аналогичного уровня, и протокольные службы обеих сторон всегда заботятся об обеспечении должностного паритета. Позволю себе оценочное суждение, что уж очень российская сторона была заинтересована в предмете договоренностей, так что зажала в кулачок собственную великодержавную гордость.

Какие направления сотрудничества очерчены в протоколе, с текстом которого широкой общественности ознакомиться невозможно? Как пишут СМИ, сотрудничать предполагается в научно-техническом сопровождении атомной отрасли, повышении и продлении эксплуатации энергоблоков АЭС, проектировании и строительстве новых атомных станций, развитии предприятий ядерно-топливного цикла, в совместном выходе на рынки третьих стран.

Речь шла и о создании совместных предприятий в сфере добычи и обогащения урана. Россия испытывает острый недостаток в урановом сырье, добывая на своей территории только пятую часть урана из всего необходимого объема для производства свежего ядерного топлива для реакторов типа ВВЭР, которое поставляется как на российские АЭС, так и в другие страны, в которых работают российские реакторы. В связи с 15-кратным подорожанием за последние несколько лет окиси-закиси урана с 20 до 300 долл. за кг, добыча урана на месторождениях, которые ранее считались нерентабельными из-за высокой себестоимости, становится чрезвычайно привлекательной. Низкая цена на концентрат урана в прежние годы объяснялась наличием больших складских запасов урана, накопленного под военные программы, и использованием конверсионного урана для производства ядерного топлива для АЭС. Однако склад­ские запасы исчерпались, а в связи с планами многих государств развивать ядерную энергетику, спрос на урановое сырье в мире почти в два раза превышает объемы его добычи: по экспертным оценкам, спрос составляет 81700 тонн концентрата урана, а добыча — 41600 тонн соответственно. Всемирная ядерная ассоциация прогнозирует увеличение вдвое спроса на уран к 2030 году — до 160 тыс. тонн.

Последние два года Россия активно ищет возможности совместной добычи урана в других странах, среди которых не только страны-соседи — Казахстан, Узбекистан, в которых уже работают совместные предприятия, но и Намибия, Южно-Африканская Республика, Австралия. Что касается Украины, то ее предприятия ядерно-топливного цикла всегда были лакомым куском для Российской Федерации, о чем С.Кириенко, прибыв в январе 2006 года в Киев вскоре после своего назначения главой «Росатома», заявил почти прямо. А именно, что он видит своей задачей собрать технологические цепочки бывшего Минсредмаша СССР на территориях постсоветских государств.

Кроме урана, который без преувеличения, сейчас является стратегическим сырьем покруче газа, есть у Украины и циркониевые руды, из которых добывается металл, необходимый для изготовления тепловыделяющих сборок. Кроме того, здравствует энергетическое машиностроение, выжившее в условиях экономического кризиса и дающее миру изделия, превосходящие по качеству аналогичные российского происхождения. То есть существует мощная основа для ведения переговоров с иностранными партнерами, что позволяет при наличии политической воли использовать конкуренцию на этом рынке и извлечь максимальную пользу в обеспечении национальных интересов. Ведь о намерениях поучаствовать в совместной разработке украинского урана заявили и французская AREVA, и японская компания ITOCHU, и австралийские компании. Есть из кого выбирать, тем более такие компании, как AREVA, могут предоставлять и услуги по обогащению урана, что немаловажно в условиях 100% зависимости украинской ядерной энергетики от поставок российского топлива. А если учесть «газовую дубину», периодически заносимую над Украиной, то ясно, как божий день, что риски экономического давления для достижения политических целей от нашего соседа надо уменьшать, диверсифицируя поставки ядерного топлива, о чем, кстати, записано в Стратегии национальной безопасности, утвержденной президентом Украины вначале этого года.

А что мы получаем на сегодняшний день? Подписание международного документа, хоть и всего лишь протокола о намерениях, со стороны Украины осуществляется руководителем хозяйствующего субъекта, скорее всего, без согласования текста документа по установленной процедуре с МИД, Минэкономики, Минюстом. Не говоря уже о том, что украинский подписант должен был бы иметь соответствующим образом оформленные полномочия и директивы на ведение переговоров и подписание документов, как того требует Закон Украины «О международных договорах». А если учесть, что украино-российские отношения являются чувствительной сферой, наличие директив, согласованных с МИДом, — вещь просто необходимая.

Позволю себе сделать вывод, что по молчаливому согласию вице-премьер-министра, отвечающего за ТЭК, и министра топлива и энергетики, которые заняты собственными нефтегазовыми проблемами, атомная сфера полностью отдана на откуп представителю партии — члена коалиции, и именно он фактически определяет государственную политику в этой сфере, раз ничтоже сумняшеся ведет переговоры с таким, не побоюсь этого слова, монстром, как «Росатом», захаживает к федеральному министру на «огонек» в январе этого года после подписания контракта НАЭК «Энергоатома» с корпорацией «ТВЭЛ» о поставках свежего ядерного топлива в 2007 году на украинские АЭС. Какие обещания при этом были озвучены в попытках снизить цену на ядерное топливо — ни МИД Украины, ни Минэкономики, да и Минтопэнерго, полагаю, не знают.

На состоявшемся 18 июня заседании правительственного комитета по развитию реального сектора экономики члены комитета дали оценку законности подписанного протокола в качестве реакции на поручение президента Украины Генеральной прокуратуре, данное им во время заседания СНБОУ по вопросам энергетической безопасности. Комитет сделал вывод, что документ соответствует ст.181 Хозяйственного кодекса и ст.635 Гражданского кодекса. Однако в этих статьях речь идет о хозяйственных договорах! А в протоколе определяются направления долгосрочного межгосударственного сотрудничества. Андрей Деркач уже заявил, что документ не имеет юридических последствий. Может быть, может быть. Но ведь создан опасный прецедент нарушения процедуры ведения международных переговоров и подготовки международных документов, который может иметь далеко идущие последствия для национальных интересов и энергетической безопасности в условиях правового нигилизма в других областях. Так кому выгодна сдача национальных интересов Украины?

Невольно вспоминается известное выражение, что бывших чекистов не бывает, ведь наш фигурант закончил Высшую школу КГБ, чем очень гордится. Да, кстати, и движение им созданное возглавлял «В Европу — вместе с Россией»…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме