Трудно припомнить период, когда вокруг налогов на нефтепродукты было столько ажиотажа и споров. На момент написания этого материала в парламенте находилось четыре законопроекта, предлагающих три варианта ставок акцизов на бензин, дизтопливо и сжиженный газ. Кто выиграет и проиграет, и зачем все это? Попробуем объяснить.
Акциз иногда называют налогом на товары не первой необходимости. Алкоголь, табачные изделия, автомобили, топливо, предметы роскоши — все это человек потребляет тем больше, чем лучше ситуация в его стране и в его личном кармане.
Страна понемногу выкарабкивается из экономической пропасти, продажи подакцизных товаров и, в частности, топлива растут. Вероятно, эта тенденция сохранится в ближайшие годы. Помимо общей стоимости горючего, акцизная политика государства важна тем, что может определить структуру спроса на разные марки топлив. В последние годы эта политика благоволила к сжиженному газу, который за счет вчетверо меньшего акциза, чем на бензин, и втрое меньшего, чем на дизтопливо, с 2013 года увеличился в объеме более чем в два раза и превысил 2 млн т. По использованию автогаза на транспорте Украина — уже недосягаемый номер один в мире, а по абсолютному объему потребления — в пятерке крупнейших на планете.
Главной жертвой роста спроса на газ стал бензин, потребление которого за последние семь лет упало вдвое — с 4,2 до 1,9 млн т. Свой вклад в удушение бензина сделало и дизтопливо, мода на которое пришла к нам из Европы. Все же помнят «евробляхи».
Основная интрига нынешнего «акцизного» обострения — попытка остановить дальнейшую газификацию и реанимация спроса на бензин.
Сегодня акцизы на нефтепродукты составляют от 52 евро за 1000 л сжиженного газа (около 13% в цене топлива на колонке) до 213,5 евро за 1000 л бензина (около 31%). Дизтопливо облагается ставкой 139,5 евро, что составляет около 19,5% конечной цены.
Как и видов топлива, можно выделить три ключевые стороны, имеющие свои «акцизные» интересы.
Первая — государственный бюджет. Топливный акциз составляет более 60 млрд грн и наполняет Дорожный фонд, откуда финансируется строительство и ремонт дорог — ключевая программа президента Зеленского. Если налоги снижать, фонд потеряет деньги, и наоборот. Соответственно, нужно либо оставлять все как есть, либо корректировать ставки, чтобы в итоге выйти на тот же объем средств.
Вторая — потребители. Акциз напрямую определяет стоимость топлива. Ситуация неоднозначная, ведь снижение акциза на бензин приведет к его удешевлению, а повышение налога на сжиженный газ — к подорожанию. Все обсуждаемые варианты новой конфигурации акцизов предусматривают сохранение неизменной ставки на дизельное топливо. И если понижение цен поддерживают все, то подорожание газа, естественно, не нравится его потребителям. К сторонникам потребителей автогаза следует отнести газотрейдеров. Их текущая ситуация более чем устраивает, ведь продажи дешевого газа растут. А интересы потребителей бензина отстаивает ассоциация розничных сетей АЗС, которая обладает огромной и незагруженной инфраструктурой по реализации бензина. Кроме того, бензин остается более маржинальным продуктом, чем сжиженный газ, где бои идут за копейки.
Третья — продавцы топлив, а именно импортеры газа и производители бензина в Украине. «Газовики» за последние пять лет инвестировали деньги в инфраструктуру для реализации и хранения так стремительно развивающегося в спросе ресурса. Поэтому, разумеется, хотят сохранить рост рынка. Технология нефтепереработки такова, что в любом случае процент отбираемого бензина очень велик. В свою очередь, сжиженного газа из сырья отбирают не более 5%. Хочешь ехать — заплати унифицированную плату, предлагают переработчики. Это будет означать снижение привлекательности сжиженного газа и повышение популярности бензина, что даст спрос на продукцию НПЗ. Заводы небезосновательно говорят, что будут вынуждены остановиться, если потребление бензина продолжит падать.
Вот в этом треугольнике при поддержке трейдеров проходят ожесточенные дебаты. Рассмотрим существующие предложения и их вероятные последствия.
Дорогая экономия
Ничего не менять, а еще лучше — зацементировать на несколько лет текущую пропорцию акцизов на автогаз и бензин, — такова позиция газотрейдеров, поднакачавших бицепсы по мере роста рынка автогаза. Большинство потребителей давно вернули свои затраты на установку в машину газобаллонного оборудования, и теперь просто экономят за счет низкого налога. По той же причине дешевле бензина все чаще стоит и дизтопливо, да и западный автопром выпускает отличные дизельные машины. Бензину в этой ситуации ничего хорошего не светит. Тезисы риторики газотрейдеров прописаны в законопроектах Нины Южаниной («Европейская солидарность») и группы «слуг народа» во главе с нардепом Холодовым.
Для нефтепереработчиков и смежных отраслей это смерть. Чтобы конкурировать с импортным топливом, необходимо наращивать переработку нефти и тем самым сокращать удельные затраты на тонну топлива. Но как увеличивать переработку, есть автоматически будет расти и невостребованность бензина? По словам Сергея Федоренко, коммерческого директора «Укргаздобычи» — одного из двух оставшихся в отрасли нефтепереработки предприятий, отправка на экспорт не покроет затрат на приобретение нефти. Другими словами, перерабатывать сырье на заводе станет просто невыгодно.
Федоренко считает, что если ничего не менять, через 1–2 года перед одним из двух украинских НПЗ встанет вопрос остановки.
«Если все оставить как есть, с нынешних 1,9 млн т потребление бензина через 2–3 года достигнет 1,6 млн т. Учитывая, что 30% будет занимать импорт, оставшиеся 1,12 млн т бензина — это меньше нашего суммарного производства, а значит, кто-то будет вынужден уйти», — говорит топ «Укргаздобычи».
Что будет, если заводы остановятся? Это смертельно ранит «Укртранснафту», которая подает нефть на Кременчуг из моря и украинских месторождений. Аналогично с «Укрнафтой»: сегодня ее нефть уходит на «Укртатнафту» по импортному паритету цены, а в случае исчезновения ключевого потребителя она будет вынуждена экспортировать сырье, сразу потеряв миллиарды. Ну и главное: исчезновение собственной переработки толкнет страну в объятия России и Беларуси, сделав полностью подконтрольной. К этому добавим автоматический рост цен (зависимым дешево не продают), но теперь уже на все позиции и сжиженный газ в том числе. О последствиях для бюджета не будем даже говорить.
Другими словами, сегодняшняя экономия автолюбителей на ГБО может обойтись всей стране очень дорого.
Операция «унификация»
«Укртатнафта» и «Нафтогаз Украины» (владеет Шебелинским ГПЗ) просили власти увеличить акциз до 87 евро за 1000 л на газ еще в 2018 году. Сегодня переработчики предлагают самый смелый вариант — сделать единую ставку акциза на все виды моторных топлив в размере 139,5 евро (сегодняшняя ставка на ДТ). Логика такая: все желающие кататься должны платить государству одинаково, как в муниципальном транспорте. Очевидные последствия — торможение и постепенное сокращение объемов сжиженного газа, параллельно — рост спроса на бензин (как за счет автогаза, так и дизтоплива, ведь в таком случае цена бензина на стеле АЗС будет ниже «дизельной»).
Как и любые радикальные предложения, это имеет свои недостатки. Главный и самый очевидный из них — рост цены на газ, а значит, увеличение транспортных расходов населения и части бизнеса. Газовики, разумеется, пугают депутатов и чиновников подъемом цены на 5 грн/л. «Укртатнафта» же говорит, что при определенном стечении обстоятельств газ вообще может не подорожать. Правда, как всегда, где-то посередине (см. табл. 2).
Расчет влияния новых ставок — дело нетрудное. Вариант «унификация» предполагает рост акциза на газ на 87,5 евро и снижение «бензиновой» ставки на 74 евро за 1000 л. Сверху набросим еще НДС. Выходит, что при нынешнем курсе евро (33,27 грн) 1000 литров газа подорожают на 3493 грн/л, а бензина — подешевеют на 2954 грн/л (или 3,5 и 2,95 грн/л, см. столбцы 4–5 в табл. 1).
Останется ли газ выгодным? Это зависит от соотношения цен на бензин и автогаз. Мы взяли за основу ретроспективные цены за 2018–2020 годы (столбцы 1–3 в табл. 2) и наложили на них рассчитанные выше изменения. Выходит, что реализация сценария «унификация» дает соотношение 64% (в 2018–2020 годах оно составляло 44%).
Это значит, что езда на газе подорожает, но останется ощутимо выгоднее бензина, особенно для транспорта с большими пробегами (небольшие грузовики, такси). Этими же категориями, очевидно, и ограничится список желающих использовать ГБО в дальнейшем. А вот для «частников», привыкших «отбивать» ГБО за 2–3 месяца, этот срок растянется до 1,5–2 лет.
С таким ценовым соотношением автомобилисты не уйдут с газа, однако при выборе нового транспорта уже обратят внимание на бензин. И, что очень важно, не на дизельное топливо! Предлагаемый нефтепереработчиками вариант сделает бензин почти на 2 грн/л выгоднее ДТ. В Сербии, пример которой любят приводить сторонники бесполезности акцизных корректировок, именно низкий акциз на дизель привел к росту использования этого ресурса после повышения ставок акциза на сжиженный газ.
В итоге можно прогнозировать, что рынок автогаза будет сокращаться темпами, чуть меньшими, чем выбытие транспорта с ГБО из эксплуатации — 1–2% в год. Дизтопливо сохранит прирост за счет коммерческих перевозок (ни бензин, ни дизель в этом сегменте не котируются). Бензин же имеет шанс забрать на себя основную часть прироста потребления в частном секторе (см. прогноз в столбцах 6–7 табл. 1).
Бюджетное «за»!
Несколько иной вектор развития получит рынок в случае реализации альтернативного законопроекта, поданного группой депутатов во главе с Андреем Герусом, руководителем комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и ЖКУ. Сближение ставок на бензин и газ до уровня 169,5 и 124,5 евро соответственно сделает ценовую динамику более плавной, а соотношение цен — ниже 60%.
Ценовые параметры в данном случае дают основания прогнозировать чуть больший прирост потребления моторных топлив в стране и новый спрос на газ, хоть и на минимальном уровне. Бензин и дизтопливо, скорее всего, разделят основной прирост между собой.
Чем же ощутимо отличаются проекты, так это эффектом для бюджета. Прогнозируется, что «унификация» принесет в бюджет дополнительных 195 млн евро, а проект Геруса — более 240 млн евро или +13% к прогнозным сборам за текущий год. Это мощный аргумент для Кабмина, но это будет означать рост затрат на топливо для населения.
* * *
Очевидно, нам предстоит стать свидетелями дальнейших торгов. В частности, уже можно услышать пропорции 170/100 евро (бензин/газ), 180/90 евро, хотя конкретных законопроектов с ними еще нет. Что есть — так это ощущение, что большинство участников обсуждения понимают: изменения необходимы. Как видим, каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы, а также в разной степени пересекается с интересами населения и государства.