Лучше было бы для Агитпрома, чтобы Остров этот действительно не существовал…
Мекка всемирного анархизма, сумасбродства, греха, шалая и беспутная Ялта… была негласно объявлена идеологическим «табу»
В.Аксенов
Б анальная фраза о том, ког
да нужно готовить сани и
телегу, всегда с холодами воспринимается в контексте крыловских Муравья и Стрекозы. А вот обратный процесс менее болезненный, правда, только физически. Психологически же мы весной по привычке еще долго носим теплую одежду. Но весна уже не на пороге, она уже в гостях. Так не пора ли нам отправиться туда, где всегда теплее, на юг державы, откуда ее величество весна так долго едет.
А действительно, широка у нас страна родная по европейским меркам. Если не трогать Россию, которая одной ногой в Европе, а второй - в Азии, чисто европейская Украина одна из самых крупных на континенте. С севера на юг Украина раскинулась на цифры, превышающие полторы тысячи километров, а с запада на восток - и того больше, порядка двух тысяч километров.
Республика Крым - автономный регион в составе Украины. И сколько бы ни спорили русские, украинцы и крымские татары за право называть его своим, Крым при всех режимах будет иметь свой колорит и свои особенности. Эту специфику ему дала сама природа. Крымские горы, порой достигающие отметки свыше 1000 м, особый субтропический климат, практически полная блокада Черным морем, уникальный ландшафт навсегда наложили свой отпечаток не только на внешность района, но и на занятие живущих там людей и на инфраструктуру региона.
Если вы собрались ехать из Киева в Крым сухопутным путем, то вас ждет одна дорога - через узкий перешеек. В бурные, насыщенные событиями постперестроечные времена, КПП на перешейке как нельзя лучше отображал картину происходящих в политике событий. Еще не так давно очереди на Крымском перешейке били все глупые рекорды СНГовских границ. Относительное согласие и договоренность в нынешнее время сказались и на КПП. Очередей почти нет. Но с ветерком проехать мимо лозунга «Крым приветствует дисциплинированных водителей» все равно не удастся. Как бы напоминая о том, что в Крым вы едете отдыхать и дышать свежим морским воздухом, большинство неместных машин отправляется через проверку СО. Если дышит ваша тачка тяжело, вас отправят рядом же на пост регулировки СО для облегчения дыхания карбюратора и кошелька. Наверняка гаишники и гражданские регулировщики СО между собой очень ладят и дружат. Но самое забавное, что даже если ваша машина вписывается в некие мистические полтора процента, то заплатить за чистый воздух вам все равно придется. 5 гривен стоило право отравлять выхлопными газами можжевелово-кипарисовый воздух нашему «Ниссану». После этой процедуры обзор лобового стекла уменьшился на очередной талончик. Теперь уже по праву изучив, каких именно водителей приветствуют в Крыму, мы въехали на полуостров.
Кстати насчет дисциплинированных. Широка страна, нечего сказать, а вот дороги в Крыму очень узкие. Поэтому из не перенасыщенной на события трассы Киев - Ялта - Новый Свет выделились два одинаковых случая. Лишь наличие более-менее пригожего грунта вблизи проезжей части помогло избежать лобового столкновения с обгоняющими на подъемах. В первом случае многотонный ЗИЛ вышел на таран, в другом водитель заднемоторного купе ЗАЗ-968М решил, что он - Гастелло. Подобных героев хватает везде - скажете вы. Правильно, но на крымских горных тропах такие подвиги достойны камикадзе. Только на одном участке 80 км от Алушты до Судака встретились последствия четырех тяжелых аварий.
Но не только следы беспечности и неумелой езды в горах приводят к беде. Сама природа напоминает человеку, насколько он ничтожен при встрече со стихией. Многодневные ливни, грозы и селевые потоки в августе прошлого года унесли здоровье нескольких человек в крымских горах. В районе Алушты и во многих других местах грязевыми потоками посносило десятки машин, размыло дороги и даже центральная трасса Симферополь - Ялта была парализована на несколько дней. Местные водители-старожилы утверждают, что подобного не было в Крыму за последние 20 лет.
Крымские водители. В семье, конечно, не без урода, но надо отдать должное, крымские драйверы - народ высокопрофессиональный. Специфика горной езды заставляет быстро учиться, знать и уметь ездить быстро в экстремальных условиях. Поэтому водители, особенно крымского горного побережья, высоко ценятся. Их, например, с удовольствием берут на заработки во многих московских АТП. Единственное, чего они толком не знают, так это затяжной снежной зимы. Но если уж в горах вдруг подморозит, то уповать остается только на своего ангела-хранителя. Правда, бывает такое крайне редко. Пальмы в снегу успел хорошо познать только мальчик Банан из соловьевской «Ассы».
Крымская ГАИ. Как ни удивительно, но пришлось пообщаться с крымской ГАИ в этот раз только при въезде. Но по старому опыту помню, что к приезжим, особенно со столицы, относятся, как ни странно, скептически. Странность заключается в том, что местные порой забывают или не задумываются, что именно отдыхающие на курорте наполняют местную казну, а стало быть и кормят аборигенов, но к таким глубокомысленным выводам наш народ, в том числе и в форме, еще не дошел. Поэтому достаточно привыкшие, что каждая вторая машина летом в Крыму залетная, некоторые работники ГАИ постоянно и напрасно пытаются доказать: кто, мол, тут хозяин.
Приезжие. По номерам машин можно легко определить географию отдыхающих. Так вот летом в Крыму очень много русских номеров, особенно пестрят две семерки. Это москвичи. Чуть меньше киевлян и дончан. Заметны, например, в Ялте днепропетровские и харьковские номера. Но это летом. Зимой же, смею утверждать, что чуть ли не каждая десятая машина в Ялте- или из Киева, или из Донецка. Странно - но факт.
Крымская автопромышленность. Как ни парадоксально звучат вместе эти два слова, но именно в курортном Крыму автопромышленность существует, в отличие от многих индустриальных регионов Украины. Для человека, просвещенного в автомобильных делах, не знать, что в Крыму собирают «Волги» и «Газели», - просто неприлично. А ведь еще несколько лет назад предприятие «КрымавтоГАЗсервис» было никому не известно. О серьезности наполеоновских планов крымских автосборщиков наглядно говорила шумная экспозиция на последнем киевском автосалоне SIA-97. На предприятии собирают новые модели «Волги», в том числе в модификации с роверовским движком. В столице Крыма не заметить рекламу широко развернувшегося завода уже невозможно. Но самое печальное, что хлопать в ладоши нам, потребителям, по этому поводу пока рано. Несбалансированная, порой неоправданная налоговая политика государства приводит к тому, что машины, собираемые внутри страны, а именно в Крыму, стоят почти столько же, сколько и импортированные с Нижнего Новгорода. Для цивилизованного западного бизнеса - это парадокс недальновидности политики.
Давайте оторвемся от всех проблем, ведь Крым прежде всего - это курорт. Крым - это горы, Артек, Гурзуф, Царский пляж, где граф Голицын ублажал шампанским Николая II, горный воздух и местами еще чистое море, место безумия природы.
Рассказывая о Крыме, невозможно говорить серьезно. Ялта. Это место, где самые добропорядочные граждане даже из цивилизованных стран находят свое начало. Неважно, к счастью или увы, но пуля мистического лейтенанта Бейли-Лэнда не достигла в двадцатых годах своей цели. И вместо прыщавого лейтенанта на центральной площади Ялты возвышается знакомая до боли скульптура гегемона с кепкой в руке. Но вот парадокс. Даже с чеховских времен, через реальную сегодняшнюю действительность и вплоть до аксеновских фантазий набережная Ялты ничуть не изменилась. Пусть нет отелей «Ялта-Хилтон», пусть нет добропорядочных дам с собачками и с чеховскими зонтиками от солнца, но ялтинская набережная по-прежнему имеет свой шарм. Каждый вечер разнокошельковые граждане жовто-блакитной страны дефилируют с безумными глазами, дабы народ посмотреть и себя показать.
Ялтинская набережная исторически уникальна. Это сугубо беспредельно-пешеходная улица, но все же две первые появившиеся там машины поразили своей разной символичностью. Это были два ярко-оранжевых «мерседеса», мирно расталкивающих разнеженную толпу ялтинской набережной. Первый «мерс» был совершенно последней моделью грузового фургона в классе Т2. В Киеве «Vario» еще не встречаются, а по пешеходной набережной Ялты разъезжает, извините, в качестве мусорщика. Второй оранжевый «мерс» был настоящий хот-род спайдер «Мерседес-Бенц» 1928 года, за рулем которого сидел колоритный патлатый старик, наверное, такого же года выпуска.
Ялта есть Ялта, и чеховская, и аксеновская. Но все же удивляет, как этот город, который местные называют столицей побережья Крыма, до сих пор не превратился в украинский Лас-Вегас. Красота подлета и подплыва к Ялте и к другим центральным курортам Крыма обязана только природе. Увы, но за тринадцать лет после начала падения режима госдач, гособеспечения, госмагазинов, после наконец-то накопления капитала мало кто всерьез занимается перестройкой. Поэтому за шумной ялтинской набережной через 70 метров вверх находятся пустынные заброшенные замки, не продаются с тендера многотысячные пансионаты и мало кто всерьез рискует вложить свои миллионы (а они у многих есть) в самый выгодный в мире игорно-курортный бизнес. Возможно, причину этого парадокса стоит искать где-то далеко вверху (где-нибудь на Ай-Петри). Вот и остается Ялта, да и весь Крым, местом давно всем надоевших политических споров, местом и не чеховского, но и не аксеновского, а так знакомого нам по советским временам отдыха.
Может, в этом и есть своя прелесть, по крайней мере природа в Крыму независима от политики, если кому-то вдруг не вздумается рубить виноградники. И если вам природа эта действительно нужна, мой вам совет, как бы я ни любил безумную Ялту - езжайте прочь оттуда. Куда-нибудь, где еще воистину царствует природа - Новый Свет, мыс Меганом, что угодно, но подальше от городского шума, зоны действия пейджеров и мобильников, суеты и вездесущих проблем.