К движущимся трамваям и троллейбусам на запорожских улицах действительно впору относиться как к событиям сверхъестественным. Ведь по элементарным меркам здравого смысла происходит то, чего уже давно быть не должно. По крайней мере, в нынешнем году.
Судите сами, только в 2001-м коммунальное предприятие «Запорожэлектротранс» потребило электроэнергии на 8,1 млн. грн., а рассчитались за нее всего лишь на треть. По суровым законам нашего времени, при таком уровне платежей большинство потребителей просто вынуждены смириться с неизбежностью отключений. Однако до поры до времени столь печальный удел горэлектротранспорт особо не заботил, поскольку львиную долю электроэнергии он получает не напрямую, а через посредников — от крупных промышленных предприятий, в основном, металлургического профиля. Но, как известно, чудесам не дано длиться вечно. С наметившимся спадом в металлургии предприятия стали более тщательно относиться к учету затрат. И это привело к закономерному результату: по решениям нескольких десятков хозяйственных судов на собственность «Запорожэлектротранса» был наложен арест. Сумма долга набежала приличная — по разным оценкам, от 9 до 11,6 млн. грн. Однако до конфискации дело не дошло.
Сперва пришлось отказаться от затеи с арестом счетов предприятия, иначе кредиторы лишались даже скудных платежей. Безрезультатной оказалась и попытка возврата долгов посредством реализации имущества «Запорожэлектротранса». Во-первых, сложность заключалась в соблюдении обязательного условия: процедура не должна парализовать работу транспорта. Следовательно, под конфискацию подпадало лишь кое-что малоценное, чье изъятие не скажется на производственном процессе. А во-вторых, появление на предприятии судебных исполнителей было встречено ярым протестом, вылившимся в стихийный митинг на проходной. И, вероятно, это дало основание генеральному директору предприятия Александру Комарову проигнорировать судебные решения. Он попросту распорядился чинить препятствия служителям Фемиды. Последним пришлось ретироваться, ограничившись лишь составлением соответствующего протокола. По их мнению, доводить инцидент до скандала не следовало.
Конечно, в разрешении любого конфликта скандал является далеко не лучшим методом. Но и попытка сохранить хорошую мину при плохой игре, стремясь во что бы то ни стало отложить решение проблемы на потом, тоже вряд ли способна дать положительные результаты.
В принципе, от своих долгов электротранспортники не отказываются и согласны их возместить. Правда, преимущественно на словах, поскольку из-за убыточности и хронического безденежья такая возможность им не светит. Долг предприятия за электроэнергию в последнее время ежемесячно возрастает примерно на полмиллиона гривен. И это не позволяет осуществлять даже текущие платежи. Главная причина в том, что именно на городской электротранспорт возложена основная нагрузка по перевозке льготных категорий граждан (транспортники утверждают, что таковые составляют до 80 процентов от общего количества пассажиров). Особенно ощутимо это стало с появлением на улицах города громадного количества так называемых маршрутных такси, работу которых городские власти тщетно пытаются упорядочить уже не первый год. Бесплатный проезд на «маршрутках» не предусмотрен, в отличие от городского электротранспорта, за что он, по идее, должен получать компенсацию из бюджета. Но, как говорится, мало ли кто кому должен!
Как утверждают в «Запорожэлектротрансе», долги государства предприятию уже превышают 50 млн. грн. Тем не менее, это не вызывает желания предъявить вполне обоснованные иски. Иначе ведь неизбежен скандал, который вряд ли придется по душе вышестоящим инстанциям и чреват основательно испорченными отношениями. Гораздо выгоднее не придавать значения проблеме, положившись на безропотность «спонсоров поневоле». В конечном итоге такая позиция и породила ситуацию, когда расчеты городского электротранспорта за электроэнергию скатились до 8 процентов, тогда как в других городах этот показатель в 9—10 раз выше.
К слову, ситуация с расчетами за энергоносители, сложившаяся в горэлектротрансе, вовсе не уникальна. Она скорее типична для коммунального хозяйства региона в целом. Уже не первый год предприятия отрасли не утратили работоспособность в значительной мере лишь благодаря своеобразному кредитованию, внедренному ими в одностороннем порядке. Проще говоря, расчеты за энергоносители были поставлены в прямую зависимость от насущных финансовых возможностей. И это привело к весьма печальным результатам. Достаточно сказать, что суммарный долг области только за потребленную электроэнергию уже вышел на критическую отметку, превысив 460 млн. грн.
Шаткость псевдоэкономического баланса обнажилась со всей очевидностью, стоило лишь с подачи правительства немного ужесточить взаимоотношения на Энергорынке. Требование безусловных расчетов за электроэнергию стало детонатором непрекращающихся скандалов, загасить которые путем увещеваний и обещаний уже попросту невозможно. Руководствуясь принципом «деньги на бочку», облэнерго все реже испытывает желание «войти в положение» и все чаще прибегает к радикальным способам при помощи рубильника. Тем более что для этого у него есть все права и полномочия, не требующие судебного вмешательства.
В частности, в середине мая государственная акционерная энергокомпания «Запорожьеоблэнерго» предъявила городскому электротранспорту кредиторские требования на сумму 18 млн. грн. Причем, в отличие от предыдущих попыток, заявление последовало в ультимативной форме: либо троллейбусники платят за электроэнергию, либо они перестают ее получать. Хотя о полном и немедленном возмещении долга речь все же не шла. Здраво полагая, что таких денег должникам в одночасье взять негде даже при очень большом желании, энергетики поставили типичное условие: за потребляемую электроэнергию рассчитываться без задержек, а имеющийся долг погашать постепенно по согласованному графику.
Поначалу ультиматум не возымел действия. Хотя транспортники и предложили свой график, но энергетики восприняли его как насмешку. Наверное, небезосновательно, коль накопленные долги предлагалось погасить в течение 15 лет. И тогда за словами последовали действия — обесточенные трамваи и троллейбусы замерли. Правда, не насовсем, а лишь в течение четырех часов три дня подряд. Однако и этого оказалось достаточно для того, чтобы власти всерьез заинтересовались конфликтом. В роли третейского судьи пришлось выступить обладминистрации, и при ее участии стороны достигли компромисса. Точнее, фактически были приняты требования энергетиков, выполнять которые условились при содействии городского бюджета.
В реальность договоренности так хотелось верить, тем более что тотчас после отключений энергетикам перечислили 300 тыс. грн. Но, увы, в июне все возвратилось на круги своя. Возможно, не последнюю роль сыграл тот факт, что вскоре после конфликта произошла смена руководства «Запорожьеоблэнерго». Да только, к сожалению, сумма задолженности от этого меньше не стала...