Украинские города: технология успеха. «ЗН» начинает публикацию цикла «Из жизни городов»

Поделиться
Встретить адекватного мэра — серьезная морально-психологическая травма для жителя столицы. А пообщаться сразу с тремя такими мэрами — травма втрое большая...

Встретить адекватного мэра — серьезная морально-психологическая травма для жителя столицы. А пообщаться сразу с тремя такими мэрами — травма втрое большая. Как говаривала барышня из небезызвестного кинофильма «Шельменко-денщик»: «Ну почему у нас в деревне не стоят военные?»

С другой стороны, можно порадоваться за жителей Бердянска, Ка­мен­ца-Подольского и Славутича: им с городскими руководителями повезло. Мэр Бердянска Валерий Баранов бессменно находится в должности почти десять лет, но теперь, в связи с избранием народным депутатом Украины по списку «Блока Владимира Литвина», готовится применить свои познания в парламенте. Александр Мазурчак из Каменца-Подольского только что отметил две полные пятилетки в кресле мэра, а Владимир Удовиченко, городской голова Славутича, и того больше — восемнадцать лет. Города на подъеме, здесь развиваются бизнес, социалка, инфраструктура — что еще нужно для нормальной жизни?

Нужна вразумительная государственная политика, сетуют мэры. Но так как до этого ой как далеко, все трое исповедуют опору на собственные силы и независимость от центра. Все трое могут часами рассказывать о проблемах местных органов власти, но воспринимают их с известной долей юмора. Иначе в украинской глубинке не то что не станешь успешным — не выживешь…

Вообще-то нынешний круглый стол в Ассоциации городов Украины и общин задумывался нами с вице-президентом ассоциации Мирославом Питцыком для анализа проблем, возникающих на уровне небольших городов в связи в предстоящим принятием бюджета на 2008 год. Но участники повернули дело так, что бюджетная тема отошла на второй план и тихо померкла. Два часа, можно сказать, пролетели за рассказами о городах и людях, о творческих планах и технологиях успеха. Впрочем, предлагаем читателям составить собственное мнение.

Отдельные недостатки? У нас их нет...

— «ЗН» при поддержке Ассо­циации городов задумало провести серию круглых столов, посвященных проблемам местного самоуправления. Первый разговор — о проблемах проекта бюджета на 2008 год. Вы — люди с большим управленческим опытом. Так как, на ваш взгляд, выглядит нынешний документ на фоне бюджетов прошлых лет? Но чтобы не получился «плач Ярославны», давайте поговорим и о том, как вашим успешным городам удается зарабатывать деньги. Бердянску повезло с Азовским морем, Каменцу-Подольскому — с крепостью, а Славутичу, получается, — с Чернобыльской станцией?

Валерий Баранов Фото: Василий Артюшенко
В.Б. — Можно, я тон задам? Я предлагаю уйти от украинских традиций, предполагающих герои­ческую борьбу со следствиями, и попытаться заняться искоренением причин. В Украине нет отдельных недостатков, у нас все делается неправильно. Существует и другое меткое выражение: «Ук­раїнський народ знаходиться у стані наполегливого очікування безкоштовного чуда».

Да, в бюджете следующего года мы можем найти массу преимуществ, и это, естественно, нас порадует. Но в то же время мы с печалью будем констатировать, что, судя по документу, в нашей стране не предполагается никаких структурных изменений. Это значит, что вся наша дальнейшая деятельность не принесет ощутимых результатов.

Мне понравилась цифра: Украина — на 139-м месте в мире по инвестициям и на третьем — по приобретению дорогих автомобилей. Кто в этом виноват: предприниматель, который вынужден скрывать свои доходы, или государство, построившее систему, при которой все вынуждены их скрывать?

Старая, коммунистическая система управления пытается руководить рыночной экономикой. Вам не кажется, что это абсурд? Кстати, советский аппарат управления вкупе с партийными органами и комсомолом был втрое меньше, чем сегодня, в независимой Украине. Вот эти созданные под плановую, административную экономику центральные органы власти, областные вертикали остались руководить — и руководят — предпринимателями.

А Тендерная палата? Отдель­ная песня со слезами на глазах. А всевозможные разрешительные инстанции? Вот вам истинная причина коррупции. А по статистике, 92% коррупционеров в Украине — работники райгосадминистраций. Смеются все…

Мы должны взять Консти­туцию, где прописаны функции государства, и под эти функции создать новую, европейскую структуру управления. Да, министерства должны быть, но с совершенно иными полномочиями и в десять раз меньшие по численности. А контрольные органы не должны дублировать друг друга. Если мы заменим старую структуру управления, у нас сразу отпадут и коррупция, и необходимость для предпринимателей давать взятки, платить откаты по НДС и т.д.

Следующий этап — внедрение подлинного самоуправления. Он предполагает ликвидацию областных и районных администраций, этих никому не нужных райкомов и обкомов той партии, которая пришла к власти, либо той, которую представляет президент.

«ЗН» — Коррупция во всех странах есть, только разная. Если у нас дать взятку чиновнику за выполнение определенных функций — результат не гарантирован. А, например, в азиатских странах, если чиновнику уплачено, он выполняет свое дело на все сто процентов.

А вообще-то ваши речи — извините, как от барона Мюнхгаузена. Вы действительно верите, что коррупционер с энтузиазмом возьмется за реформы, которые подпиливают сук, на котором он сидит?

В.Б. — Я часто слышу про битье лбом о стену и про то, что таким образом мы рискуем очутиться в соседней камере. Но ведь биться-то надо. Надо достучаться до тех, кто наверху. Если мы не будем биться, ничего не получится.

Основа всего — развитие экономики. И когда сегодня правительство говорит, что у нас рост на 7%, я хлопаю в ладоши. Но к правительству вопрос: в результате каких ваших действий моя частная фирма удвоила объем производства? Были бы созданы какие-то стимулы, даны законодательные преференции — но ведь ничего подобного не было! Так не нужно приписывать себе заслуги предпринимателей, которые в этой ситуации научились работать, скрывая доходы, вывозя их на Кипр, а затем ввозя в виде инвестиций. Кого мы обманываем? Самих себя!

После того как у областных администраций забрали право распоряжаться финансами, они стали никому не нужны. Пусть будет представитель президента с группой товарищей, которые пишут аналитику, изучают тенденции. Но, извините, если есть областной совет, должен быть и исполнительный комитет.

Владимир Удовиченко
В.У. — В городах областного значения, областных центрах есть хоть и призрачное, но местное самоуправление. А если брать Украину настоящую, города районного значения, то там — полнейшая диктатура администраций. А сейчас еще одна страшная диктатура — районных и областных советов, избранных по партийным спискам. Они бьют себя в грудь — мы тоже избраны! Говорят о местном самоуправлении на уровне областей. Хотя это безграмотно — говорить о территориальных общинах района, области, ведь на самом деле — это сообщество. А местное самоуправление бывает только на уровне села, поселка, города.

Администрации должны превратиться в небольшие органы контроля за реализацией государственной политики. Это должны быть «глаза и уши» то ли президента, то ли премьера — в зависимости от того, какую мы систему выберем.

В.Б. — Должна произойти децентрализация власти и децентрализация финансов. Да, мы обязаны отдавать деньги на государство: на армию, космос и т.д. Но я не должен ездить в Киев просить деньги на прорванную трубу в Бердянске. А ведь езжу и прошу.

Бердянск всегда был донором бюджета, но теперь нам дают дотации. Вам не кажется, что это смешно? В 1998 году с одной заработанной гривни в городе оставалось 16 коп. Сейчас остается под 60 коп. Но это не значит, что мы распоряжаемся этими деньгами. Эти деньги — на финансирование делегированных полномочий (зар­плат учителей, врачей, энергоносители), а не на проблемы города: тротуары, крыши, дороги, социальную инфраструктуру...

Делается все, чтобы на местах не могли зарабатывать деньги. Но мы зарабатываем. Когда в Бердянске принимается бюджет, мы всегда готовим мероприятия по его пополнению и сокращению расходов. Вы когда-нибудь слышали на уровне государства, что есть план по пополнению доходов бюджета? В нашем городе есть.

У нас разработан 51 инновационный проект, касающийся построения технологии управления и пополнения бюджета. Создан центр инновационных технологий. Это дало бы миллиарды государству, потому что нам это дает миллионы. Все эти инструменты мы предлагали Родине. Юлия Владимировна, первое пришествие Виктора Федоровича, Виктор Андреевич — я перед ними выступал, раздавал диски, срывал аплодисменты. Но оказалось, что это никому не нужно. Что ж, мы свои управленческие технологии запатентовали, теперь будем продавать. К нам приезжают делегации из разных городов.

Чтобы любой город, любая община могли спокойно развиваться, не царь должен раздавать средства — в зависимости от того, кто попросит, кто за кого голосовал. Должна быть закрепленная база доходов.

В Украине мало того что нет закона о местных налогах и сборах — и власти у городских властей никакой. За самострой наказать нельзя, за выезд на пляж на джипе — нельзя, разве что кого-то «напугаешь» протоколом на 7 грн. 50 коп. Зато можно плевать на тротуар, бросать окурки на пляже и объедки от креветок на набережной. Хотя во всем мире все дер­жится на штрафе и на страхе.

Главная ошибка Виктора Андреевича в том, что он нарушил пункт первый революции — после нее нужно избавляться от революционеров. Нужно дать им ордена, грамоты и отставить, набрав для управления страной профессионалов.

Революционеры могут кровь проливать и идти на баррикады, но делать что-либо другое они не умеют. Помните, был матрос Балтфлота, была кухарка. Мы уже это все проходили…

Пока не произойдут структурные изменения, ничего путного не будет. Ну, добавят нам 100 млн. на ту же медицину — спасибо, конечно, но система здравоохранения как не работала, так и не работает. С одной гривни 8 коп. идут на лечение, остальное — на содержание медучреждений. Я прав?

В.У., А.М. — Прав.

В.Б. — Ассоциация городов Украины уже не раз предлагала совершенно конкретные решения. Подготовлены меры по выводу страны из управленческого кризиса: проблема — решение — какие законодательные и нормативные акты необходимо принять. Но ничего из этого не принимается. Мы просили парламент, правительство: направляйте на экспертизу в ассоциацию законопроекты, касающиеся наших интересов, чтобы мы могли высказать по ним свое мнение. Ноль внимания. Тендерную палату создали без нас. И что?

В.У. — Работа была парализована практически на год. А ведь год мог быть успешным…

Александр Мазурчак
А.М. — Год назад президент создал совещательный совет из городских голов. Мы все являемся членами этого совета. Нас собирали один раз — чтобы определиться с планом работы. Больше не собирали.

Был создан совещательный совет при председателе Верховной Рады. Мы все являемся его членами. Разработаны мероприятия. На этом все и завершилось.

Такой же совет есть при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства. Все трое мы являемся его членами. Но, в отличие от двух других советов, он работает. Послушались мэров — и вышли на серьезную государственную программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства. С этого года она уже начала реализовываться, профинансированы первые 4 млрд. грн.

В.У. — Почему мы такие умные? Потому что многие годы управляем городами. А города — это мини-государства. Мы прошли уникальную школу реформ, всех правительств, президентов. Мы учились в США, Италии, Германии, Испании, Чехии, Польше, овладевали опытом классического капитализма, опытом молодой демократии, опытом трансформации административных систем к рыночной экономике. И мы знаем, что делать. Просто сегодня нет заказа на наши услуги, хотя мы готовы их предоставить.

Я хотел бы привести пример бывшего мэра Комсомольска Александра Попова. Когда он возглавил Министерство жилищно-коммунального хозяйства, на местах почувствовали реальные изменения. Ведь это уже совершенно другая система управления.

А теперь несколько общих соображений.

Какую систему мы хотим построить? Еще более централизованную, с абсолютной концентрацией финансовых ресурсов в высших структурах центрального уровня? Но мы должны понимать, что подобная централизация — основа для реализации личных интересов.

Не хочу сейчас углубляться в тему коррупции — в Украине это уникальное явление. Я люблю формулы, поэтому составил еще и такую: «Коррупционеры в Украине борются сами с собой, да еще и получают за это деньги от американского народа».

Предпосылки для преодоления коррупции в мире известны, тут не нужно ничего изобретать. Это — децентрализация управления государством. А она, в свою очередь, возможна только на основе местного самоуправления. Как местное самоуправление отладить? Пожалуйста, есть Европейская хартия местного самоуправления, европейские модели. Если не можете сами написать, переведите слово в слово, но принимать новую редакцию закона о местном самоуправлении необходимо. Там должны быть детально расписаны его права и возможности.

Законом нужно также определить делегированные полномочия и закрепить их финансирование государством. А если не финансируете в полном объеме, заберите, пожалуйста, медицину, образование на содержание из госбюджета...

«ЗН» — Много ли пользы от законов в Украине, если их не выполняют?

В.У. — Но ведь, согласитесь, и законов соответствующих нет.

О коммунальной собственности закон есть? Нету. О налоге на недвижимость? Не дают возможности принять — говорят, бедных будем обирать. Уважаемые друзья, есть же прогрессивная шкала! И начинаем с богатых. Но начинаем! И поступления от этого налога должны оставаться в распоряжении органов местной власти.

Закон о социальных нормативах. Давайте же в конце концов выйдем хотя бы на минимальные стандарты в образовании, медицине и будем двигаться вперед.

Нужны изменения, отработка общих правил. Мы не можем выходить на футбольное поле без правил. Если это удастся — за три-четыре года Украина ворвется в элиту стран по качеству и уровню жизни.

Бюджет: права и бесправие

В Каменце-Подольском только что завершилась реконструкция гостиницы «Семь дней», в которую было инвестировано 22 млн. грн. частного капитала
В.У. — Бесспорно, Бюд­жетный кодекс — это классный документ, это — сис­тематизация бюджетообра­зования. Но и он уже требует изменений. И эти изменения нужно вносить с учетом построения децентрализованной системы дотаций, субвенций.

Несколько лет назад, на этапе принятия бюджета, мэры городов под флагами ассоциации принимали участие в шествии к дому правительства. Встречались с премьером Ехануровым, доказывали, что недостатки — на уровне планирования. Но, увы... Планирование делегированных полномочий по формуле по-прежнему осуществляется на уровне 53—77% от необходимого. 77% — для городов районного значения, через районные администрации, 53 — для городов областного значения, в частности таких продвинутых, как Каменец, Славутич.

Нам говорят: это — стартовая сумма, а в конце года — посмотрим. А где же интерес для органов местного самоуправления работать над увеличением доходной базы?

Утвержденный постановлением Кабинета министров формульный подход привел к тому, что городам выгодно быть трутнями и получать дотации. Славутич, маленький городок с 25 тыс. жителей, закрытой Чернобыльской атомной станцией, является городом-донором. С начала года мы отдали в государственный бюджет 6 млн. 22 тыс. грн. А потом я выпрашиваю дотации, доказываю, что Славутич в них нуждается...

А.М. — И бюджет, который нам доводят на следующий год, лучше не будет. На содержание управленческого аппарата городам дают половину необходимого. Формульным подходом совершенно не предусматриваются средства на внешкольное образование. Образование в целом — 80% средств идут на заработную плату и коммунальные услуги. Медицина — фактически все 100% уйдут на заработную плату. Города просто заставляют половину собственных доходов отдавать на финансирование делегированных полномочий — тех, которые, по идее, должны бы в полном объеме финансироваться из государственного бюджета.

В.Б. — Я уже сколько лет твержу: перестаньте выделять дотации так, как вы их сейчас выделяете. Мы в Бердянске находим инструменты для пополнения бюджета, а другим городам — сто лет надо!

Дотации нужно предоставлять только под бизнес-план. Если у вас дыра в доходах в 10 млн., вы получите 10 млн. Но сначала предоставьте план, как на следующий год вы эту дыру сократите до 5 млн.

В.У. — Если мы говорим о стимулирующей роли бюджета, нужно сделать так, чтобы города за каждую копеечку боролись. А этого не будет до тех пор, пока у нас будут забирать эти копейки и каждый год будут увеличивать на 33—37% план по собственным доходам. Мы должны выйти на систему интересов. Чтобы заработанную копейку я мог прибавить к доходам своей территориальной общины, в бюджет развития.

А.М. — Все города нынче дотационные, ведь так сделан Бюджетный кодекс. Мы не получаем ни копейки от налога на прибыль, НДС, акцизного сбора — только 70% подоходного. Даже из тех сумм сбора от владельцев транспортных средств, которые платятся в Каменце-Подольском, город получает только половину.

В.У. — А малый и средний бизнес? Каким образом местные советы заинтересованы в создании стартовых условий для их развития, если практически все налоги, кроме подоходного, идут в государственную кассу? Примечательно, что всем эта система выгодна, кроме, конечно же, местных советов.

Чтобы разбомбить эту систему, нужны кардинальные изменения. Почему бы новым предприятиям, созданию которых способствуют местные власти, не оставлять в течение трех лет налог на прибыль в местных бюджетах? И налоговая база расширилась бы, и органы местного самоуправления стали финансово состоятельнее. Во многих других странах такие рычаги срабатывают.

Когда есть цель, не видишь препятствий

За последние восемь лет в Бердянске появилось почти полтора десятка серьезных и не очень малых архитектурных форм: «Дачники», «Кресло материализации и исполнения желаний», «Детям лейтенанта Шмидта», «Мальчик-рыбачок». Нынешнее сентябрьское пополнение галереи образов — «Жаба» («Зависть— порок»)
А.М. — Главная беда в том, что нарушен принцип. Закон о местном самоуправлении гласит: вмешательство государства в использование средств местных бюджетов запрещается. Но нашими средствами фактически распоряжается Казначейство. И так по всей Украине.

Однако есть города успешные и города неуспешные. Каким образом выкручиваемся мы, преуспевающие? Все начинается с разработки стратегических планов, написания инвестиционных меморандумов, получения кредитных рейтингов.

В Каменце-Подольском нет моря, и Киев от нас далеко. Из выдающихся памятников — разве что Старая крепость. Вход в музей — три гривни.

Но, как и каждый город, Каменец обладает главным ресурсом — землей. Право на ее аренду у нас всегда продается по конкурсу. Недавно состоялся уже тридцатый конкурс. Продано право на аренду двух участочков по 30 соток, и за этот город получил 800 тыс. грн. Там должен появиться «Детский мир», со временем его владелец сможет участок выкупить. Конечно, если построится на нем за отведенные три года. А если не построится — участок заберем и выставим на новый конкурс.

В этом году бюджет города получит от продажи земли почти 12 млн. грн. А весь бюджет развития (включая продажу земли) — около 17 млн.

В.Б. — В Бердянске от инвестиций на право аренды земли уже на сегодняшний день получено 14 млн.

«ЗН» — А каков процент неконкурентных передач?

А.М. — Такой статистики нет. Тем не менее подобное происходит нечасто — например, если земля передается церковной общине. Или под крупный инвестиционный проект. Есть решение городского совета, регламентирующее продажу и аренду земли.

«ЗН» — Продажа и аренда — как они соотносятся? Какова позиция мэров по поводу продажи земли?

А.М. — Если речь идет о земле под предприятиями, организациями, прочей недвижимостью — никаких проблем. Экспертная оценка — и продаем. А вот «чистая» земля не продается. Ведь человек воспринимает ее как вложение средств и ничего на ней не строит. А для города главное — создание новых рабочих мест, получение дополнительных доходов.

С арендой проблем не возникает. Если арендатор, имея, например, пять гектаров, требует еще соседних полгектара для развития, то он может получить эту землю в аренду. Ясное дело, уплатив определенную сумму в фонд развития города.

Но в Каменце-Подольском имеется 156 гектаров военных территорий. Огромный ресурс! Четыре года назад была расформирована военная часть, но сколько ни бьемся, не можем получить эту землю.

В.У. — Опять-таки — закона нет...

А.М. — Мой коллега Баранов уже упоминал о медицине. Тут главный показатель — работа койко-места: чем больше больных, тем лучше работает отрасль. Пресловутый приказ №33 министерства, который регулирует структуру штатов в системе здравоохранения, связал нас по рукам и ногам.

В городе есть лапароскопический комплекс. Врачи могут делать десяток операций в день, отпуская пациентов домой уже на следующий день. Но чтобы было урологическое отделение, нужно минимум 25—30 коек. И на них, согласно министерским нормативам, два врача и девять медсестер.

А потом вам говорят, что все 30 коек должны быть заполнены. И пациента, который по состоянию здоровья мог бы уйти домой уже на второй день, будут держать пять дней. До маразма доходит...

В случае с лапароскопическим комплексом целесообразнее иметь пять коек и пять врачей, которые бы в три смены делали операции. Но подобное невозможно — приказ №33 запрещает!

Мы предлагали отменить приказ №33. Симферополь, Комсомольск, Каменец предлагали провести соответствующий эксперимент. Только за счет создания на базе поликлинического отделения и стационара отдельных юридических лиц мы увидели, сколько в этой сфере приписок.

В городе созданы семь амбулаторий. И если у человека банальный грипп, ему там выпишут рецепт, и нечего такому больному ходить по клиникам и заражать других. Более детальное обследование можно пройти в поликлинике, где сконцентрирована вся диагностическая аппаратура. И только 10% людей, те, кто в этом действительно нуждается, попадают на стационарное лечение. Раньше этот показатель составлял более 30%, ведь нужно было заполнять койки.

В.Б. — К сожалению, чтобы сделать что-то полезное для граждан, необходимо обмануть государство. На базе детской больницы с роддомом мы в Бердянске создали центр материнства и детства. В статусе коммунального предприятия — чтобы не связываться с «заморочками» по линии финансирования медицины. Делаем там сейчас суперроддом. Приезжайте, посмотрите.

А.М. — Мы тоже нашли выход. В Каменце создан социальный центр долголетия, финансирующийся за счет управления социальной защиты населения городского совета. Там есть отделение для ветеранов, инвалидов, отделение реабилитации, где люди имеют возможность проходить лечение по несколько месяцев.

В.Б. — Если позволите, еще один пример. Всем известно, что представляют собой в Украине тендерные процедуры. А мне надо купить мусоровозы летом, а не к Новому году. И деньги есть: инвесторы готовы внести средства на спецсчет горсовета.

Где выход? В инвестиционный договор записываем, что инвестор рассчитывается с городом не деньгами, а покупкой мусоровоза. Но если передавать машину на баланс коммунального предприятия по обслуживанию дорог, необходимо уплатить 30% налога на прибыль. Тогда оформляем мусоровоз в городскую больницу, а это бюджетная организация, и за одну гривню отдаем коммунальщикам. Все законно.

«ЗН» — А вот разумно ли?

В.Б. — Вопрос не ко мне — к законодателю.

Еще пример. В 1998 году, когда я начинал работать мэром, городу из экологических денег, которые уплачивались предприятиями, оставалось 80%. А остальные 20% мы отдавали в область и выше. Сегодня городу остаются 10%. 20% идут в область, 70% — государству. Где государство экологию «ремонтирует»? На Луне, что ли? А потом в Киеве эти деньги делят — например, дядьке надо коллектор поменять. Приезжайте, но надо что-то привезти...

Злые языки говорят, что в таких случаях мэр обращается к подрядной организации — плати или сам деньги вези. Завышается смета, и «откат» в 7% запрашиваемой суммы следует в Киев. Что, местные власти породили эту коррупцию?

А.М. — В понедельник было десять лет, как я работаю мэром. И за это время мне удалось получить из бюджета на нужды города 25—30 млн. грн. Но никогда не платил «откат». Принципиально. Есть другие методы.

«ЗН» — А какие?

А.М. — Разные. Мы, например, используем потенциал туризма, приглашаем гостей на праздники. Показываем наш город, налаживаем контакты.

«ЗН»— Понятно. А вы, Владимир Петрович, наверное, киевских гостей на ЧАЭС возите?

В.У. — И на ЧАЭС. Мы разрабатываем проект промышленного экстремального туризма. Для мониторинга нашего стратегического плана развития я пригласил в Славутич студентов из Института инновационного менеджмента. Так вот, они много интересного придумали — вплоть до экскурсий на дельтаплане. Один дельтапланерист — водитель, другой — турист, ведет с дельтаплана съемку.

В свое время у нас в Славутиче был реализован уникальный проект СЭЗ. В городе с закрытой атомной станцией, в закутке Черниговской области, привлечено 1362 долл. инвестиций на душу населения. У нас — 128 малых предприятий на 10 тыс. населения. Это — рекорд. Действуют механизм организационно-экономической поддержки бизнеса на начальном этапе, агентство по развитию бизнеса, бизнес-инкубатор. За годы экономической трансформации бюджет города, прежде на 97% зависевший от ЧАЭС, уже наполовину пополняется от бизнесов, не связанных с атомной энергетикой.

Коммунальное хозяйство. Каждый раз приближение зимы — это страх Господний. Каждый город ждет Алчевска. Но взглянем на это с другой стороны. Какой Жилищный кодекс действует в Украине? Старый. Хотя кодекс должен стать дорожной картой реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

В стране многие годы ведется спор, пускать ли частный капитал в коммунальное хозяйство. В Славутиче уже четыре года как забыли о существовании коммунальных предприятий в ЖКХ.

Зачем коммуналке частник

В.Б. — Моя любимая тема! Частный капитал пойдет в ЖКХ при одном условии — если будут рентабельные тарифы. Если государство и правительство прекратят заниматься популизмом и дурить народ. Я заявляю: в Украине нет проблемы с тарифами, в Украине есть проблема с доходами — точка! Не может ЖЭК выполнять социальные программы государства.

Тариф — это экономически обоснованная и математически точно рассчитанная величина. И роль местного совета заключается в одном — установить уровень рентабельности: ноль, 2%, 10%. На остальное мы повлиять не в силах — ни на цену газа, электроэнергии, материалов, ни на размер налогов, ни на что. И когда я прочел в журнале «Регионы» интервью с Н.Азаровым о том, что ответственность за цены на продукты питания и тарифы на коммунальные услуги лежит на органах местной власти, я понял, что Николай Янович либо заблуждается, либо пытается переложить ответственность на чужие плечи. Выходит, он думает, что цены растут потому, что увеличиваются тарифы и торговые наценки. Министр финансов должен знать законы ценообразования и не заниматься политикой и популизмом.

Мы в Бердянске установили уровень рентабельности до 10% по разным коммунальным предприятиям. Обосновали с учетом этого новые жилищно-коммунальные тарифы, провели массу круглых столов и муниципальных слушаний. И только затем пошли на серьезное повышение. Поэтому не было никаких митингов и забастовок.

«ЗН» — Конкретный вопрос — есть ли частный бизнес в ЖКХ ваших городов? И как он функционирует?

В.Б. — Мы проводим капитальный ремонт жилья и передаем его объединениям совладельцев многоквартирных домов. У нас уже 40% домов — это общества совладельцев. Но сначала был создан стимул объединяться: сессия горсовета приняла решение о том, что деньги на капитальный ремонт выделяются только домам, где созданы ОСМД, и никаким иным. Я выдержал массу протестов, но за восемь лет свыше трети жилого фонда передано на попечение жильцов.

А.М. — А потом, когда потечет крыша, люди придут и скажут — заберите наш дом в муниципальную собственность.

В.Б. — У нас ни разу такого не было.

А.М. — А у нас было. Для создания ОСМД требуется два условия — чтобы дом не требовал капитального ремонта и чтобы был хороший руководитель. Иначе объединение не очень жизнеспособно. Но у нас в Каменце-Подольском шесть товариществ уже действуют, и мы будем развивать эту работу и в дальнейшем.

В.Б. — Это целый институт людей, которых надо учить. В Бердянске создано общество председателей ОСМД, мы пошли на то, что в машиностроительном техникуме открываем группу по их подготовке. Это государственная задача — учить специалистов-управленцев.

Некоторые из наших председателей ОСМД уже обслуживают не один, а три-пять-семь домов. Коль этот бизнес появился, пошли дальше. Мусор в городе на 90% вывозится частниками. Появляются альтернативные коммунальные компании. Половину ЖЭКов ликвидировали, а когда- то их останется один или два. Но у них будет серьезная техника для выполнения больших аварийных работ.

В.У. — Мы говорим гражданам: уважаемые, это ваше жилье, берите его и делайте с ним, что хотите. Это ваше право.

Но пока что формирование объединений совладельцев — это заблуждение. Прежде чем создавать такие объединения, нужно полностью реформировать собственность домов. Приватизировать квартиру — это еще не все. В жилых домах есть общая площадь. Кому она принадлежит? Территориальным общинам. То есть сегодня город­ские власти должны финансировать управление этими домами, а в Бюджетном кодексе на это даже намека нет. И формульным подходом, установленным Кабинетом министров, средства на эти цели не предусмотрены.

В.Б. — Нет также закона об обязательной передаче жилья фактическим собственникам. Чтобы процесс шел повсеместно, а не так, как сейчас, — творчество на уровне отдельных городов. И каждый мэр изобретает свою реформу ЖКХ, медицины и пр. Нет единой государственной политики ни в чем.

А.М. — Норму об обязательной передаче можно включить в Жилищный кодекс.

В.Б. — По логике после создания ОСМД я должен передать дом на его баланс. Такой закон есть? Нету. А после передачи дома на баланс ОСМД я должен передать ему землю, на которой он построен. А такой закон есть? Нет.

«ЗН» — Я не знаю, какие дома в Бердянске, но если речь идет о Киеве, то местные органы власти скорее застрелятся, чем передадут дома совладельцам. Потому что все эти чердаки, подвалы, колясочные — очень дорогая недвижимость, с которой органы власти кормятся.

В.Б. — У нас такого нет.

В.У. — Это может иметь место, но это болезнь переходного периода.

А.М. — Я хочу сказать о другом. ОСМД как общественная организация не платит НДС, а ЖЭК — платит. Хотя смысл один: я плачу за обслуживание своего жилья из своей заработной платы, которая уже прошла налогообложение. Почему так? Давайте уберем для начала эти разночтения.

В.У. — Опять выход на законодательную базу.

В.Б. — Мы говорили о медицине, в которой ничего нельзя изменить, но по законодательству такие же непробиваемые нормы относительно структуры, штатов существуют и в коммунальной сфере. С одной гривни квартплаты 65 коп. уходят на содержание «конторы». Но как только вы создаете ОСМД, у вас на эти цели уходит максимум 15%. Фактически вы удваиваете деньги на обслуживание.

В Бердянске в прошлом месяце мы приняли решение передать все жилье управляющей компании. Которая на каждый квадратный метр вкладывает 3 грн. на ремонт и реконструкцию, внедряет компьютерные технологии и разгоняет всех этих бабок, которые в нарукавниках сидят и на счетах считают.

«ЗН» — Управляющая компания — частная?

В.Б. — Безусловно. Все, что коммунальное, — это горе, все, что государственное, — беда. Все неработающие заводы — государственные…

В.У. — В Славутиче создана служба единого заказчика, которой городские власти делегировали право посредничать между людьми и предоставителями услуг. Создан единый расчетный центр, который полностью исключает возможность ручного управления финансовыми ресурсами. На протяжении четырех лет 100% коммунальной сферы города эксплуатируют частные структуры. 45 услуг, которые предоставляются жителям, сертифицированы по международным стандартам ISO 9001-2000.

А.М. — Конечно, можно жить, когда домам 20 лет. А когда половине жилого фонда свыше ста лет?

В.У. — Вы же знаете, что столетние дома могут быть в лучшем состоянии, чем двадцатилетние, примитивных серий. Но сейчас я не об этом. Я — о системе, которая создана. Развиваем энергосбережение, внедрили установку когенерации. Сейчас из-за дороговизны газа переходим на использование торфа, отходов леса. Задача — на следующий год отказаться от газа на летний период. Смеетесь? Надо мною пол-Славутича смеялось. А сегодня не смеются. Эту технологию можно использовать в разных городах.

Как обойти льготу

«ЗН» — Уменьшение потребления газа — чрезвычайно актуальная проблема для городов...

В.У. — Вы абсолютно правы, меня жизнь заставила. Закрытие ЧАЭС отбросило Славутич из социализма в дикий капитализм. И мы выжили. 41 млн. кубометров газа потреблял город в 1998 году, сейчас — 23 млн. Это — результаты внедрения энергосберегающих технологий.

«ЗН» — В начале октября при содействии Ассоциации городов состоялось совещание руководителей финансовых управлений, работающих в городах областного и районного значения. И выяснилось, что у финансистов много претензий к тому, как в проекте бюджета на 2008 год реализуется программно-целевой подход. Реализуется довольно просто — распределение инвестиционных средств перенесено на уровень министерств, и ЖКХ — не исключение. А вы, мэры, в один голос хвалите жилкоммунхоз. Может, это — корпоративная солидарность с министром, вашим бывшим коллегой?

А.М. — Дело в том, что деньги, идущие сейчас через Минжилкоммунхоз, в минувшие годы шли через депутатов от соответствующих территориальных округов, в зависимости от того, кто ближе к президенту, к властям. Был и другой вариант — через область.

Теперь деньги сконцентрированы в министерстве. Это нехорошо, но оно дает их не как попало, а под конкретные программы. Я из БЮТа, но это не помешало Каменцу-Подольскому получить 12,9 млн. гривен на развитие коммунальной сферы.

Конечно, не все идеально. Мне в министерстве говорят, что на счетчики должно пойти столько-то, а на сети — столько. А для города лучше было бы наоборот. Но что-то изменить не имеем права.

Но это еще цветочки по сравнению с тем, что происходит по линии экологии. Знаю, что в предыдущие годы из 45 млн. грн. не было использовано ничего. Я не знаю, на что идет такой значительный ресурс. За десять лет Каменец не получил ни копейки по линии Минэкологии. Только 400 тыс. грн. субвенции на строительство свалки.

В.У. — Как производился процесс распределения субвенций на 2008 год? Гласно — надо отдать должное министру А.Попову и вице-премьеру В.Рыбаку. Каждый город старался отработать как можно больше проектно-сметной документации по приоритетным направлениям. Потом эта информация сходилась в области – у нее есть соответствующий ресурс. А далее происходила защита проектов — в обладминистрации и перед министерством. Я лично защищал проекты своего города.

А.М. — А я хочу еще раз вернуться к проблемам этого года. 4 млрд. грн. субвенций на жилищно-коммунальное хозяйство Украины на нынешний год — объем приличный. Но эти средства не будут освоены из-за нынешних тендерных процедур. Деньги начали давать в августе, и все работы нужно выполнить к началу отопительного сезона. Все государство разрыто, никто не может нормально начать отопительный сезон. На местах люди уже начали отказываться от денег — все равно не освоят.

«ЗН» — Так почему же вы так защищаете предоставление субвенций через министерство?

В.У. — Вы же поймите, иначе невозможно. Нужна конкурсная основа.

А.М. — Иначе будет распыление ресурсов. Цвириньковцам положено 300 тыс. грн. на водопровод — и точка, независимо от того, что они не могут эти средства использовать.

«ЗН» — Хорошо, что три города, которые вы представляете, могут разработать проект любой сложности. А что делать людям в других городах — «эмигрировать» в Бердянск, Славутич или Каменец?

А.М. — Пусть люди изберут другого голову, способного работать.

В.У. — Нельзя ставить людей в зависимость от личности городского головы. Надо создавать нормальную бюджетную систему, чтобы каждый город имел возможность зарабатывать. А самых забитых, не способных заработать, нужно дотировать.

В.Б. — 4 млрд. на ЖКХ — это действительно классно. Только давайте эти деньги распределим по уровням. Часть — допустим, 2 млрд. — давайте оставим на уровне городов. И не надо мне ехать в Кабмин, везти проект, чтобы заменить 50 метров трубы. Часть — условно говоря, 1 млрд. — оставим на уровне области для реализации совместных проектов. Один миллиард (условно) должен оставаться на уровне государства. Но не надо все 4 млрд. делить в Киеве.

Мирослав Питцык
М.П. — Я не случайно предложил пригласить на этот круглый стол глав успешных городов. Почему они стали успешными? С моей точки зрения, потому что опирались на общину. Есть городская власть, которая сторонится людей, боится бизнеса. А эти мудрые люди поняли одно: самостоятельно они ничего хорошего в городе не сделают. И начали работать с городскими общинами. Вместе — получилось. И правду сказал Владимир Петрович, что каждый городок — это мини-государство, и там есть что посоветовать киевским чиновникам. Если бы к нам прислушивались, мы бы по-другому сегодня жили.

В каждом государстве есть две точки опоры. Это — бизнес и местное самоуправление. И конкретными законодательными актами им нужно дать возможность интенсивно развиваться. Иначе мы и дальше будем в мире плестись в хвосте.

Органы местного самоуправления распоряжаются в Украине максимум 5% ресурсов. Меньше нет нигде в Европе. Например, в Словакии в 2006 году — 50%. Когда говорят о 40%, то приписывают и социальные субвенции, которые не имеют никакого отношения к местному самоуправлению, и трансферты, которые в этом году пустили через местные администрации.

В.Б. — Проблема в том, что бюджет у нас начинает формироваться не с доходной части, а с расходной. В Кабмине садятся и говорят: «Нам на финансирование «Дуси», «Муси» требуется столько-то». Отняли эту сумму. А остальное поделили на всех. А если бы мы сказали: извините, ребята, но в этом году вы получите на свои структуры вдвое меньше, они начали бы думать, как изменить ситуацию. А так — менять ничего не надо.

М.П. — Мы должны говорить о социальных нормативах. Сегодня по здравоохранению действуют законодательные акты, которыми регулируется количество кроватей, медикаментов, врачей и тому подобное. Мы уже говорили Азарову — если дошло до того, что медицина финансируется на 50%, то отмените законы, которые невозможно профинансировать. То есть Ассоциация городов провоцирует на реформы, но никто их не хочет делать.

«ЗН» — Но такие законодательные изменения практически невозможны, поскольку ст. 22 Конституции не допускает сокращения социальных прав и гарантий граждан. Или, может, и ее предложим отменить?

А.М. — А зачем она, если не действует? Если мы обманываем людей.

На что надеяться городам, если на перевозку одного льготника выделяется 3,60 грн. в месяц? И при этом говорят, что он должен ездить и по городу, и за его пределы бесплатно и каждый день.

Мы создали свою систему перевозок. В Каменце льготники бесплатно ездят с 10.00 до 16.00 каждый день, во всех видах транспорта, включая маршрутки. Это было в прошлом году, переговоры шли чрезвычайно тяжело. О таком порядке пришлось договариваться c 260 маршруточниками.

«ЗН» — А в Бердянске?

В.Б. — Тоже бесплатно не возим. Мы договорились с ветеранами, и они согласились платить за проезд 50% от стоимости. Перевозчиков собирали, считали вместе, убеждали. Даже шантажировали — мол, не будете возить вы, пригласим водителей из Мариуполя. Потом собирали совет ветеранов, общественные формирования, проводили муниципальные слушания, показывали, что государство денег недодает. Год воевали, но с 1999-го ввели такую систему.

О самом-самом

«ЗН» — А теперь расскажите, пожалуйста, об одном-двух проектах, которые сейчас реализуются в ваших городах.

В.У. — В коммунальной сфере — это, как я уже говорил, использование торфа. В бизнесе — проект «Технополиса». Неприспособленное помещение было продано за полтора миллиона гривен, да еще и получили миллион долларов инвестиций.

В свое время мы потеряли в Славутиче около 10 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест. Сегодня в городе вакантны 150 рабочих мест. Мы открыли профтехучилище, собираем молодежь из Черниговского региона, чтобы дать ей путевку в жизнь.

А сейчас просто от вас я еду в ДК «Газ Украины». Нужно дать городу отопление. Существует закон о реструктуризации долга. Но мы не можем обеспечить 100% предварительной оплаты. И даже с обеспечением 100% оплаты сложно. Чтобы включить отопление, маленький городок должен уплатить 400 тыс. грн. И все-таки тепло дадим.

А.М. — В этом году Каменец-Подольский получит около 300 млн. грн. инвестиций. Семь хороших отелей уже есть, строим еще 12 новых, где-то на 450 мест. В старом городе частным образом одновременно восстанавливаем 85 объектов XVI—XVII веков. Полностью воссоздаем антураж, эпоху.

«ЗН» — А как удалось заинтересовать инвесторов?

А.М. — Очень просто. У нас есть детальный план старого города и чертежи домов. Например, в этом месте до войны стоял дом XVII века. Даем объявление в Интернете о конкурсе на восстановление дома. Инвестор может в нем открыть все, что угодно: кафе, ресторан, офис. Два условия — отстроить за три года и точно в таком виде, как скажет руководство заповедника.

«ЗН» — А в итоге город получит сплошные рестораны и игорные заведения...

А.М. — Ну и пусть...

Открытый конкурс, стартовая цена участка — 200 тыс. грн. Народ набегает со всей Украины. Предложения уже превышают 1000 грн. за квадратный метр. Деньги от застройщиков пополняют фонд социально-экономического развития города.

Сейчас в Каменце-Подольском — 220 строительных площадок. Одновременно возводятся 30 девятиэтажных жилых домов.

Последняя фишка — у города нет объездной дороги, так давайте от этой неприятности хотя бы клок шерсти получим. Начали строить инфраструктуру дороги: семь станций техобслуживания, шесть автосалонов (три уже открыли), кафе, рестораны, мотели, супермаркеты. В бывшей промышленной зоне создаем технопарк, провели семинар, очень интересный телемост с Испанией. И все это — не имея под боком Киева и моря.

Восемь лет в городе растет производство продукции — в нынешнем году получим 150%. Восемь лет нет перебоев с водой — целый год и горячая, и холодная. Но чтобы это сделать, мы пошли на аренду, объединили водоканал и теплокоммунэнерго, начали вырабатывать собственную электроэнергию. У нас 70 километров собственных электросетей, 24 коммунальные подстанции. Но при такой цене газа, как сегодня, производство электроэнергии убыточно.

«ЗН» — Есть какие-то идеи по поводу газа?

А.М. — Путь один — внедрять энергосберегающие технологии. Бердянск, Каменец-Подольский, Славутич и Львов создали ассоциацию энергоэффективных городов. Я — председатель этой ассоциации. На днях еду в Краков на Общеевропейскую конференцию по энергосбережению.

Мы выходили с предложением, как эффективно использовать те 4 млрд. на коммунальное хозяйство. Предлагали — дайте нам 1 млрд. грн. на энергосбережение. Мы возьмем кредит в банке, а вы погасите нам проценты. Поскольку кредит сейчас дают только под 18%.

Мы внедрим энергосберегающие технологии, сэкономим средства и погасим кредит. 1 млрд. на компенсацию процентной ставки дали бы возможность привлечь 10 млрд. грн.

На уровне города мы уже проводили эксперимент, выделив 250 тыс. грн. на поддержку малого и среднего бизнеса. Например, берешь в банке кредит на покупку пекарни, мы тебе погасим 15%. 35 организаций уже воспользовались этим правом. 250 тыс. дали нам возможность привлечь за год свыше 3 млн. грн. инвестиций. Так что 1 млрд. грн. погашенных процентов дал бы возможность привлечь 10 млрд.

Казалось бы, простые вещи. Мы уже 10 лет об этом говорим. Банки, вы ничем не рискуете! В Каменце-Подольском только бюджет развития — 15 млн. грн. ежегодно. Государство не идет навстречу. Откуда такое недоверие?

Недавно я был в Корее, встречался с руководителями восьми фирм, входящих в двадцатку ведущих. И у меня спрашивали: если вы не можете сделать человеческое законодательство, то почему не перепишете его у Китая? Перепишите закон об инвестициях, как это сделал Вьетнам, — и делу конец.

В.Б. — О коммунальном хозяйстве, объединениях совладельцев многоквартирных домов, управляющей компании я уже говорил. Мы передали в концессию водоканал и получим в течение трех лет 7 млн. долл. инвестиций на энергосбережение. Построили в этом году две новые котельные, что даст 1 млн. грн. экономии бюджетных средств.

В Бердянске — строительный бум: строятся более 50 гостиниц, баз отдыха. Инвестиции подсчитать невозможно, потому что большая их часть — наличные деньги. Много земли отведено под инвестиционные договора. Строятся магазины таких торговых сетей, как «Эпицентр», «Велика кишеня». Бизнес уже дает 25% от общих поступлений бюджета. Тогда как по Украине, по-моему, 13%.

А.М. — В Каменце-Подоль­ском — 34%.

В.Б — Поскольку мы пролоббировали Бердянску статус государственного курорта, наша стратегическая задача — развитие рекреационной сферы. Программа подготовлена, согласована со всеми министерствами, но из-за перманентных смен правительства никак не удается ее утвердить. Она предполагает огромные инвестиции со стороны бизнеса, города, государства.

«ЗН» — Проблема в том, что только Бердянск. Отъезжаешь на 20 километров — подсолнечник до горизонта, допотопные хибары пансионатов с туалетами на «жердочках» и привозной водой да маршрутка раз в полтора часа. Надо определяться, что важнее — подсолнечник или рекреация. И если делать курорт, то по-настоящему — коммуникации, транспортное сообщение, канализацию во всем Приазовском регионе…

В.Б. — Надо же с чего-то начинать… Мы вот уже три года добиваемся передачи городу здания Бердянского аэропорта. Государством это госпредприятие не финансируется, от нас даже требуют принять меры по погашению задолженности по зарплате.

Вопрос о передаче здания в коммунальную собственность несколько раз вносился на заседание Кабмина. Пришел Яценюк — снял с рассмотрения, чтобы разобраться. Пришел Рудьковский — снял. Яцуба — снял.

Взлетно-посадочная полоса — наша. А здание — в госсобственности, цена — 300 тыс. гривен. У меня очередь из желающих взять аэропорт в аренду. Москва — Бердянск — час сорок лету, раньше самолеты курсировали каждый день…

А.М. — Для разрядки. Мы выиграли грант на 400 тыс. грн. из фонда поддержки местного самоуправления при президенте и открыли в октябре систему теленаблюдения для обеспечения безопасности туристов и жителей Каменца-Подольского.

Перед открытием мой зам решил, что надо провести эксперимент и снять ролик. Сюжет: две женщины (работники милиции в штатском) идут по улице, а парень (артист) вырывает у одной из них сумку и убегает. Камера выследит «злоумышленника», и в финале его поймают. Но получилась неувязка — артиста сразу же поймали и избили. Уже в первом дубле. Народ у нас бдительный…

М.П. — Вся Европа с 15 октября отмечает неделю местной демократии. И мы здесь не плетемся в хвосте. Есть соответствующий указ президента Украины, есть соответствующие поручения премьер-министра. Кажется, что и у нас с местной демократией порядок, но нынешний разговор засвидетельствовал, что это далеко не так.

К сожалению, наши крупные политики рассматривают местное самоуправление как игру в демократию, а не как необходимый и важный институт власти в государстве. Хотя в Конституции написано, что народ осуществляет свою власть как через органы государственной власти, так и через органы местного самоуправления. И какая власть для граждан важнее — это еще надо у народа спросить. Ведь местное самоуправление на своих плечах тянет то основное бремя услуг для гражданина, с которым человек сталкивается с момента появления в свет и вплоть до смерти. И полномочий на это наши политики не пожалели: их у нас аж 80% от всех тех, что принадлежат власти.

Об одном только забыли наши политики — что полномочия реализуются в услуги тогда, когда они подкреплены финансами. А здесь картина иная: на 80% полномочий — только 30% бюджетных средств. И выходит, что местное самоуправление в Украине наполовину может учить детей, наполовину нас лечить, наполовину нагреть наши дома и так далее «наполовину». Если по этой логике идти дальше, то выйдет, что мы наполовину граждане. И вина в этом прежде всего наша, поскольку мы выбираем таких политиков, которые «сделали» нас «наполовину»...

Сегодняшний разговор засвидетельствовал, что есть у нас в государстве люди, которые не хотят жить по таким правилам и ломают их. Хочу поблагодарить В.Баранова, В.Удовиченко и А.Мазурчака за ту просветительскую работу, которую они сегодня провели для небезразличных, тех, кто возглавляет украинские общины. Возможно, проломив еще одну стену, мы не окажемся в очередной камере...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме