В первой части материала речь шла о нынешней ситуации на сельских территориях, которая, к сожалению, выглядит довольно тревожно. Поэтому государство, органы местного самоуправления, политики разного калибра, простые жители сел и городков должны включиться в активную и системную работу, чтобы предотвратить неуправляемое хаотическое обезлюдение огромных территорий.
Приоритет, конечно, за государством, ведь именно оно формирует политику в разных сферах, определяет средства влияния и выделяет на это публичные ресурсы. Здесь очень важно, чтобы эти средства и деньги были адекватны ситуации, оказывали длительное положительное влияние, а не просто были закопаны в очередные эгопроекты (проекты, которые тешат амбиции политиков, но не оказывают длительного положительного влияния на развитие).
Даже больше, надо ввести концепт сохранения села в контекст децентрализации и открытия рынка земли. Чтобы всем стало понятно, куда мы идем. Или к тотальной урбанизации с аграрными холдингами с миллионным экспортом, но с умершим селом, или же находим золотую середину и пытаемся развивать свои сельские территории. Повторюсь, что две трети ОТГ — сельские. Декларации власти должны соответствовать реальным действиям.
В отношении деклараций
Государственная стратегия регионального развития на 2021–2027 годы определила отдельные типы территорий, нуждающихся в особом внимании со стороны государства, к которым относятся сельские территории в неблагоприятных условиях. Таким образом, если приоритет — сохранять и развивать сельские территории, то необходимы оперативные и системные законодательные, институционные, организационные и финансовые меры. Но одними мерами остановить негативные процессы на сельских территориях нереально, решить проблемы можно лишь при условии, что эти меры поддерживаются интегрированными проектами развития, которые возможны на основе подготовки, принятия и финансирования амбициозной комплексной программы регионального развития для сельских территорий.
При этом такая программа должна ориентироваться не только на дорогую инфраструктуру, а прежде всего на обычных жителей сел, людей младшего и трудоспособного возраста для их мотивации развиваться и реализовываться в своих громадах через:
- создание условий занятости и самозанятости сельского населения (вот почему надо не подстегивать высокими налогами крестьян продавать паи, а наоборот, помогать развивать индивидуальные хозяйства);
- стимулирование микропредприятий и фермерства (которое лишили всякой государственной поддержки как раз в период открытия рынка земли);
- стимулирование переезда городских жителей и вынужденных переселенцев с оккупированных территорий на сельские территории и поддержку их предпринимательских проектов (тем более что у нас не заработала ни одна масштабная госпрограмма поддержки переселенцев; у людей нет ни жилья, ни стимулов, из-за чего многие вернулись на оккупированные территории);
- создание условий для доступности публичных услуг и социальных благ жителям сельских поселений вне их (дороги между селами в ужасном состоянии, ряд громад и старостинские округа раздуты по площади);
- поддержку проектов, направленных на развитие человеческого капитала в сельских поселениях;
- предоставление психологической поддержки сельскому населению в формировании восприятия современных вызовов как таких, которые могут стать возможностями для развития, а не нерешенными проблемами.
Инвестиция в человека
Надо инвестировать прежде всего в человека, способного помочь людям адаптироваться к изменениям, которые состоялись и происходят, и найти возможности для создания условий комфортного проживания себе и своей семье без вынужденного выезда в крупный город или за границу. Самым важным для сельского развития сегодня является преодоление психологических проблем людей, которые в большинстве своем уже не хотят ничего и ни во что не верят.
Речь идет о длительной, оригинальной, креативной работе с людьми, которая может осуществляться небольшими шагами и давать видимый результат достаточно быстро. Причем важно, чтобы в этой работе участвовали сами местные люди, прежде всего относительно молодые, еще окончательно не деградировавшие. Помочь этому может, видимо, «волонтерская программа». В ее рамках за государственные средства отдельные молодые активисты едут в сельские территории и помогают делать там небольшие шаги по самоорганизации людей, созданию кооперативов, началу новой деятельности, улучшению инфраструктуры домохозяйств. (Нечто наподобие Корпуса мира в США.)
Значительную часть основных проблем сельских территорий можно начать решать уже сейчас, даже без изменения законодательства, на основе действующих механизмов, определенных для проектов, финансируемых за счет публичных средств, в частности и Государственного фонда регионального развития (ГФРР). Необходимо поддержать проекты, которые ориентируются на сферы, где возможна максимальная занятость местного населения, диверсификация местной экономики, создание условий для качественного обучения в течение жизни и т.п.
На мой взгляд, выбор сфер и ниш проектов для большой государственной программы развития сельских территорий может быть достаточно широким. Но при этом следовало бы учесть ресурсы, которые можно привлечь на такие проекты, и институционную состоятельность подготовить и реализовать реально полезные проекты, которые будут иметь длительное положительное влияние на сельские территории.
Сельское образование…
… должно стать локомотивом изменений, ведь из-за низкого качества образования нельзя надеяться на преодоление бедности и выравнивание возможностей для развития сельских и городских детей и молодежи. Здесь нужны следующие быстрые решения:
- создание системы дистанционного обучения для некомплектных школ, обеспечение скоростным Интернетом, создание учебных программ, мотивирующих детей к самостоятельному обучению через Интернет;
- оборудование бесплатного вай-фай на школьных территориях;
- привлечение известных в Украине лиц, выходцев из этих территорий, к проведению мастер-классов для детей и учителей;
- привлечение к онлайн-урокам или созданию онлайн-обучения лучших педагогов из разных городов и регионов (в школе обустроить места, где дети могут видеть онлайн-уроки с лучшими учителями не из своей громады, иметь виртуальные мастер-классы, онлайн-встречи с интересными людьми, в том числе с выходцами из громады);
- создание на базе сельских школ определенных «малых исследовательских центров», где ученики и молодежь могли бы экспериментировать с растениями, их клонированием, созданием крафтовых продуктов.
В пределах таких исследовательских центров можно заниматься разведением растений, стойких к климатическим изменениям, для их распространения среди домохозяйств громады, созданием защитных/барьерных посадок, получением новых продуктов для собственного потребления и на реализацию за пределами громады. Следует понимать, что, в зависимости от территории, ориентация таких исследовательских центров может быть разной. В лесистых территориях — лесоводство, деревообработка, дикие растения и их переработка. В территориях распаханных — изучение новых технологий и растений, адаптированных к климатическим изменениям, выращивание растений для озеленения. Всюду можно и нужно делать акценты на особенностях природы и экономики малой родины, ведь именно такой подход будет давать возможность оставаться здесь и самореализовываться.
Следует ввести в старших классах школ и сельских ПТУ, независимо от профиля, обязательное обучение вождению легкового автотранспорта. Это будет увеличивать конкурентные возможности сельской молодежи, содействовать росту мобильности, повысит привлекательность сельских школ и ПТУ.
В целом сельские ПТУ нуждаются в существенных изменениях. В частности, надо пересмотреть список профессий, которым обучают в сельских ПТУ, и создать возможности для получения нескольких профессий, нужных на региональном рынке труда.
На базе ПТУ с привлечением местного предпринимательства следует создать производственно-учебные центры, оборудованные современной техникой, где ученики ПТУ получали бы практические навыки для работы в реальной экономике, а центры в неучебное время использовать в режиме свободного пространства.
Общественное здоровье
Прогнозируемая продолжительность жизни в сельских территориях ниже, чем в городах, а перекос половозрастной пирамиды, особенно для возраста выше 50 лет, впечатляющий. Мужчин в этой группе значительно меньше, чем женщин. Частично исправить эту ситуацию можно, применив ряд достаточно простых и известных мер, в частности таких:
- создание системы диспансеризации сельского населения на основе мобильных центров диспансеризации, оборудованных необходимой техникой для исследований и анализов;
- внедрение элементов телемедицины для людей с хроническими болезнями;
- популяризация здорового образа жизни;
- поддержка проектов, направленных на интеграцию в общество маргинализированных групп сельского населения;
- поддержка привлечения жителей громад, прошедших соответствующее обучение, к обслуживанию пожилых людей без опеки или общественных организаций, созданных для оказания социальных услуг.
Следует заметить, что в отдельных территориальных громадах, образовавшихся в 2015–2016 годах, такая работа проводится. Громады привлекли в свои амбулатории врачей — выходцев из громады, вышедших на пенсию в городе, а ныне реализующих свой опыт на малой родине. Также в амбулаториях были открыты центры для сдачи анализов, которые потом отправляют в городские медицинские учреждения, а результат получают через Интернет. Этот лучший опыт надо максимально изучать и распространять.
Занятость сельского населения
К сожалению, надеяться на каких-то мифических инвесторов, которые построят в сельских территориях предприятия и обеспечат всех работой с высокой зарплатой, не приходится. Причины здесь банальные: небольшая численность населения и низкая квалификация. Поэтому приоритетом должны стать самозанятость и самореализация. Для этого надо формировать совещательные центры с возможностью помочь крестьянским хозяйствам создать свое производство в нишевых перспективных сферах.
Здесь следует предусмотреть возможность предоставления консультационных услуг жителям сельских территорий лицами, которые сами проживают в соседних громадах и достигли определенных значимых результатов во внедрении новых подходов в индивидуальном сельскохозяйственном производстве. Для мотивации такого местного консультирования надо предусмотреть соответствующие доплаты таким консультантам.
Необходимо поддерживать сети агрономов, зоотехников, ветврачей, экономистов, которые работают в сельских территориях или могут оказывать там выездные услуги.
Важным направлением мотивации сельского населения к самозанятости и самореализации может стать поддержка демонстрационных ферм (статус такой фермы могут получать реальные действующие фермы, которые имеют уникальную специализацию и на базе которых можно получить консультационные услуги, образцы бизнес-планов, пройти стажировку и т.п.).
Надо ввести предоставление грантов семейным домохозяйствам под бизнес-проекты локального производства. Опыт предоставления таких грантов общественными организациями за счет средств доноров в Украине достаточный.
Помощь в создании кооперативов и их стартовая поддержка также показали хорошие результаты. Пример — кооператив «Добрі ґазди» на Буковине. Следует приобщать к поддержке таких кооперативов и крупные агрохолдинги, обрабатывающие основные массивы земель в громадах. Это могло бы стать их социальным вкладом в процесс сохранения людей на сельских территориях.
В громадах следует создавать открытые пространства для микропредпринимателей на основе коммунального имущества с оборудованием, которое может использоваться местными микропредпринимателями и домохозяйствами: упаковка, создание этикеток, изготовление тары, создание и размещение рекламы и т.п. Это будет давать микропредпринимателям возможность получать стартовые доходы без поиска средств на закупку такого оборудования.
Сельские территории в неблагоприятных условиях, особенно граничащие с Россией и Беларусью, нуждаются в существенном улучшении связи и информационного обеспечения.
Поэтому здесь важной будет поддержка проектов строительства за счет публичных средств (государственного и местного бюджетов) ретрансляционных башен для передачи их операторам мобильной связи и операторам FM-станций в аренду за одну гривну. А также строительство ретрансляционных станций эфирного телевидения с обеспечением жителей таких территорий необходимыми декодерами на льготных условиях.
Необходимы также промоматериалы историй успеха молодежи, направленные на популяризацию интересных объектов или лучшего опыта развития на сельских территориях, для их продвижения в информационной среде.
Программа развития сельских территорий может быть ориентирована не только и не столько на сугубо аграрное производство в сельских территориях.
Перспективными сферами местной экономической деятельности, которая может поддерживаться программой, следует определить инновационные малые и микропредприятия, основанные на IT-технологиях, 3D-моделировании и изготовлении продукции на основе 3D-печати, лазерных технологиях; специализирующиеся на выращивании и переработке ценной древесины; выращивании и переработке новейших сортов ягод, фруктов и овощей, лена, конопли; садковом выращивании рыбы дорогих пород, моллюсков и ракообразных; выращивании и переработке лекарственных трав; производстве натуральных биодобавок, красителей, пищевых красителей, эссенций и т.п.
Экологический, событийный, фестивальный туризм и сельский туризм выходного дня, гастротуризм также могут быть элементами развития сельских территорий, особенно в условиях периодических эпидемиологических кризисов, климатического кризиса.
Мобильность сельского населения
Здесь можно было бы разработать типичное проектное и технологичное решение строительства/ремонта дорог/улиц с низкой транспортной нагрузкой к отдаленным населенным пунктам на гравийной основе. (Это может быть решение с использованием местных материалов — известняков, шлаков... Такие дороги дешевые, а их обслуживание требует минимальных затрат.) Также можно ввести общественный транспорт в сельских территориях, который будет принадлежать громадам (видимо, в управлении районного уровня) и иметь дотацию из местного бюджета (очевидно, районного через государственную субвенцию).
Для улучшения мобильности в таких сельских громадах можно внедрять местную программу доступности. Это не регулярные перевозки, а когда заказанный автобус будет везти людей из отдельных частей громады в города, до которых надо добираться. Такие нерегулярные перевозки могут формироваться на основе заявок жителей громады через мобильное приложение.
В территориально больших громадах можно довольно просто и недорого ввести общие «молодежные вечерницы», когда из разных поселений громады организовываются подвозы молодежи на совместные развлекательно-информационные мероприятия в какое-то одно поселение: дискотеку, концерт, спортивное соревнование. Это крайне важно для знакомства молодежи, образования семей на территориях с низкой плотностью населения.
Также в рамках таких программ можно организовывать для молодежи поездки на события в город на основе доплаты из местного бюджета, например 50 на 50. (Молодежь должна увидеть альтернативу выезду в город: проживая в селе, можно периодически использовать городское пространство для удовлетворения своих культурно-социальных потребностей.)
Возможно внедрение «социального такси», когда в один автомобиль набираются пассажиры на определенные социально важные маршруты.
Также важно в громадах создать возможности для получения прав на вождение автотранспорта — выездные школы обучения, поскольку сегодня автошколы есть только в городах. Эти школы особенно важны прежде всего для женщин 40+ и молодежи, которой не так много. Надо, чтобы как можно большее количество сельского населения получило права и навыки вождения. Это даст возможность многим семьям приобрести б/у автомобили, что положительно повлияет на состояние доходов домохозяйства и уменьшит употребление алкоголя.
Задачи с учетом климатических изменений
Несмотря на то, что сельские территории будто бы меньше страдают от климатических изменений, чем города, но ситуация здесь и в дальнейшем будет обостряться. Поэтому уже сейчас надо начать поддерживать проекты создания замкнутых экосистем, продуцирующих продукты питания (лесосады), на особо уязвимых к эрозии территориях. Надо исследовать истоки малых рек, их берегов, болота, водоемы на предмет разорения, наличия защитных полос и начать массово высаживать нужную растительность, которая будет защищать их от эрозии и влияния человека.
Также крайне необходим учет и установление режима охраны и сохранения источников питьевого водоснабжения. В том числе тех, что расположены вне границ населенных пунктов и не используются жителями. А еще поддержка проектов по селекции, районированию и клонированию растений, устойчивых к климатическим изменениям, для их возделывания в индивидуальных сельских домохозяйствах; проектов по организации очистки объектов природы от мусора и отходов, созданию системы утилизации органических отходов максимально близко к месту их продуцирования. Устойчивость к климатическим изменениям и сохранению окружающей среды в условиях тотального разорения земель требует и определенных новых подходов к восстановлению/созданию лесных насаждений на пахотных землях для защиты от ветровой эрозии и создания мест размножения диких животных и птиц.
Здесь следует заметить, что мы, с одной стороны, имеем для сельских территорий большой вызов, связанный с чрезмерной концентрацией земель у сельхозпроизводителей, что приводит к максимальному истощению земель, загрязнению окружающей среды химикатами и обезлюдению сельских поселений. А с другой стороны, у нас появляется новая возможность — желание жителей развитых стран потреблять органическую продукцию. Это определенным образом дает возможность найти себя в сельских территориях и большим сельхозпроизводителям, и малым фермерам, и индивидуальным домохозяйствам.
…Но все это о большой государственной стратегии. А для нее нужна разумная политика государства. Проведенные в последние годы мероприятия с министерством, которое должно заниматься проблемами сельскохозяйственного производства и сельского развития, не содействовали преодолению обозначенных проблем и формированию адекватной государственной политики относительно сельских территорий. Поэтому следует определиться, какой орган у нас отвечает за сельское развитие и как выглядит государственная политика хотя бы на среднесрочную перспективу.
И времени, к сожалению, у нас не так много. Иначе в существующем хаосе и путанице, наложенных на открытый рынок земли, мы потеряем последний стратегический ресурс — землю и людей. О перспективах таких обескровленных безответственностью власти стран написано достаточно умных статей.
Все статьи Анатолия Ткачука читайте здесь.