Это в природе наступление осени влечет за собой умиротворенность, а в делах общественных все происходит с точностью до наоборот. Особенно в тех случаях, когда заходит речь о деньгах. Их, как известно, по определению не бывает много, поэтому надежды на свойственную поре «очей очарованья» безмятежность, увы, тщетны, коль на повестке дня формирование очередного бюджета. Справедливости ради следует заметить, что особые сюрпризы в сезоне 2003—2004 годов не предвидятся. Да и как иначе, если процесс приобрел черты ритуала. По крайней мере, в части взаимоотношений центральных и местных властей.
Следуя традиции упредить региональное недовольство и поумерить желание выпросить побольше, в предложенном правительством проекте бюджета на следующий год прогнозный рост доходов местных бюджетов составляет 5,5 процента. Из чего вроде бы следует, что по части расходов для территорий жизнь станет лучше и веселее. В смысле богаче. Однако поскольку подобную перспективу обещают не впервые, доверия к ней на местах не испытывают. Больше того, откровенно недоумевают и даже пытаются возразить, подсчитав предстоящие затраты. В Запорожье, например, никак не могут согласиться с предложенными Минфином расчетами, предписывающими увеличение расходной части областного бюджета на 75,5 млн. грн.
Для повышения минимальной зарплаты до 237 грн. этого, может, и хватило бы, но при условии, что не придется вводить междолжностные соотношения. Но тогда заработки, допустим, дипломированного специалиста и уборщицы практически уравняются. Чтобы избежать подобной бессмыслицы, расходную часть областного бюджета необходимо увеличить на 169 млн. грн. Вот и выходит, что по сравнению с фактическими затратами нынешнего года она весьма существенно сократится. Несмотря на минфиновскую «щедрость».
Данный пример, разумеется, вовсе не свидетельствует о том, что правительственные счетоводы не в ладах с арифметикой. Тут другая причина.
Любопытства ради финансисты Бердянска попытались выяснить, какие средства заложены в бюджетах всех уровней на одного жителя их города. Результат получился весьма скромным — порядка 460 грн. на год. Правда, как оказалось, 90 процентов этой нагрузки вынужден нести местный бюджет, выполняя несвойственные ему функции. Иными словами, городским властям фактически вменена в обязанности реализация обещаний, которые щедро сулят высшие законодательная и исполнительная ветви власти, особо не заботясь об их материальном подкреплении. Кто при таком подходе будет выглядеть белым и пушистым, а кому суждено постоянно оставаться в роли стрелочника, объяснять, полагаю, не надо.
Кстати, в нынешнем году бердянцы попытались оспорить подобную практику. Во время первого этапа повышения уровня минимальной зарплаты городские власти предъявили иск правительству, явно не расположенному к поиску дополнительных источников бюджетного финансирования. Результат, разумеется, оказался нулевым. Из центра даже не удосужились дать ответ на предъявленные претензии. Да и в региональной среде подобная практика отстаивания своих прав не получила поддержки. Ее восприняли скорее как проявление чудачества. Поскольку в сложившихся условиях здравый смысл диктует местным властям иную тактику поведения.
Уже не первый год, когда доходит до распределения бюджетных средств, звучат призывы упорядочить практику предоставления дотаций, приняв за основу реальную оценку результатов деятельности территорий. Но пока это предложение не выходит за рамки благого пожелания. Поэтому одни и те же районы шлют челобитные о материальной помощи, ссылаясь на скудные бюджетные доходы, тогда как другие существенно перевыполняют прогнозные показатели. Вот и получается, что принцип «Лучше работаешь — лучше живешь» на практике далеко не абсолютный.
Наглядное свидетельство тому — итоги выполнения бюджета за девять месяцев. Из 20 сельских районов области с плановыми показателями удалось справиться только трем. Однако в целом по области первоочередные финансовые проблемы удалось решить, поскольку обобщенный показатель поступлений доходов в местные бюджеты увеличился по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом более чем на 20%.
Помнится, на одном из прошлогодних областных совещаний в качестве стимула предлагалось внедрить практику ежегодного 30-процентного сокращения помощи дотационным территориям. В этом году о нем вспомнили снова. Правда, цифра уже была названа другая — 20%. Судя по всему, через год пойдет речь о 10%, а затем идея и вовсе сойдет на нет, время от времени напоминая о себе лишь сетованиями по поводу того, что по уровню производства ВВП на одного жителя Запорожская область занимает второе место в стране, а по расходам — двадцатое.
По мнению специалистов, принцип, которым традиционно руководствуются в ходе составления очередного проекта бюджета, исключает возможность желаемого увеличения доходной его части. Иначе и быть не может, если сначала определяют, сколько денег необходимо (разумеется, не для полного счастья, а так, хотя бы на удовлетворение самых насущных потребностей), а затем уже пытаются выяснить, где их взять. Как правило, фантазия в данном случае не отличается разнообразием. В качестве основного регулятора выступают налоги. Правда, в нынешнем году правительство сподобилось на нетрадиционный ход, приняв решение снизить ставку подоходного налога до 13, а налога на прибыль — до 25%. Примечательно, что если прежде местные власти выступали ярыми сторонниками подобного новшества, то теперь, занявшись формированием собственных бюджетов на будущий год, существенно к нему охладели. Причина проста. Поступления от подоходного налога составляют от 80 до 90% доходов. И в случае принятия новой ставки подоходного бюджетные поступления сократятся процентов на 10. Это — в среднем. А для областного центра положение и вовсе может сложиться критическое, поскольку дефицит бюджета превысит 100 млн. грн. и город приобретет статус дотационного.
В связи с этим областные власти предлагают правительству поумерить размах щедрости, оставив ставку подоходного налога хотя бы на уровне 15%, а заодно освободить региональный бюджет от обязанности финансировать социальные льготы. Или хотя бы сократить их объем наполовину.
Любопытно, что в ходе обсуждений проекта бюджета местные власти совершенно индифферентно отнеслись к предложению центра втрое повысить ставки фиксированного и единого налога и вдвое — плату за торговые патенты. Бюджет это, разумеется, не спасет, но на легальном малом бизнесе, несомненно, поставит крест. На областном уровне это понимают ничуть не хуже предпринимателей, но перечить правительству не решаются. Хотя, возможно, после резкого осуждения Президентом этой идеи свои возражения, но в более мягкой форме, представят и местные власти. Ведь никому не известно, как дело обернется, а портить отношения с правительством не резон. Не ровен час, принципиальность выйдет боком. Уж лучше мирно, в роли ходатаев. Запросы-то у области приличные…
Первоочередная задача — добиться выделения из госбюджета 90 млн. грн. на проектирование и строительство мостовых переходов через Днепр. Впрочем, полностью получить заявленную сумму местные власти, судя по всему, не надеются, поэтому изначально готовы согласиться на половину. С помощью госбюджета запорожцы также надеются за счет «Энергоатома» решить затянувшуюся проблему возврата свыше 70 млн. грн., предоставленных областью в качестве так называемой финансовой помощи Запорожской АЭС четыре года назад. Говорят, правительство заинтересовалось этим предложением. Однако это вовсе не означает, что интерес обретет материальное воплощение. Региону могут попросту порекомендовать самостоятельно справляться с последствиями собственных инициатив. Тем более что в желании поупражняться в перетягивании куцего бюджетного одеяла запорожские власти отнюдь не одиноки.