Развал государства на время парализовал портовую жизнь полуострова, особенно в части грузоперевозок. Легче переживают кризисное время порты, занимающиеся пассажирскими перевозками, среди которых особое место занимает Ялта - единственный из черноморских портов России и Украины, включенный в международный круизный сборник. За минувший сезон здесь побывало свыше 50 кораблей различных компаний - на 10 процентов больше, чем в прошлом году. Их могло быть еще больше, но из-за неблагоприятной санитарной обстановки в Крыму в сентябре было аннулировано несколько круизных рейсов с иностранными туристами. Что делать - туристические компании перевозят респектабельную публику и при выборе маршрутов всегда учитывают фактор политической и санитарной стабильности...
Зато нашего, родного «водоплавающего» «челнока»-коммерсанта никакая холера не смутила. Катамаран «Крымская стрела» все лето не уставал сновать между Ялтой и Стамбулом. Центр курорта превратился в стоянку огромного количества машин, ожидающих «шоколадные» и «луковые» рейсы. Чтобы избавить горожан и курортников от необходимости дышать бензиновыми парами незапланированной стоянки, городские власти приняли решение об открытии порпункта Массандра - для пропуска грузов и пассажиров из-за границы. Ведутся работы по созданию инфраструктуры для таможенных и пограничных служб, постройке небольшого вокзального комплекса и складских помещений. Скоро все коммерческие перевозки будут переведены на обслуживание в массандровский грузовой порт, что позволит улучшить экологическую обстановку в городе.
Второй из двух катамаранов, построенных пять лет назад на норвежских верфях специально для Ялтинского порта, весь сезон выполнял рейсы между Грецией и Италией, а с 9 октября, после разрешения ООН, в рамках гуманитарных контрактов осуществляет рейсы между Италией, Албанией и Черногорией.
Более 300 тысяч человек «прогулялись» на катерах вдоль берега от Ялты до Алупки и обратно, наслаждаясь видом живописных берегов и запахом моря.
Так что в целом, несмотря на сложные экономические, технические и санитарно-эпидемиологические условия, объем пассажироперевозок даже увеличился. Однако полученных средств едва хватает, чтобы продерживать «на плаву» то, что способно работать без особых затрат. В то же время 15 из 24 судов уже более пяти лет находятся на отстое, приходя в негодность. Их можно реанимировать, половину можно продать, получив по 40-50 тысяч долларов за каждое. Через год-другой интерес к ним сохранится разве что у скупщиков металлолома.
Нельзя сказать, что портовики согласились с существующим положением и не стремятся найти выход из положения. Уже ведутся переговоры с Европейским банком реконструкции и развития и несколькими инвестиционными компаниями о модернизации Ялтинского порта для приема судов максимальных размеров. Дело в том, что корабли, имеющие длину свыше 210 метров, порт принять не способен. Такие суперлайнеры приходится обслуживать на рейде, что не всегда удобно из-за погодных условий, да и портовые сборы намного меньше. Если вопрос с инвесторами этого проекта будет решен, то изменится конфигурация причальной линии, будут перестроены и модернизированы причалы, увеличена глубина акватории. Ялта сможет принимать все круизные суда мира.